Информационный отчет о деятельности КМБПЧиСЗ за период 1 июля 2013 г. – 30 июня 2014 г.

08.09.2014

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ[1] О деятельности КМБПЧиСЗ

 

 

 

Отчётный период:                         1 июля 2013 г. – 30 июня 2014 г.

 

 

  1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

     

Анализ развития ситуации с соблюдением политических прав и гражданских свобод в Республике Казахстан за отчетный период показывает, что  она характеризуется устойчивым ухудшением и превращением «мягкого» авторитарного режима в более жесткий с элементами «полицейского» государства.

 

После ликвидации в 2012 году наиболее массовой оппозиционной политической партии «Алга!» вторая половина 2013 года охарактеризовалась практическим прекращением существования еще одной партии — «Азат», оставив на политическом поле Казахстана  только две оппозиционные политические партии: Коммунистическую партию Казахстана (деятельность которой периодически приостанавливается по весьма надуманным основаниям) и Общенациональную социал-демократическую партию Казахстана (деятельность которой не очень заметна, хотя необходимо отметить инициативу этой партии по созыву Общегражданского собрания и создания Общегражданского совета, куда приглашены и представители КМБПЧ). В условиях полного отсутствия представителей оппозиции в Парламенте и местных представительных органах власти (маслихатах) говорить о соблюдении права граждан на участие в управлении своей страной, в том числе путем объединения в политические партии и представленности в выборных органах власти не приходится.

 

Вторая половина 2013 – первая половина 2014 года охарактеризовались продолжением давления на независимые средства массовой информации. После ликвидации в 2012 году нескольких десятков независимых печатных средств массовой информации и веб-ресурсов давлению подверглись оставшиеся немногочисленные печатные СМИ. Газеты «Правда Казахстана», «Правдивая газета», «Уральская неделя», «Ашык Аланы — Трибуна», информационно-аналитический портал «Республика» и другие, а также их журналисты подвергались неоднократным судебным преследованиям по обвинению в клевете или оскорблении чести и достоинства, несоблюдении законодательства о СМИ в части представления выходных данных и т.д. Их штрафовали, приостанавливали деятельность изданий, а «Правдивую газету» в начале 2014 года ликвидировали за нарушения, связанные с выходными данными. Ряд сайтов продолжает блокироваться на территории Республики Казахстан, включая «Живой журнал», Ratel.su, информационно-аналитический портал «Республика», а также сайт движения «Социалистическое сопротивление Казахстана». С критикой подобной правоприменительной практики неоднократно выступала Специальный представитель ОБСЕ по свободе СМИ Д.Миятович. В принятых Парламентом Казахстана новом Уголовном кодексе РК (УК РК) и Кодексе РК об административных правонарушениях (КоАП РК) сохраняется уголовная ответственность за диффамацию и усиливаются уголовные и административные санкции за нарушение законодательства о СМИ.

 

Усилена также уголовная и административная ответственность за организацию несанкционированных мирных собраний и создание и деятельность незарегистрированных общественных объединений. В уголовном законодательстве появился новый юридически неопределённый субъект права – «лидер общественного объединения».

 

Ситуация с соблюдением права на мирное собрание в Казахстане продолжала полностью не соответствовать международным стандартам, в том числе и Руководящим принципам ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы по свободе собрания. По всей стране в областных центрах и крупных городах выделено по одному-два места для проведения мирных собраний, митингов, пикетов и даже шествий и демонстраций, причем обычно эти места находятся в отдаленных от центра и административных зданий районах. В массовом порядке инициаторам мирных собраний отказывают в разрешениях на их проведение, а в случае проведения без разрешения абсолютно мирные акции жестко пресекаются, а организаторы и участники штрафуются или получают до 15 суток административного ареста. При этом власти рассматривают как мирные собрания и такие акции как флэш-мобы, вручение петиций, совместные возложения венков к памятникам и т.д. Любые несогласованные с властями общественные акции протестного характера рассматриваются как нарушение общественного порядка, а их участники задерживаются и привлекаются к административной ответственности.

 

После принятия в 2011 году нового законодательства Казахстана о религиозной деятельности и религиозных объединениях и вступления его в силу осенью 2012 года в части перерегистрации религиозных объединений ситуация со свободой совести и религии значительно ухудшилась. Если раньше для создания религиозного объединения достаточно было 10 человек, то теперь для регистрации местного религиозного объединения надо не менее 50 человек, регионального – 500 человек, республиканского – 5000 человек. Около 1500 религиозных общин не прошли перерегистрацию после вступления в действие нового закона. Религиозные общины подвергаются цензуре в отношении религиозной литературы. Никакая иная литература, научная, философская, развлекательная и т.д. не подвергается цензуре, кроме религиозной. Пользоваться такой литературой, ввезенной из за рубежа, можно только после религиоведческой экспертизы. По всей стране штрафуют проповедников и простых верующих за то, что они осуществляют богослужения, проповедуют или распространяют религиозную литературу не в специально определённом месте, изымают Библии и Кораны, штрафуют за отправление религиозного культа даже в частных домах, преследуют за незаконное миссионерство. Продолжается уголовный процесс над атеистом Харламовым и недавно завершился уголовный процесс над пастором Кашкумбаевым, хотя к положительным моментам надо отнести то, что они оба освобождены из-под стражи.

