Актюбинские депутаты и журналисты угодили в адмприёмник

27.01.2022

Еда из ресторана и камеры на каждом шагу – полицейские убеждали, что митинговавшие на «газовых митингах» отбывают наказание в отличных условиях.

На днях группа депутатов обламаслихата из партии «Ак жол» обратилась к начальнику облдепартамента полиции Канату Алиеву с требованием разобраться в том, как работала местная полиция после разгона «газового» митинга уоблакимата. После публикаций в СМИ, депутаты попросили организовать им встречу с арестованными после протестов, чтобы выслушать их.

– …организовать встречу с ними, чтобы мы могли узнать, убедиться лично, как проходит следствие (или избиения и пытки) на самом деле, – говорилось в обращении депутатов.

26 января областной акимат организовал поездку в отделы полиции Актобе и административный приёмник. В поездку позвали депутатов маслихата, журналистов и блогеров. Журналистов, которые больше всех писали критические материалы про акима области, в том числе и Ratel.kz облакимат в поездку не позвал. О пресс-туре незваные журналисты узнали от коллег.  Первым пунктом поездки стал городской отдел полиции номер 1. Именно на него больше всего жаловались те, кого туда привезли после митинга у акимата. Там на задержанных составляли протоколы и там же проходили заседания адмсуда. Задержанные жаловались, что их держали в спортзале отдела в ужасных условиях, которые граничили с пытками.

Начальник отдела Берик Бисикенов провёл гостей по зданию. Он рассказывал, что в дни митинга полиции приходилось нелегко, было много задержанных, которых в том числе доставляли и в его отдел. Бисикенов признался, что даже домой не отлучался, был на рабочем месте. Контролировал, чтобы его сотрудники действовали по закону и полномочий не превышали. Экскурсия началась с дежурной части и «обезъянника» – комнаты для задержанных.

– Говорят, в вашем отделе доставленных били, заставляли признаться в участии и организации митингов, это правда? – спросили Бисикенова журналисты. В ответ полковник показал, что во всех кабинетах отдела стоят камеры, они есть и в коридорах. В одном кабинете депутаты камеру не обнаружили. Берик Бисикенов сказал, что это кабинет, где сидит аналитик, и камера там не нужна. Задержанных, заверяли полицейские, никто и никогда не пытает. С ними говорят вежливо и на «вы». И поэтому, бологерам и журналистам, не стоит нагнетать атмосферу вокруг и без того непростой работы правоохранителей, советовали полисмены.

– Всё, что происходит в кабинетах следователей и дознавателей, записывается на видео. У  нас доступа к записям нет, никто задержанных и доставленных в наш отдел не бил. Телесные повреждения они получили не у нас, – заверил полковник Бисикенов.

По настоятельной просьбе журналистов, всех повели в тот самый спортзал, куда после разгона митинга свозили задержанных. Там их держали до суда. Спортзал сиял свежевымытыми полами, журналисты заметили, что камер видеонаблюдения в спортзале нет. Камера есть перед входом в спортзал. Но она висит в тёмном коридоре. К тому же на ней была плёнка. Полицейские стали объяснять, что на камере не скотч, как сказали журналисты, а плёнка, предохраняющая объектив от порчи и пыли. Почему в коридоре, где она висит, не было света, полисмены ответить не смогли.

После этого всех повезли в городской адмприёмник.

Там сидят те, кого адмсуд приговорил к аресту за участие в митингах. Вежливые полицейские рассказали, что и в адмприёмнике беспредела нет и быть не может. В каждой камере видеонаблюдение, кормят сидельцев исправно и регулярно, и претензий у них к полицейским нет, заверяли люди в погонах. Питание, как рассказали журналистам, арестантам привозят из ресторана.

Полицейские даже разрешили заглянуть в камеру к арестованным. Сидельцы пожаловались, что в камерах душно, они были недовольны условиями содержания.

– Ни вентиляции, ни квадратуры не хватает… восемь человек здесь «живут». Мы осужденные… ни постели нам не дают, ни питания нормального нету…Все вопросы эти надо поднимать на обсуждение, – рассказал депутату Бахыт Жаншаевой один из арестованных.

Полицейские просили этим словам не верить, так как, по их словам, люди в камерах обиженные и недовольные, и то, что они говорят, не всегда верно.

В следственный изолятор депутатов и СМИ не повезли.

За пару дней до этой поездки актюбинский общественник Марлен Баймагамбетов (на снимке), председатель общественного движения «Фермерский Центр Актобе», провёл пресс-конференцию. Административный суд арестовал его на 15 суток за призывы к участию участие в «газовом митинге в Актобе». Его полицейские задержали 8 января в 15.30 и держали с 16.00 до 3 часов ночи в горотделе полиции номер 1.

– Нас в зале отдела полиции было человек 80. Нас избивали, когда нас били, то полицейские были в масках, мы сидели на корточках спиной к ним. Меня пытали электрошокером. При избиениях использовали спецсредства, нас заставляли ходить гусиным шагом по залу… Все мы были в наручниках, даже в туалет в наручниках водили… Я отказывался признавать свою вину в организации митинга, тогда один из полицейских, которого я смогу опознать, сказал тем, кто меня допрашивал, чтобы они не церемонились со мною, так как я поджёг автозаправку. Это они сказали, видимо, чтобы разозлить их… Нам не давали есть и пить. В 3.30 ночи 9 января, мне дали подписать протокол моего допроса… после адмсуда отбывать арест меня и других адмарестованных отравили в колонию – поселение. Так как мест в адприёмнике не хватало, он был переполнен. Там условия были ужасные. Нам не давали горячего чая. Мы жили в холодной комнате. Пища была холодной, её на всех не хватало. Нас буквально морили голодом. На 7-й день ареста я объявил голодовку. Только тогда мы получили горячую еду. Но потом опять нас кормили холодной едой. Обед у нас был в 16.00. Ужин в 21-22 вечера. На все наши жалобы, нам отвечали: жалуйтесь в ресторан «Золотой колос», оттуда, по словам полицейских, нам привозили еду, – рассказал журналистам Баймагамбетов.

Сейчас по жалобе Баймагамбетова проводит проверку прокуратура и УСБ облдепартамента полиции. Кроме того, по постановлению следователя, Баймагамбетов прошёл судебно-медицинскую экспертизу, которая подтвердила на его теле следы от электрошокера. «На момент осмотра обнаружены телесные повреждения в виде точечных попарных ран в верхней трети левого плеча, полученные от электрошокера, возможно, в срок и при обстоятельствах, не противоречащим в постановлении и самим свидетельствуемым», – говорится в экспертизе.

ИСТОЧНИК:

Интернет-издание Ratel.kz

https://ratel.kz/raw/aktjubinskie_deputaty_i_zhurnalisty_ugodili_v_admpriemnik


Смотрите также