Девять месяцев – это не лет

18.06.2020

Апелляционная жалоба самого последнего политического заключенного оставлена без удовлетворения. Но на фоне других узников совести Серик Идырышев отделался еще сравнительно легко.

10 июня в Усть-Каменогорске апелляционная коллегия по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда оставила без удовлетворения апелляционную жалобу Серика Идырышева, осужденного по статье 405 как человека, симпатизирующего оппозиционному движению «Демократический выбор Казахстанаи оставила без изменения постановление районного Глубоковского суда об изменении меры наказания с ограничения свободы на лишение свободы.

Рассмотрение дела происходило в онлайн формате.

Электросварщик из села Бобровка Глубоковского района Серик Идырышев был обвинён в участии в деятельности оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана», в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда (со ссылками на некие непредставленные экспертизы) о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремизма (часть 2 статьи 405 УК РК).

5 декабря 2019 он был осужден Глубоковским районным судом ВКО к одному году ограничения свободы с лишением права заниматься общественно-политической деятельностью, в том числе с использованием средств массовой информации и сетей телекоммуникаций сроком на три года.

По вступлению спорного судебного акта в законную силу Идырышев был поставлен на пробационный контроль. Однако сотрудники уголовно-исполнительной системы посчитали, что Идырышев нарушил запрет в связи с тем, что он высказал свое мнение в социальной сети по поводу гибели в следственном изоляторе гражданского активиста Дулата Агадила и оставил еще несколько постов. По этой «веской» причине служба пробации направила представление о замене неотбытого срока ограничения свободы лишением свободы.

5 июня 2020 г. Глубоковский суд выполнил просьбу пробационной службы, тем самым увеличил число казахстанских политических заключенных на еще одного человека. Ему предстоит провести в колонии средней безопасности девять месяцев и два дня.

Серик Идырышев, реализуя своё право на свободу слова, публично выражал свое критическое мнение относительно общественно-политической ситуации, сложившейся в стране, за что был признан «экстремистом», потому что его мысли оказались созвучными идеям и требованиям оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана». Также Идырышев отстаивал право граждан на мирные собрания и состоял в чате оппозиционного движения «Көше партиясы» в Whatsapp.

В настоящее время Серик Идырышев ожидает этапирования в исправительное учреждение.

В отличие от других узников совести срок наказания за выражение своего мнения в казахстанских реалиях еще «детский». Макс Бокаев, Асет Абишев, Кенжебек Абишев, Ержан Елшибаев, Ринат Гинатуллин, Алмат Жумагулов, Игорь Чуприна осуждены от 2 до 7 лет, Арон Атабек до сих пор отбывает 18-летний срок лишения свободы. Десятки других, уже вышедших на свободу политических узников, также отбывали сроки за выражение своего мнения и отстаивание гражданских свобод в среднем от двух до пяти лет. Сотни осужденных, зачастую по сфальсифицированным обвинениям в экстремизме и пропаганде терроризма, мусульман пребывают в колониях от пяти до десяти лет.