 

Ухудшается ситуация со свободой объединения. Парламентом Казахстана принят новый закон о профсоюзах, который имеет явно репрессивный характер, что вызвало серьёзную критику со стороны Международной организации труда и Международной конфедерации свободных профсоюзов. Некоторые депутаты Парламента Казахстана призывают ужесточить законодательство об общественных объединениях, особенно в отношении иностранных НПО и финансирования общественных организаций.  

 

Продолжают существовать серьезные проблемы с обеспечением права на справедливый судебный процесс, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в КМБПЧ.

 

Не улучшается ситуация в сфере борьбы с пытками и жестоким обращением, особенно со стороны полиции и в местах лишения свободы. Хотя, для объективности, необходимо отметить как положительный фактор принятие специального законодательства о национальном превентивном механизме по предупреждению пыток и ряд позитивных шагов властей по его формированию. В начале 2014 г. при Уполномоченном по правам человека РК создан Координационный совет НПМ, в который вошли также представители КМБПЧ. Кроме того, в регионах Казахстана созданы  региональные НПМ, в которых принимают участие подавляющее большинство сотрудников КМБПЧ, в ряде случаев возглавляя эти мониторинговые механизмы. Необходимо также отметить бОльшую открытость властей по вопросу предупреждения пыток. Благодаря институциональной поддержке, не имея других финансовых средств, КМБПЧ активно продолжало свою деятельность в роли координатора Коалиции НПО Казахстана против пыток. Коалиция отмечает, что из года в год количество жалоб на пытки и другие виды жестокого обращения не уменьшается. За период с января 2013 года по июнь 2014 года, Коалицией получено более 500 сообщений о пытках, жестоком и унижающем достоинство обращении. По данным Генеральной прокуратуры в суды в 2013 году по статье «Пытки» было передано всего 16 дел в отношении 61 лица, потерпевшими по делам проходило 25 человек, из них 1 женщина. В 2013 году по 12 делам был вынесен один обвинительный приговор и осужден 31 человек.

 

Из позитивных шагов также необходимо отметить создание в начале 2013 года Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при Министерстве иностранных дел РК, в котором участвуют все ведущие правозащитные организации Казахстана. В рамках этой площадки ведутся достаточно оживленные дискуссии по вопросам соблюдения политических прав и гражданских свобод и выработаны более 150 рекомендаций, часть которых принята властями к реализации, а по остальным продолжается диалог. В апреле 2014 г. в рамках КСО ДПЧИ была создана Рабочая группа, в задачи которой входит обеспечение деятельности КСО ДПЧИ в период между его заседаниями (которые в 2014 году будут проводиться раз в квартал). Сопредседателями Рабочей группы КСО ДПЧИ стали депутат Мажилиса Парламента РК А.Соловьева и председатель Совета КМБПЧ Е.Жовтис. Принято решение о том, что функции Секретариата Рабочей группы КСО ДПЧИ будет выполнять КМБПЧ при поддержке МИД РК в части обеспечения участия в её деятельности представителей госорганов. В рамках Рабочей группы созданы четыре подгруппы: по развитию демократии; по верховенству права, по правам человека, и по законотворческому процессу, со-координаторами которых стали ведущие казахстанские правозащитные организации (Фонд поддержки парламентаризма, Хартия за права человека, Международная правовая инициатива и Центр исследования правовой политики). Предполагается, что Рабочая группа и подгруппы будут обеспечивать имплементацию согласованных с властями рекомендаций, продолжение диалога по тем рекомендациям, по которым возможно достижение компромисса, и поддержание дискуссии по тем рекомендациям, по которым у властей и правозащитных организаций есть серьёзные разногласия.

 

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМБПЧ ПО ПРОЕКТУ[2]

     

    Во второй половине 2013 г. с учётом меняющегося общественно-политического контекста, в котором осуществляет свою деятельность КМБПЧ, был разработан и принят новый стратегический план КМБПЧ на 2013-16 гг. (см. Приложение 1 к настоящему Отчёту). В соответствии с этим планом деятельность КМБПЧ сосредоточена на несколько ключевых программах в области человеческого измерения:

(1) мониторинг и информирование международной и местной общественности о ситуации с политическими правами и гражданскими свободами в Казахстане;

(2) анализ законодательства и содействие его улучшению, поддержание диалога с властями;

(3) сотрудничество с международной системой защиты прав человека, стратегические тяжбы и создание базы прецедентных дел в Казахстане;

(4) просвещение, продвижение концепций прав человека, установление повестки дня в сфере прав человека и противодействие усилиям, направленным на размывание основных понятий.

 

В связи с этим, а также в соответствии с заявкой на поддержку проекта, договором об использовании гранта и приложениями к нему, с учетом описанной выше ситуации с соблюдением политических прав и гражданских свобод в Казахстане ниже описывается деятельность КМБПЧ в отчетный период по вышеприведенным программам как на основе институциональной поддержки, так и на основе поддержки международных организаций, фондов и других доноров.

