• Главная
  • >
  • Адвокат, мефедрон, выйди вон!

Адвокат, мефедрон, выйди вон!

31.05.2024

Защитники обвиняемой в причастности к наркотрафику считают, что справедливое рассмотрение её дела возможно только в суде присяжных, к отказу от которого удалось принудить девушку. Для чего на день пришлось вывести из игры ее адвоката.

27 мая в пресс-центре Бюро по правам человека состоялась пресс-конференция, посвященная нарушениям прав жительницы Алматы Айи Ахметовой (фамилия изменена), обвиняемой в причастности к перевозке крупной партии мефедрона. Дело рассматривается в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматинской области. Мать девушки Мейрамгуль Касымбекова и её адвокат Бауыржан Азанов уверены, что только в суде присяжных подсудимая может рассчитывать на объективное рассмотрение своего дела.

Эта история началась 26 октября прошлого года, когда в Алматинской области сотрудники КНБ пресекли попытку ввоза из России в Казахстан 25-килограммового груза синтетического наркотика, стоимость которой была оценена в 500 миллионов тенге. При попытке провоза этого груза была задержана гражданка N (её имя и фамилия известны, но на пресс-конференции не оглашались), однако вскоре её отпустили, а на начавшемся недавно судебном процессе она проходит в качестве свидетеля.

Обвиняемыми по данному делу стали две девушки, задержанные силовиками двумя днями позже после задержания N на пустыре за пределами южной столицы, куда ранее должны были доставить перехваченную партию мефедрона. Однако сам груз был перехвачен еще на подступах к Казахстану, а на место приемки «товара» привезли муляжи в ожидании заказчиков.

Одной из задержанных оказалась 25-летняя Айя Ахметова, находившаяся в тот момент в состоянии сильного наркотического опьянения, в силу чего вряд ли могла выполнять обязанности наркокурьера, на что защитники обвиняемой указывают как на очевидную несообразность обвинения. Каким образом она с подругой (также пребывавшей под воздействием) оказалась не в то время, не в том месте, девушка вспомнить не может – сказались несколько дней «марафона». К тому же она, по словам матери, не один год являлась потребителем «химии» и в силу этого была полностью оторвана от действительности.

Расследованием дела занимались сотрудники департамента КНБ по Алматинской области.

После полугода пребывания Айи Ахметовой в СИЗО её дело передали в суд, где ещё до начала процесса произошло следующие пертурбации: 4 мая обвиняемой неожиданно заменили приглашённого её родственниками адвоката Бауыржана Азанова на дежурного адвоката, вообще незнакомого с делом («Он даже фамилии своей подзащитной не знал!» – восклицает Мейрамгуль Касмыбекова.) Таким образом от обвиняемой, очевидно, не только методом ласкового убеждения, добились отказа от рассмотрения дела судом присяжных, после чего вернули адвоката Азанова. Известный своей независимой позицией адвокат резко оценил эту пертурбации как грубое нарушение закона и объяснил их стремлением обвинения не допустить к этому делу присяжных, на которых эта история может произвести негативное впечатление. На сегодняшний момент рассмотрение данного уголовного дела по существу в областном СМУСе ещё не начиналось.

– До получения от моей дочери отказа от суда присяжных нас так и не ознакомили с материалами дела, моя дочь не знала, в чём именно её обвиняют. Мы добились ознакомления с делом только благодаря адвокату Бауыржану Азанову уже после его возвращения Та девушка, которую реально задержали с грузом мефедрона, дала показания о том, что уже год как занимается доставкой и закладками наркотиков, но следователей это почему-то не интересует. Я подозреваю, что мою дочь хотят сделать крайней и осудить за чужие грехи, – говорит Мейрамгуль Касымбекова.

Она настаивает на том, что ей дочь не была даже знакома с первоначально задержанной, а затем отпущенной гражданкой N, выступающей теперь свидетелем. Также она возмущается тем, что следствие отказалось пригласить врача-нарколога, который мог бы объяснить влияние наркотиков на поведение ее дочери, которая из-за наркотического опьянения  в момент задержания не могла отдавать отчёт в своих действиях.

Семья обвиняемой ей и адвокат продолжают бороться за передачу дела в суд присяжных, надеясь на справедливое судебное разбирательство.

– Мы требуем справедливого суда. Наша дочь не имеет отношения к этим наркотикам. Прошу всех, кто может помочь, поддержать нас в этой борьбе! – говорит Мейрамгуль Касымбекова.