Жалобы на пытки не подтвердились, приговор оставлен без изменения. При этом проверку жалобы осужденного проводили сотрудники того же ведомства, на действия сотрудников которого осужденный жаловался.
В Павлодарский филиал Бюро по правам человека обратились родственники осужденного Руслана Уалиева, бывшего сотрудника исправительного учреждения № 45. Экс начальник отряда этой колонии 29 ноября прошлого года был осужден Павлодарским городским судом № 2 на шесть лет лишения свободы по обвинению в превышении должностных полномочий. Через восемь с половиной месяцев судебная коллегия по уголовным делам Павлодарского областного суда, рассмотрев 11 августа апелляционную жалобу Уалиева, вынесла решение – приговор суда первой инстанции оставить без изменения.
После этого сестра осужденного Анара Уалиева и директор Павлодарского филиала КМБПЧ Меруерт Шакирова провели онлайн пресс-конференцию.
Анара Уалиева рассказала о том, как обычным майским вечером прошлого года Руслана в выходной день неожиданно вызвали на службу и провели в кабинет начальника учреждения Куаныша Койчубаева, который предъявил своему подчиненному сотовый телефон и смарт-часы, изъятые при обыске у одного из заключённых. Начальник обвинил Уалиева в том, что это он пронес запрещённые предметы в зону. За этим последовали уговоры признаться в должностном нарушении, оскорбления и нецензурная брань и наконец физическое воздействие в виде ударов по голове и ногам.
После избиения жертве предложили красивый выход из ситуации: ты признаешься в служебном нарушении, мы закрываем дело и переводим тебя в другое учреждение на такую же должность, но для этого ты должен заплатить нам миллион шестьсот тысяч. От такой сделки Руслан отказался, после чего его привезли домой, откуда госпитализировали в городскую больницу с диагнозом прединсультное состояние и разрыв связок ноги. В больнице сначала Уалиева прооперировали, но вскоре под давлением сотрудников департамента УИС выписали недолеченным с направлением в ведомственную поликлинику при военном госпитале. В этом медучреждении невропатолог отправляет Уалиева к психологу, психолог – к психиатру, а тот госпитализирует его в психиатрический стационар.
Однако лежать в «желтом доме» Руслану не пришлось – его задержали полицейские и доставили в ИВС, а затем арестовали и поместили в СИЗО, где началось следствие по обвинению в должностном преступлении. Во время следствия Уалиев подавал жалобу на применение к нему пыток и вымогательство. По этой жалобе проводилась служебная проверка, результатом которой стало заключение о том, что «данные факты не нашли подтверждения». В связи с этим защитники Уалиева указывают на то, что расследование по фактам пыток и вымогательства проводили сотрудники областного департамента уголовно-исполнительной системы, на противоправные действия сотрудников которого жаловался бывший сотрудник этого же ведомства. Это обстоятельство не позволяет говорить об объективности расследования.
По словам Анары Уалиевой, судебный процесс в Павлодарском городском суде № 2 проходил с обвинительным уклоном. Ни одно из показаний в пользу подсудимого не было учтено судом. Точно так же судья проигнорировала и заявление подсудимого о пытках и вымогательстве. Приговор был вынесен обвинительный с шестилетним сроком наказания.
Будучи полностью несогласным с этим приговором, осужденный Уалиев подал апелляционную жалобу, которая была рассмотрена через лишь восемь месяцев после приговора. Апелляционная коллегия Павлодарского областного суда так же, как и суд первой инстанции проигнорировал все оправдывающие осужденного обстоятельства и оставила приговор в силе, однако хотя бы вынес решение о направлении на доследования заявления Уалиева о пытках и вымогательстве.
Анара Уалиева рассказала о том, что её брат Руслан Уалиев безупречно проработал в системе УИС одиннадцать лет. В свой время он окончил Павлодарский юридический колледж, затем уже с долности начальника отряда поступил в Костанайскую академию МВД, где в 2020 году защитил магистерскую диссертацию на тему соблюдения прав рядовых сотрудников учреждений УИС. Возможно, это обстоятельство тоже сыграло свою роль в том, что бывшие коллеги выбрали его на роль жертвы.
Хотя причины этого могли быть и гораздо более прозаическими. Анара Уалиева рассказала о том, что незадолго до начала всей этой истории начальство вынудило Руслана оформить на себя кредиты в четырёх банках на общую сумму в три миллиона тенге. При этом за всё время его пребывания за решёткой ни один из банков ни разу не запросил семью Уалиева о его местонахождении. Похоже, что это была какая-то коррупционная схема, в которой Калиева использовали втёмную, а когда он попытался выйти из навязанной ему игры, его смахнули с доски, устроив провокацию и отправив сначала в психушку, а потом на нары.
Сестра осужденного работника пенитенциарной системы обращается к Генеральному прокурору с просьбой обратить внимание на дело Руслана Уалиева, а также на целый ряд других подобных дел и навести порядок в казахстанской уголовно-исполнительной системе, которая сверху донизу поражена коррупцией, жестокостью и круговой порукой. При этом если такие вещи происходят между теми, кто должен охранять и перевоспитывать осужденных, то стоит ли удивляться проявлениям жесткости и коррупции применительно к подопечному контингенту?