 

2.1. Мониторинг и информирование международной и местной общественности о ситуации с политическими правами и гражданскими свободами в Казахстане

 

Главная задача этой          программы — обеспечить своевременное информирование казахстанской и международной общественности и властей о случаях серьёзных нарушений прав человека в регионах присутствия КМБПЧ.

В течение отчетного периода КМБПЧ вело активный мониторинг ситуации с правами человека, размещая обобщённые сводки о результатах мониторинга и отдельные материалы на сайте КМБПЧ, организуя пресс-конференции, конференции, семинары и круглые столы, выступая с докладами и сообщениями на многих мероприятиях внутри страны и за рубежом, принимая и распространяя самостоятельно или совместно с другими организациями заявления и обращения. При поддержке различных доноров, в том числе ОБСЕ, Европейского союза, ООН, OSI, Lifeline Emergency и др. сотрудники КМБПЧ принимали участие в целом ряде важных семинаров и конференций, организованных ООН, ОБСЕ и Европейским Союзом и выступали с докладами о ситуации с правами человека в Казахстане, в том числе  на Дополнительном совещании ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве в конце сентября – начале октября 2013 г. КМБЧ также принимали активное участие в сайд-ивентах; на слушаниях в подкомитете по правам человека Европейского парламента и на Зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в Сейме Польши.

В ноябре 2013 года при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан», FIDH, Норвежского Хельсинкского Комитета, Фонда им.Фридриха Эберта, Lifeline Emergency и других доноров КМБПЧ организовало самую крупную в Центральной Азии за последние 20 лет конференцию по правам человека на постсоветском пространстве «Фундаментальные права человека и проблемы их защиты на постсоветском пространстве». Около 100 участников из 10 стран бывшего Советского Союза и представителей международных правозащитных организаций в течение двух дней обсуждали развитие ситуации с правами человека на постсоветском пространстве и вырабатывали рекомендации и шаги по недопущению негативных тенденций в этой области.

В первой половине отчётного периода (второй половине 2013 г.) представитель КМБПЧ (председатель Совета, эксперт-консультант КМБП Е.Жовтис) вошел в состав Международной комиссии экспертов по анализу событий на Болотной площади в Москве в мае 2012 г. При поддержке OSI представитель КМБПЧ посетил г.Москву, провёл ряд интервью и совместно с другими членами Комиссии составил доклад о результатах мониторинга этих событий.

При поддержке International Partnership for Human Rights представитель КМБПЧ участвовал в наблюдении за судебными процессами по делам о так называемых «иностранных агентах» в России в г.Кострома и г.Москва. По результатам мониторинга этих судебных процессов был составлен обширный доклад.

В первой половине отчётного периода (второй половине 2013 г.) КМБПЧ провело адвокаси-кампанию по повышению уровня знаний о ситуации с правами человека у ключевых национальных и международных субъектов, в том числе путём проведения брифингов внутри страны и за рубежом.

В рамках реализации проекта на постоянной основе журналисты головного офиса КМБПЧ и сотрудники КМБПЧ в филиалах проводят мониторинг мирных собраний.  За 2013 – первую половину 2014 г. был проведен мониторинг более 60 мероприятий в 8 регионах страны с последующим освещением на сайте КМБПЧ (www.bureau.kz) и в докладе о свободе мирных собраний в РК. До осени 2013 г. мониторинг  мирных собраний также поддерживался посольством Финляндии в Казахстане. Несколько квартальных отчётов по мониторингу мирных собраний были поддержаны Freedom House (в рамках гранта USAID). КМБПЧ планирует продолжать мониторинг мирных собраний в РК, поскольку право на свободу мирных собраний относится к одному из наиболее нарушаемых прав в Казахстане, и при поддержке посольства Норвегии в Казахстане будет продолжать предпринимать усилия по улучшению правового обеспечения этого права в соответствии с международными стандартами.

В рамках проекта Европейского Союза через базирующуюся в Лондоне неправительственную организацию «The Equal Rights Trust» сотрудники КМБПЧ в регионах в течение отчётного периода осуществляли мониторинг соблюдения права на недискриминацию. Эксперт КМБПЧ подготовил анализ и дал оценку современного состояния и исходных условий в Республике Казахстан по вопросу дискриминации.

С конца 2013 года КМБПЧ начало мониторинг прав граждан на свободу совести и религии, а именно мониторинг применения нового законодательства о религии и религиозных объединениях (при поддержке посольства Нидерландов в Казахстане) и права ЛГБТ на недискриминацию (при поддержке посольства Швейцарии в Казахстане и в сотрудничестве с казахстанской правозащитной организацией «Амулет»). В рамках обоих проектов КМБПЧ провело тренинги и подготовило из числа сотрудников КМБПЧ и представителей других правозащитных организаций мониторов, разработало карты мониторинга и направило запросы в государственные органы (органы прокуратуры, юстиции и уполномоченный орган (Агентство по делам религии и его региональные департаменты)) для получения информации о ситуации с религиозными объединениями в Казахстане после введения в действие нового законодательства.  Аналогичный тренинг был проведён для мониторов по проекту мониторинга права ЛГБТ на недискриминацию.

