• Главная
  • >
  • Ценности и реальность: желаемое и действительное

Ценности и реальность: желаемое и действительное

28.04.2023

По мнению украинского депутата Европейского парламента, Казахстан хочет разделять с Европой её главные ценности – демократию, права человека и верховенство Права. Такой взгляд на нашу страну извне представляется нам несколько идеализированным, если речь идёт об официальном Казахстане.

Выступая на днях на сессии Европейского парламента, известный украинский политик Алексей Гончаренко отдельно высказался о Казахстане. Он отметил, что эта страна находится под информационной атакой соседней России. Вот три цитаты из его выступления – воспроизвожу по тексту сегодняшней публикации на сайте NewTimes.kz:

«Каждый день российская пропаганда говорит о том, что Казахстан, а особенно его северная часть – это часть России, должен защищать русскоговорящее население».

«Я не хочу, чтобы ещё одна страна пострадала от агрессивной политики РФ, как в настоящее время страдает Украина».

«Казахстан – это европейская страна. Казахстан хочет разделять с нами [европейцами. – А.С.] наши ценности – демократию, права человека, верховенство Права. Я верю, что будущее Казахстана – это не быть жертвой [двух тоталитарных. – А.С.] империй, которые его окружают, а быть членом Совета Европы, присоединиться к свободному миру, присоединиться к нашему обществу. Алга, Казахстан!»

Алексей Гончаренко на трибуне Европарламента.

Цитируя относящиеся к нашей стране фрагменты из выступления Алексея Гончаренко в Европарламенте, не могу не вставить свои пять копеек (тийынок) как казахстанский правозащитник и правозащитный журналист. Моя реплика отчасти повторит фраз из советского литературного анекдота 20-х годов прошлого века, в котором у красного командарма Семёна Будённого, выступившего с разносной критикой только что вышедшего романа Исаака Бабеля «Конармия», спросили: «Семён Михалыч, а почему вам так не нравится Бабель?», на что лихой кавалерист лихо подкрутил длинный ус и молодецки воскликнул: «Это смотря какая бабель!»

Вот так и я хотел бы уточнить у глубоко уважаемого мною украинского демократического политика Алексея Гончаренко: какой именно Казахстан хочет разделяет и разделяет с Европой и остальными странами «золотого миллиарда» основополагающие ценности демократии, прав человека и верховенства Права?

Если говорить о том Казахстане, к которому принадлежим и мы, казахстанские правозащитники, а также наши коллеги по «третьему секторы», плюс вся либерально ориентированная часть общества и демократической части политической оппозиции, и все сочувствующие им пользователи соцсетей, то тогда всё верно: такой Казахстан действительно хочет разделять и разделяет указанные ценности.  

Если же говорить об официальном Казахстане, то есть об ак-ордынском начальстве и обслуживающих его депутатах, чиновниках и силовиках, то невооружённым глазом видно, что уж они-то вышеуказанных ценностей точно не разделяют. Могу даже предположить, что им мировоззренчески и психологически гораздо ближе идеология и политическая практика как раз-таки тех самых двух империй, а именно Российской и Китайской, плотно окружающих нашу страну и оказывающих на неё соответствующее влияние и давление.

Подтверждение этому мы видим не только во внешней политике (голосование по критикующим Россию документам ООН, содействие Москве в деле обхода экономических санкций etc.), но и прежде всего по внутренней политике Ак-орды. Эту политика реально определяется не пустыми декларациями о «Новом Казахстане», а вполне себе репрессивными законами и новыми законопроектами, а также повседневными репрессиями против несогласных и всем прочим в том же духе.

Хотя, конечно, масштаб и свирепость этих репрессий совершенно несравнимы с нынешними российскими реалиями, при которых два соседних понедельника 10 и 17 апреля начинаются в Алматы и Москве оглашением двух обвинительных приговоров по весьма похожим делам, но при этом Бостандыкский районный суд южной столицы РК даёт Жанболату Мамаю шесть лет лишения свободы условно с запрещением вести любую общественную и публицистическую деятельность на протяжении этого срока, а Московский городской суд даёт Владимиру Кара-Мурзе двадцать пять лет реального срока с последующим (если доживёт) запрещением того де самого.  

И уж конечно на фоне путинской России токаевский Казахстан выглядит очень даже в белом пальто элементарно потому, что не ведёт ни с кем из своих соседей агрессивной и захватнической войны. Вот только это нас более-менее успокаивает и частично примиряет с правящим режимом. Если мы с ним хотя бы в чём-то находимся в одной лодке, то только в плане общего неприятия агрессивных антиказахстанских выпадов со стороны российских пропагандистов, о которых упомянул в своём европарламентском выступлении Алексей Гончаренко.

И точно так же, как и он (или даже ещё больше, поскольку нас это касается не только мировоззренчески, но и жизненно) мы не хотим, чтобы ещё одна страна пострадала от агрессивной политики Москвы, как в течение последних четырнадцати месяцев страдает Украина. При этом само наличие такой опасности как раз и проистекает из деятельного отрицания путинской Россией тех самых европейских и одновременно общечеловеческих ценностей – демократии, прав человека и верховенства Права.