Давайте поиграем в пианино

30.11.2021

В Туркестанской области полицейские, применив пытки к подозреваемому, все же оказались за решеткой. Правда за истязания уже других, тогда как первая жертва была вынуждена подписать признательные показания.

В Туркестанской области Департамент по противодействию коррупции прекратил уголовное дело в отношении уже осужденных стражей порядка Сагадата Жандарбека и его коллег. Генеральная прокуратура также согласилась, что «кто старое помянет, тому глаз вон». Тогда как Шохан Жорабаев, получивший телесные повреждения, отбывает 15-летний срок за вмененное ему изнасилование несовершеннолетней.

Житель Отырарского района Шохан Жорабаев был задержан и доставлен в районное Управление полиции 23 января 2019 года в 11.15 утра. Задержанный удостоился чести быть сопровожденным в кабинет №10 начальника оперативно-криминалистического подразделения Сагадата Жандарбека. Там его оставили на час, пока полицейские совещались за пределами офиса бастыка.

«Войдя в кабинет, Жандарбек приказал неустановленному сотруднику   принести скотч. Жорабаев Шохан спросил Жандарбека, что они собираются с ним делать? Жандарбек ответил «заставим тебя играть на пианино» и тогда поймешь», – сообщает адвокат Жорабаева Шынгыс Сейфулла.

Задержанный сразу понял, что ничего хорошего его не ждет, и бросился к выходу. Там ему путь преградил еще один сотрудник полиции, а сзади последовали удары по почкам. Когда от боли Шохан присел, его повалили на пол, связав ноги скотчем, а для закрепления эффекта взяли швабру и «пропустив ее под ноги» задержанного снова обмотали полученную конструкцию липкой лентой. Когда жертва оказалась обездвижена, на помощь «учителям музыки» пришли еще двое их коллег, и началось…

Продолжая бить по почкам и голове, кто-то надел мужчине на голову черный пластиковый пакет. Терявшему сознание «клиенту» полицейских удалось прокусить целлофан, но у полицейских оказался запас пакетов. Но война войной, а обед для полицейских – святое. Решив, что и истязаемому следует немного отдохнуть, ему освободили руки и ноги от скотча.

Через час, хорошо подкрепившись, полицейские занялись доставленным с новой силой и с новыми пакетами. Когда мужчина терял сознание, его приводили в чувство нашатырем. В последний раз Жорабаев очнулся в коридоре, рядом с ним стоял фельдшер «скорой помощи», вводивший ему инъекцию. Попытку врача узнать у него, что произошло, резко прервал полицейский начальник и попросил медика на выход.

После ухода ненужного свидетеля Жорабаева вновь завели в кабинет Жандарбека и все повторилось по третьему кругу. Но теперь ему предложили новое условие: или он берет на себя вину, или дубинка в задний проход. Понимая, что люди в форме не шутят, задержанный согласился взять на себя любое преступление. В 22.40 ему выдали готовый протокол допроса, который тот подписал не читая.

По истечении семи дней по заключению судебно-медицинской экспертизы у задержанного были обнаружены синяки и ссадины в районе уха, что по мнению экспертов соответствует нанесениям ударов кулаками. В то же время при задержании по освидетельствованию врачей никаких травм у доставленного не было, а в журнале задержаний значилось, что его доставили в 22.41, после чего, по-видимому, он моментально подписал протокол.

Согласно написанному протоколу, Жорабаев сознался в неоднократном половом проникновении (хотя, в Генеральной прокуратуре считает это «покушением на изнасилование»), но, как выяснилось позже, девственная плева потерпевшей не была повреждена.

По заявлению теперь уже арестованного о применении к нему пыток следователь Департамента по противодействии коррупции Аманбай 26 октября 2020 начал досудебное расследование по статье 146 – Пытки. 25 декабря того же года расследование прекращено. Следователь принял на веру версию полицейских о нанесении Жорабаеву травм родственниками потерпевшей еще до момента задержания (но, как помните, поступил он в управление полиции без каких-либо повреждений). Аманбай не стал себя утруждать назначением судебной психолого-криминалистической экспертизы видеозаписи допроса подозреваемого, допрашивать медработников, проверять показания на месте совершения преступления, опознавать неустановленных сотрудников полиции. Ведь если слова Жорабаева будут подтверждены, придется сажать коллег по цеху, что в условиях, когда все силовики друг другу если не родственники, то товарищи по системе, могут неправильно понять. Сегодня ты, завтра тебя…

Но если в фактическом бездействии Аманбая есть логика, то позиция Генеральной прокуратуры, не нашедших иных подтверждений заявлению Жорабаева помимо его слов, абсолютно непонятна. Разве что вся та же круговая порука, ставшая для Казахстана одной из основ системы правления.  

В 2019 году Шохана Жорабаева осудили на 15 лет лишения свободы, взяв за основу обвинения его же признания. На судебном процессе после заявления подсудимого о пытках все судебное следствие уложилось в один шаг: опрос Жандарбека. Но поскольку последний клятвенно заверил, что никого не пытал, судье пришлось поверить ему на слово.

Между тем в декабре 2020 года Сагадата Жандарбека, вместе с Жасуланом Сеитжаппаровым и Канатом Налмишовым все же признали виновными в пытках и посадили от четырех до четырех с половиной лет. Любимая экс-полицейскими «игра в пианино» едва не привела к трагедии, когда подозреваемый после пыток попытался покончить с собой.