 

КМБПЧ продолжает активно участвовать в программах и проектах по борьбе с пытками и жестоким обращением в рамках Коалиции НПО Казахстана против пыток. В отчётный период КМБПЧ совместно с Польским Хельсинкским Фондом и рядом правозащитных организаций Центральной Азии принимало участие в большом проекте по продвижению свободы от пыток в регионе. Данный проект будет продолжаться при поддержке Европейского Союза. КМБПЧ сформировало группу из 10 мониторов, осуществляющих свою деятельность практически во всех регионах Казахстана (на юге – гг.Шымкент, Талдыкорган, Алматы; на Западе – гг.Актобе, Уральске, Актау; на Востоке – Усть-Каменогорск; на севере (гг. Павлодар, Костанай; центр – г.Караганда). В задачи мониторов также входит консультирование лиц, подвергшихся пыткам или жестокому обращению. Юристы Коалиции занимаются также юридическим сопровождением дел о пытках и жестоком обращении в судах.

 

С начала 2014 года КМБПЧ при поддержке Европейского Союза в связи с окончанием действия Национального плана действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 гг. провело в регионах Казахстана обсуждение итогов его реализации и собрало рекомендации от местных неправительственных организаций и гражданских активистов для подготовки нового Национального плана действий в области прав человека на 2015-2020 гг.

Начиная с декабря 2013 г. при поддержке Норвежского Хельсинкского Комитета начал функционировать пресс-центр Бюро по правам человека, назначение которого оказывать бесплатное содействие и предоставление зала гражданам и общественным организациям в проведении пресс-конференций, касающихся сферы прав человека. За отчетный период в рамках пресс центра прошла презентация-обсуждение документального фильма «Жанаозенский дневник», который был представлен автором идеи, автором сценария и ведущим в фильме – правозащитником Г.Агелеуовым. Помимо этого было проведено более 10 пресс-конференций, в которых помимо основных участников приняли участие и представили юридическую оценку сотрудники КМБПЧ. Все мероприятия находят последующее отражение на сайте КМБПЧ www.bureau.kz.

25 февраля 2014 г. в пресс-центре КМБПЧ прошла церемония вручения ежегодных премий Свободы.

Группа «Казахстанское бюро по правам человека» в Facebook (https://www.facebook.com/groups/HRBureau/) является одной из наиболее крупных в Казахстане (около 2000 участников) и модерируется сотрудниками Бюро. Группа стала открытой площадкой для общественных активистов, политиков и журналистов, позволяя получать информацию практически из всех регионов страны.

 

За отчётный период КМБПЧ самостоятельно или с участием других казахстанских или зарубежных правозащитных организаций приняло и распространило более 40 заявлений и обращений о нарушениях прав человека,  как в Казахстане, так и в Центральной Азии и мире. В приложении 2 содержится некоторая информация о заявлениях и обращениях, выпущенных КМБПЧ самостоятельно или совместно с другими организациям.

 

За отчётный период КМБПЧ организовало и/или приняло участие более чем в 20 пресс-конференциях, посвященных нарушениям политических прав и гражданских свобод в Казахстане. В приложении 3 содержится некоторая информация о пресс-конференциях, организованных КМБПЧ или тех, в которых КМБПЧ приняло участие.

 

За отчётный период КМБПЧ организовало более 50 семинаров, круглых столов и конференций, на которых, в том числе, были представлены результаты мониторинга соблюдения основных политических прав и гражданских свобод в Казахстане. В приложении 4 содержится некоторая информация о ряде мероприятий, организованных КМБПЧ.

 

За отчётный период сотрудники КМБПЧ приняли участие в более чем в 100 семинарах, тренингах, круглых столах и конференциях, на которых выступали с информацией о ситуации с политическими правами и гражданскими свободами в Республике Казахстан и Центральной Азии. В приложении 5 содержится некоторая информация об участии сотрудников КМБПЧ в различных круглых столах, конференциях, семинарах.

 

За отчётный период сотрудники КМБПЧ выступили с более чем 30 докладами и презентациями о ситуации с основными политическими правами и гражданскими свободами в Казахстане. В приложениях 6 и 6-1 содержится некоторая информация о докладах и презентациях, сделанных КМБПЧ за отчетный период.

 

За отчётный период сотрудники КМБПЧ дали более 100 интервью, написали более 100 статей о ситуации с правами человека в Казахстане. Их комментарии или ссылки на них появились в более чем 500 публикациях. Это свидетельствует о высоком уровне цитируемости организации и её сотрудников. В приложениях 7 и 7-1 содержится некоторая информация об интервью, статьях и ссылках на сотрудников КМБПЧ за отчетный период.

 

2.2. Анализ законодательства и содействие его улучшению, поддержание диалога с властями.

 

Главные задачи этой          программы: обеспечить качественный анализ действующего и проектов нового законодательства, затрагивающего фундаментальные политические права и гражданские свободы; поддерживать постоянный диалог с властями по вопросам развития демократии, верховенства права и прав человека в любых приемлемых формах, включая участие в консультативных советах, рабочих группах и т.д.

 

В течение отчётного периода КМБПЧ активно занималось аналитической и экспертно-консультационной работой с целью продвижения международных стандартов в области прав человека, составляя аналитические записки и экспертные заключения по целому ряду вопросов, связанных с соблюдением политических прав и свобод в РК.

