• Главная
  • >
  • Безгражданство – не приговор

Безгражданство – не приговор

31.12.2022

Несмотря на постоянное сокращение в Казахстане населения без гражданства за счет документирования, в таком состоянии остаются еще тысячи человек. Нередко без документов живут уже несколько поколений или же целые поселки, считая, что выхода из ситуации нет. На самом деле есть, только не все об этом знают, и в ответственных госорганах очень часто стараются приложить усилия, чтобы ничего не делать, либо требуют с людей, у которых и так за душой ничего нет, «вознаграждения».

Ниже истории о том, как девятилетняя всемирная кампания #IBELONG (Я принадлежу) Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев помогла этой весной двум алматинцам обрести гражданство, а вместе с ним документы и веру в лучшее.

История первая: попытка – не пытка

Пять месяцев назад 21-летняя Нигара Бакиева и двое ее маленьких детей получили документы, удостоверяющие личность. Но до сих пор ее мама и двое старших братьев все еще проживают на птичьих правах.

Родившаяся в КазССР Маягуль Бакиева – мама Нигары в период постсоветского развала, еще с красным паспортом оказалась в соседнем Кыргызстане, выйдя там замуж. А позже паспорт или где-то оставила, или обронила. Тем не менее в 1993 год ей удалось вернуться в Казахстан и продолжить здесь жить вместе с семьей «невидимками» для государства, в том числе появившейся на свет в 2001 году Нигаре.

Все это время Маягуль Бакиева пыталась восстановить гражданство.

– Никакой отдачи со стороны других органов – миграции и паспортных столов – не было, – говорит Нигара.

Последняя попытка была предпринята два года назад в Жамбылской области, где женщина хотела получить хотя бы статус лица без гражданства. В госорганах, мягко говоря, подходили к этому без энтузиазма, либо прямо предлагая женщине, чтобы та дополнительно простимулировала сотрудников. Но лишних денег в семье никогда не было.

Как и в других семьях, где живут люди в состоянии безгражданства, Бакиевым приходилось с большими проблемами решить не только финансовые, но и другие вопросы. Из всей семьи только одному брату удалось устроиться на ферму пастухом. Маягуль Бакиева уже достигла пенсионного возраста, но на пенсию, даже минимальную, рассчитывать не может.

Сама Нигара в школе проучилась вплоть до восьмого класса, и потом ее, как человека без документов, попросили либо обзавестись ими, либо покинуть учебное заведение. Пришлось уйти.

Друг мужа Нигары (брак был заключен по мусульманским канонам), услышав о том, что в Бюро по правам человека оказывают содействие по восстановлению гражданства и документированию лиц без гражданства в рамках кампании УВКБ ООН, предложил попробовать Нигаре.

Тем более что у ней самой появилось двое малышей, ставших уже третьим поколением безгражданства внутри одной семьи, добавив новых проблем. Девушка рассказывает, что когда она была в положении, ее без удостоверения отказывались ставить на учет в клинику; после детей, когда возникала необходимость, обследовали, но лишь благодаря знакомству.

И хотя после того, как Нигара насмотрелась на попытки своей мамы в течение 15 лет решить паспортный вопрос, особой веры в успех не было, все же решила попытаться.

Весь непростой процесс восстановления в гражданстве занял примерно семь месяцев и в марте 2022 года Нигара получила на руки свой первый в жизни документ. Точнее сразу два: свидетельство о рождении и удостоверение личности.

Дальше – уже проще. Получив удостоверение личности, Нигара по подсказкам юристов Бюро по правам человека, получила свидетельства о рождении своих детей.

Сейчас, когда первый, самый сложный пазл сложился, Нигара и ее родные начали процедуру документирования остальных – мамы и старших братьев.

История вторая: тридцать лет и три месяца

Другой житель Алматы, 54-летний Александр Соколов, больше половины жизни провел без документов, хотя государство о его существовании знало прекрасно.

Судьба распорядилась так, что мужчина оказался в колонии, обладая на тот момент советским паспортом. Когда помещали в исправительное учреждение паспорт забрать-то забрали, а вот удостоверение РК, пришедшее на смену паспорту рухнувшего государства, так и не дали. Освободившись в 2010 году все это время мужчина жил по одной единственной справе об освобождении.

– Я начальнику отряда говорил, он мне в ответ: вас нужно вести в паспортный стол, конвоировать, а на это у нас нет денег. А сюда вызвать представителей паспортного стола опять же нужно платить. Так что там сделать документы не получилось, никто ничего не хотел делать, – вспоминает Александр.

Освободился он в Павлодаре, но в паспортном столе ему ничем помочь не смогли. Потом поехал в Караганду. Там он тоже, прожив четыре года, так и не смог получить удостоверение – все те же препятствия. Уже переехав в Алматы, он обратился в миграционную полицию.

– Я им сказал, вот такая вот ситуация: есть свидетельство о рождении, нет документов – однако там его вновь отправили в Караганду, вызвав вполне законное недоумение. – А что, Алматы – это не Казахстан? Разве нельзя здесь сделать документы?

Тогда в южной столице пошли на уступки, выразив готовность помочь опять же за определенную сумму. Как и в семье Бакиевых, у Александра таких денег не нашлось.

Еще четыре года мужчина провел в Алматы без документов пока не увидел по интернету информацию о Бюро по правам человека.

– Обратился – помогли. Тридцать лет не мог сделать документы, и наконец-то срослось. Я уже думал, что так и до конца жизни буду без документов. Вот не получается и все, – даже сейчас, по прошествии времени Александр не может скрыть своей радости.

Вся процедура документирования заняла около трех –четырех месяцев, что на фоне бесплодных 30 лет – не срок. Весной на руках у мужчины оказалось его первое удостоверение РК.

По словам Александра, сейчас у него все хорошо: живет в гражданском браке (но теперь можно будет оформить по закону), воспитывает сына, работает. Без работы «на все руки мастер» (как о себе сообщил собеседник), и раньше никогда не сидел. Только в таком случае рискуешь сильнее: «Если нет документов, то могут и обмануть человека».

* * *

За время кампании #IBelong, объявленной в 202о году, в Казахстане удалось выявить 8 822 лиц без гражданства и не имеющих документов. По состоянию на июль 2022 года 4800 человек подтвердили принадлежность к гражданству Казахстана, и около 2700 человек получили помощь в оформлении документов –информирует сайт Агентства ООН по делам беженцев.

В Казахстане кампания была инициирована Министерством внутренних дел в рамках вк глобальной кампании УВКБ ООН #IBelong по искоренению безгражданства к 2024 году и реализована в партнерстве с Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Правовым центром женских инициатив «Сана Сезим» и Министерством юстиции РК при поддержке УВКБ ООН.

По вопросам восстановления гражданства и документирования, нужно связаться с ближайшим филиалом Бюро по правам человека (https://bureau.kz/spisok-sotrudnikov/) или с «Сана сезiм» (http://sanasezim.org/?q=node/84).


Смотрите также