Цену пыткам определяет суд

22.04.2022

Еще один бывший заключенный скандально-известной павлодарской колонии, переживший пытки, обогатился за годы перенесенных издевательств на 300 тысяч тенге.

20 апреля в Павлодарском городском суде в ускоренном темпе прошло судебное заседание по рассмотрению иска Михаила Санина к Департаменту уголовно-исполнительной системы (ДУИС) по Павлодарской области.

В 2019 году группа сотрудников колонии АП-162/3 и осужденных из числа «добровольных помощников», всего 14 человек, сама оказалась в местах лишения свободы. В течение нескольких лет надзорные органы старательно не замечали ежедневные издевательства, которым подвергали сидельцев. Пока зарвавшийся персонал и «добровольцы» не запытали до смерти Саина Муратбекова. Убийство заключенного вынудила прокуратуру прозреть, и на скамье подсудимых оказались все участники этой и других экзекуций.

В апреле 2022 года первому из бывших заключенных той колонии Азамату Тешебаеву (и не с первого раза) перепало от щедрот суда, определившего стоимость перенесенных им в течение свыше трех лет боли и унижений в 300 тысяч тенге.

Михаил Санин – второй, кто попытал счастья, тем более, что некоторые участники пыточного конвейера уже вышли на свободу.

–  Вы уже отбыли свой срок и уже на свободе, а я перенес все эти моральные, психологические пытки и применение физического насилия. Я чужого не прошу, суд за судом – это волокита много лет длится… У меня до сих пор остался страх. Пытки, которые я прошёл – топили в воде, тушили сигареты, одевали пакет на голову… Хотя это был 2016 год, а сейчас 2022г. я все помню, как будто это вчера было, – обратился Санин к своим обидчикам в ходе судебного рассмотрения.

Позиция ответчика была понятна исходя из предыдущего аналогичного процесса. И опять же все свелось к тому, что пытки применялись, так сказать, по собственной инициативе работников колонии; в инструкциях применение пыток не прописано; об ответственности за неправомерные действия были предупреждены. Поэтому ДУИС не в ответе за всех своих, кто оступился.

Прокурор все же задал уточняющий вопрос представителю ответчика: подчинялись ли на момент совершения преступлений сотрудники учреждения Департаменту?

Ответ оказался двояким: «На тот момент да, не ДУИС, а сотрудниками Учреждения АП-162/3, самостоятельно юридическое лицо, который имеет свой Устав», но при этом их «Назначает и увольняет по приказу начальника ДУИС».

На прениях ответчик еще несколько раз взывал к тому, что ДУИС не давал задания пытать заключенных… Но прокурор парировал, что «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей». При этом как и ранее сбил цену морального вреда в 33 раза – до тех самых 300 тысяч.

С этим предложением легко согласилась судья Зиядова. Так что, не будучи пророком, можно заявить, что и третий пострадавший в скором времени получит не более того.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции. Адвоката для защиты интересов Михаила Санина предоставила Коалиция НПО Казахстана против пыток. Судебное заседание проходило при участии представителя Бюро по правам человека в качестве наблюдателя.

Скриншот: sevastopol.su


Смотрите также