 

Сотрудники КМБПЧ осуществляли анализ действующего законодательства и проектов законов в области прав человека, соблюдения отдельных прав и свобод человека в Казахстане.

 

За отчётный период сотрудниками КМБПЧ, в частности, подготовлены:

  • анализ законодательства Республики Казахстан в отношении прав ЛГБТ на недискриминацию (по заказу НПО «Амулет»);

  • анализ законодательного регулирования права на мирные собрания и свободу совести и религии в проекте нового Уголовного кодекса РК (при поддержке “Freedom House”);

  • анализ проекта нового Уголовно-исполнительного кодекса РК (при поддержке ОБСЕ, Penal Reform International, Freedom House и Общественного фонда «Хартия за права человека»);

  • анализ отдельных положений проектов нового Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан (поддержанный Freedom House (в рамках гранта USAID));

  • обзорный анализ законодательства и правоприменительной практики в Республике Казахстан в отношении предупреждения дискриминации по этническим и религиозным мотивам (при поддержке Европейского Союза через неправительственную организацию «The Equal Rights Trust»);

  • анализ отдельных положений проекта нового закона РК об органах внутренних дел;

  • анализ концепции и проекта нового закона о дактилографии (при поддержке Центра ОБСЕ в г.Астана);

  • анализ проекта Закона о молодёжной политике в Республике Казахстан;

  • анализ международных стандартов по борьбе с терроризмом.

 

На стадии обсуждения новых УК РК, Уголовно-процессуального кодекса РК (УПК РК) и Уголовно-исполнительного кодекса РК (УИК РК) КМБПЧ совместно с другими правозащитными организациями Казахстана через Экспертный совет Комиссии по правам человека передали ряд серьезных предложений и рекомендаций, касающихся несоответствия норм новых Кодексов международным стандартам. Сотрудники КМБПЧ при финансовой поддержке ОБСЕ на постоянной основе участвовали в заседаниях рабочих групп в Парламенте по обсуждению нового УК РК, УПК РК, УИК РК, продвигая предложения и рекомендации представителей гражданского общества через депутатов Мажилиса. Необходимо отметить, что целый ряд предложений КМБПЧ были учтены в окончательном варианте УИК РК, принятом Парламентом РК.

 

В конце 2013 г. КМБПЧ был завершён проект, поддержанный Норвежским Хельсинкским Комитетом,  по стимулированию правозащитников, обладающих аналитическими способностями, к осуществлению анализа действующего законодательства и проектов законов, касающихся прав и свобод человека, на их соответствие международным стандартам.

 

Председатель Совета, эксперт-консультант КМБПЧ Е.Жовтис принимает участие в подготовке третьей редакции Руководящих принципов ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы по свободе собраний (являясь членом Панели экспертов БДИПЧ ОБСЕ по свободе собраний), первой  редакции Руководящих принципов ОБСЕ по защите правозащитников, первой редакции Руководящих принципов ОБСЕ по свободе объединения  и первой редакции документа ОБСЕ по юридическому статусу религиозных организаций.

 

Эксперты КМБПЧ совместно с экспертами других правозащитных организаций на основе критериев Международной Амнистии и Парламентской Ассамблеи Совета Европы разработали критерии отнесения лиц, содержащихся под стражей, к политическим заключённым и определили список политических заключённых в Казахстане.

 

Эксперты КМБПЧ привлекаются для различных рейтинговых и экспертных оценок ведущими социологическими и рейтинговыми агентствами Казахстана.

 

Несмотря на ухудшение ситуации с соблюдением политических прав и гражданских свобод КМБПЧ продолжает интенсивный диалог с властями по всему спектру вопросов, связанных с правами человека. Сотрудники КМБПЧ принимают участие в деятельности Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (КСО ДПЧИ) при Министерстве юстиции Республики Казахстан (при поддержке такого участия в КСО ДПЧИ КМБПЧ и других НПО со стороны National Endowment for Democracy через National Democratic Institute, который также является членом КСО ДПЧИ). На заседаниях этой дискуссионной площадки сотрудники КМБПЧ четырежды выступали основными содокладчиками по вопросам реализации основных принципов международного права в области прав человека; соблюдения политических прав (права на объединение в политические партии и занятия оппозиционной деятельностью), права на свободу совести и религии, права на свободу объединения. КМБПЧ внесло значительный вклад в составление более 150 рекомендаций КСО ДПЧИ, из которых более 35 были приняты Правительством, а свыше 60 переданы в Парламент для дальнейшего обсуждения, поскольку касались внесения изменений и дополнений в законодательство РК.

 

Как уже отмечалось выше, в апреле 2014 г. в рамках КСО ДПЧИ была создана Рабочая группа, в задачи которой входит обеспечение деятельности КСО ДПЧИ в период между его заседаниями (которые в 2014 году будут проводиться раз в квартал). Сопредседателями Рабочей группы КСО ДПЧИ стали депутат Мажилиса Парламента РК А.Соловьева и председатель Совета, эксперт-консультант КМБПЧ Е.Жовтис. Принято решение о том, что функции Секретариата Рабочей группы КСО ДПЧИ будет выполнять КМБПЧ при поддержке МИД РК в части обеспечения участия в её деятельности представителей госорганов. В рамках Рабочей группы созданы четыре подгруппы: по развитию демократии; по верховенству права, по правам человека, и по законотворческому процессу, со-координаторами которых стали ведущие казахстанские правозащитные организации (Фонд поддержки парламентаризма, Хартия за права человека, Международная правовая инициатива и Центр исследования правовой политики). Предполагается, что Рабочая группа и подгруппы будут обеспечивать имплементацию согласованных с властями рекомендаций, продолжение диалога по тем рекомендациям, по которым возможно достижение компромисса, и поддержание дискуссии по тем рекомендациям, по которым у властей и правозащитных организаций есть серьёзные разногласия.

 

Сотрудники КМБПЧ принимают участие в целом ряде консультативных органов и групп, поддерживая диалог с властями и продвигая международные стандарты прав человека. Так сотрудники КМБПЧ являются членами Экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте РК, членами Рабочей группы при Уполномоченном по правам человека Республики Казахстан по борьбе с пытками, членами общественных наблюдательных комиссий (ОНК) по контролю за местами лишения свободы (в ряде регионов: г.Астана, Восточно-Казахстанской области, Карагандинской области, Западно-Казахстанской области, Костанайской области, Мангистауской области директора филиалов КМБПЧ являются председателями ОНК), членами различных общественных советов и консультативных групп при центральных и местных государственных органах.

 

Необходимо особенно отметить, что в созданный в начале 2014 гг. Координационный совет при Уполномоченном по правам человека в рамках создания национального превентивного механизма по посещениям мест содержания под стражей и других мест ограничения свободы с целью предупреждения пыток и жестокого обращения были избраны пять сотрудников КМБПЧ. В НПМ также были избраны все сотрудники КМБПЧ в головном и региональных офисах, кто подавал свою кандидатуру на конкурс, а в ряде регионов они возглавили региональные национальные превентивные механизмы.

 

28 февраля КМБПЧ организовало и провело совместно с экспертами Коалиции НПО презентацию трех Обзоров в рамках УПО для представителей государственных органов (МВД РК, ГПРК, МОНРК и др.) и дипломатических миссий и международных организаций.

 

2.3. Сотрудничество с международной системой защиты прав человека, стратегические тяжбы, правовая помощь

 

Главная задача этой программы поддержание устойчивых и эффективных контактов с международными механизмами защиты прав человека, использование стратегических судебных тяжб для реформирования законодательства и правоприменительной практики в области обеспечения и защиты фундаментальных политических права и гражданских свобод.

 

В отчётный период юристы КМБПЧ продолжали оказывать правовую помощь и консультации гражданам, сфокусировавшись на вопросах нарушения политических прав и гражданских свобод, в том числе, свободы мирных собраний, объединения, свободы совести и религии, свободы слова и СМИ, свободы передвижения, прав заключённых, права на справедливый судебный процесс, свободы от пыток и жестокого обращения. За отчётный период около 6000 граждан в большинстве регионов страны смогли воспользоваться консультациями, а в ряде случаев и – юридической помощью юристов КМБПЧ. В подавляющем большинстве случаев это люди с низкими доходами и социально уязвимые слои населения (в том числе осуждённые к лишению свободы). В приложении 8 приведены некоторые статистические данные по оказанию сотрудниками КМБПЧ в головном офисе (включая волонтеров) и филиалах правовой помощи обращающимся гражданам.

 

Оказание правовой помощи и юридических консультаций лицам, обращающимся в КМБПЧ, пусть и в относительно ограниченных размерах, крайне важно с целью поддержания общественной узнаваемости организации и ответа на общественный запрос в связи с явной неспособностью правоохранительных и судебных органов обеспечивать достаточный уровень правовой защиты граждан.

 

Кроме того, сотрудники КМБПЧ неоднократно (в нескольких десятках случаев) посещали судебные заседания в качестве наблюдателей, в том числе по «громким» делам (пастора Б.Кашкумбаева (г.Астана), атеиста А.Харламова (г.Риддер, Восточно-Казахстанская область), активистов движения «Антигептил» (г.Астана), журналиста В.Сурганова (г.Астана), гражданского активиста М.Дуамбекова (г.Астана), блоггера А.Шайгумарова (г.Уральск, Западно-Казахстанская область), журналистки, издателя Т.Еслямовой (г.Уральск, Западно-Казахстанская область).

 

В некоторых случаях участие КМБПЧ имело характер инициирования стратегических тяжб.

 

Так в начале 2014 г. стало известно о положительном решении Комитета ООН против пыток по делу Евлоев против Республики Казахстан, которое вела директор филиала КМБПЧ в г.Астана А.Ибраева. Это уже пятое  дело после дела группы беженцев из Узбекистана против Республики Казахстан (жалоба в КПЧ ООН), которое вел директор филиала КМБПЧ по Западно-Казахстанской области Павел Кочетков, после дел Валетов против Республики Казахстан (жалоба в КПЧ ООН), Герасимов против Республики Казахстан (жалоба в КПП ООН), Байрамов против Республики Казахстан, которые вела директор филиала КМБПЧ в Костанайской области А.Миллер, и по которым КМБПЧ получило положительные решения. На основании решения по делу А.Герасимов против Республики Казахстан А.Миллер, при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан», обратилась в суд в интересах заявителя о возмещении вреда, и в настоящее время вступило в силу решение суда о компенсации А.Герасимову за применённые в отношении его пытки и жестокое обращение. КМБПЧ подало ещё несколько жалоб на нарушение политических прав и гражданских свобод в Комитет ООН по правам человека. Жалобы в интересах заявителей находятся на стадии коммуникации или принятия решения.

 

В отчётный период КМБПЧ также, при  поддержке OSI, реализует проект по судебному отражению случаев пыток в Костанайской области РК, пытаясь формировать судебную практику по делам, связанным с пытками и жестоким обращением.

 

Сотрудниками КМБПЧ составлено и направлено более 10 жалоб в Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток по нарушениям различных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией ООН против пыток, том числе по делам: Геллер против Республики Казахстан (право на свободу совести и религии),  Матушкина против Республики Казахстан (право на свободу передвижения), Андросов против Республики Казахстан (право на свободу от пыток, произвольный арест), Сулейменов против Республики Казахстан, Есергепов против Республики Казахстан (право на справедливый судебный процесс, право на компенсацию). На стадии подготовки находятся индивидуальные жалобы в КПЧ ОООН по делам: Пьянов против Республики Казахстан (право на жизнь, право на свободу от пыток), Песоцкий против Республики Казахстан (право на справедливый судебный процесс), Перевалов против Республики Казахстан (право на справедливый судебный процесс), Клецов против Республики Казахстан (право на справедливый судебный процесс). Подготовлена жалоба в КПП ОНН по делу Ушенин против Республики Казахстан.

 

Ожидается решение по жалобам, поданным в 2010-2012 гг., по которым уже закончена переписка с правительством РК, включая индивидуальную жалобу председателя Совета, эксперта=-консультанта КМБПЧ Е.Жовтиса. Составление ряда индивидуальных жалоб в Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток сотрудниками КМБПЧ в региональных офисах и другими экспертами было поддержано Норвежским Хельсинкским Комитетом (5 жалоб было направлено в КПЧ ООН и 1 – в КПП ООН).

 

В первой половине отчетного периода КМБПЧ также выполняло проект, поддержанный Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, по оказанию помощи жертвам пыток в виде правовой помощи (несколько десятков заявителей получили такую помощь) и обращения с индивидуальными жалобами в Комитет ООН против пыток (было подготовлено и направлено в КПП ООН несколько жалоб).

 

 В отчётный период Западно-Казахстанский филиал КМБПЧ (П.Кочетков) выиграл в апелляционной инстанции стратегическую тяжбу по иску к местному маслихату, что повлекло за собой отмену решения маслихата, нарушающего экологические права граждан.

 

Необходимо отметить также решение Верховного суда Республики Казахстан по иску журналиста Р.Есергепова, которого консультировало КМБПЧ. Это решение имело прецедентный характер, поскольку на основании его в Казахстане была исправлена правоприменительная практика в отношении определения дня окончания срока наказания для осуждённых к лишению свободы.  Это решение легло в основу изменения формулировки статьи нового Уголовно-исполнительного кодекса РК.

 

В отчётный период был завершён проект, поддержанный Фондом «Сорос-Казахстан», по стратегической тяжбе «дело Челаха», где КМБПЧ поддерживало предоставление правовой помощи обвиняемому. В настоящее время адвокатом по этому делу подготовлена индивидуальная жалоба в Комитет ООН по правам человека.

 

В отчётный период так же, как и на протяжении нескольких последних лет, КМБПЧ выполняло проекты, поддержанные Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. КМБПЧ является официальным партнером этой структуры ООН и оказывает в ряде регионов страны правовую помощь лицам, ищущим убежище, беженцам и лицам без гражданства. Сотрудники КМБПЧ участвуют в процедуре детерминации (определения статуса беженца) совместно с миграционными службами Республики Казахстан. Сотрудники КМБПЧ, работающие по этим проектам, рассматриваются УВКБ ООН и государственными органами как высокопрофессиональные специалисты и эксперты в этой области. За отчётный период в ряде регионов страны (Алматы, ЮКО, Жамбылская область, Костанайская область, Карагандинская область, Западно-Казахстанская область, Восточно-Казахстанская область) была оказана правовая помощь более чем 800 беженцам, лицам, ищущим убежище и лицам без гражданства, продолжается правовое сопровождение процедуры получения убежища, прочитано более 10 лекций и осуществлено посещение пограничного пункта на казахстанско-узбекской границе.

 

КМБПЧ, координируя процесс подготовки написания Обзора НПО в Совет ООН по правам человека в рамках Универсального периодического Обзора 2-го этапа в рамках проекта по мониторингу выполнения рекомендаций по УПО, поддержанного Фондом «Сорос-Казахстан, провело в 11 регионах Казахстана информационные встречи для представителей различных неправительственных организаций. Более 65 неправительственных организаций дали свои предложения для соответствующего доклада.  Позднее совместно с другими правозащитными организациями и экспертами КМБПЧ подготовило и в ходе нескольких встреч, «круглых столов» и брифингов презентовало доклад в рамках Универсального периодического обзора для представления в Совет ООН по правам человека.

 

КМБПЧ также участвовало в подготовке докладов и сообщений в различные тематические механизмы ООН и структуры ОБСЕ.

 

2.4. Просвещение, продвижение концепции прав человека, установление повестки дня в сфере прав человека

 

Главные задачи этой программы — консолидация усилий правозащитных организаций в процессе разработки национальной повестки дня в сфере прав человека — концепции, определяющей сложности и искажения в существующем в Казахстане подходе к обеспечению прав человека и предлагающей меры по устранению таких искажений, участие в работе над новым Национальным планом в области прав человека; продолжать активно выступать в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, «круглых столах», продвигая международные стандарты в области прав человека, включая лекции, тренинги и распространение методической литературы.

 

КМБПЧ продолжает продвигать международные стандарты в области прав человека. Так за отчётный период сотрудники КМБПЧ прочитали ряд лекций для студентов в Школе гражданского образования, провели тренинги для сотрудников КМБПЧ и представителей других правозащитных НПО, в частности по технике мониторинга, провели ряд школ по правам человека и т.д. Лекционная работа осуществляется практически во всех регионах страны. Благодаря институциональной поддержке для сотрудников головного офиса 14 февраля 2014 г. был проведен тренинг по безопасности правозащитников. Были выработаны рекомендации по совершенствованию системы безопасности сотрудников КМБПЧ.

 

Во второй половине 2013 года КМБПЧ завершило проект, поддержанный Freedom House (в рамках гранта USAID), по организации и проведению школ по правам человека в трех регионах республики.

 

В июне-ноябре 2013 года КМБПЧ, при поддержке ОБСЕ, осуществило проект по образованию в области прав человека для полицейских.

 

При поддержке Европейского Союза через неправительственную организацию «The Equal Rights Trust» КМБПЧ в отчётный период организовало тренинг для правозащитников Казахстана по предупреждению дискриминации.

 

При поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» и международной неправительственной организации «Врачи без границ» КМБПЧ организовало ряд тренингов по Стамбульскому протоколу в отношении предупреждения пыток для медицинских работников, специальных прокуроров Генеральной прокуратуры из всех регионов и представителям НПО. Благодаря данному тренингу некоторые областные прокуроры тесно сотрудничают с сотрудниками КМБПЧ по вопросу расследования пыток в закрытых учреждениях (г. Тараз, г. Костанай и др.). Некоторые участники после тренинга изъявили желание войти в Коалицию НПО Казахстана против пыток, где КМБПЧ является координатором и вместе бороться с данным злом.

 

В стадии доработки находится новый сайт КМБПЧ. При поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» начата работа по размещению и обновлению в информационно-поисковом формате уникальной электронной библиотеки по правам человека на отдельном веб-ресурсе, связанном с сайтом КМБПЧ.

 

В отчётный период продолжал активно действовать Волонтёрский центр при КМБПЧ. Студенты различных вузов Казахстана, в основном юридической направленности, постоянно участвуют в деятельности КМБПЧ, включая регионы, приобретая навыки правозащитной работы.

 

3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, КОАЛИЦИОНИРОВАНИЕ

 

В отчётный период КМБПЧ стало членом Международной федерации по правам человека, некоторые сотрудники КМБПЧ получили удостоверения правозащитников от организации «Frontline Defenders».

 

КМБПЧ активно участвует в различных коалициях как внутри Казахстана, так и за рубежом. В частности, КМБПЧ является членом Всемирного движения за демократию (входя в Координационный Совет этого движения), Гражданской Платформы Солидарности, Коалиции НПО по защите свободы слова «20-шы бап» (Казахстан). С 2007 г. КМБПЧ является координатором Коалиции НПО Казахстана против пыток (Казахстан) и с 2009 г. — Коалиции НПО Казахстана по УПО.  В июне 2014 г. КМБПЧ вошло в Президиум Общенационального гражданского собрания, объединившего представителей политических партий, общественных организаций и общественных деятелей демократической направленности.

 

В отчётный период начался большой проект Европейского Союза, направленный на поддержку создания и деятельности Транснациональной коалиции гражданского общества в поддержку фундаментальных прав человека в Центральной Азии. Помимо КМБПЧ в нём участвуют ряд правозащитных организаций из стран Европы и Центральной Азии.

 

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве проектов и программ, реализуемых КМБПЧ при поддержке других доноров, либо совсем отсутствуют административные расходы (аренда, связь, оборудование, канцтовары и т.д.), либо на них выделяются незначительные средства. Так же по этим проектам и программам выделяются весьма небольшие средства на гонорары координаторам и другому персоналу. Кроме того, в этих проектах по разным причинам в небольшой степени могут быть задействованы региональные филиалы и представительства КМБПЧ. Таким образом, только институциональная поддержка Фонда «Сорос-Казахстан» и Национального Фонда поддержки демократии позволяет КМБПЧ организационно и технически функционировать, без чего было бы невозможно не только выполнять данный проект, но и все другие проекты и программы КМБПЧ  

 

 

 



[1] Отчёт включает в себя информацию о результатах выполнения других проектов и программ, поддерживаемых другими донорами.

 

 

 


Добавить комментарий