• Главная
  • >
  • Защити одного – защитишь тысячу (за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников)

Защити одного – защитишь тысячу (за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников)

10.02.2022

Коалиция за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников предлагает подписать петицию: https://birkirpish.kz/#petitions/12

Пояснительная записка, концепция проекта закона, сравнительная таблица, анализ законодательства, препятствующего правозащитной деятельности в РК, здесь: https://kkassiyet.wordpress.com/reports/

Текст проекта закона подготовлен Еленой Жигаленок, обсужден с группой юристов Коалиции за принятие закона

Проект Закона Республики Казахстан

«О ПРИЗНАНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ»

ГЛАВАI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о признании и защите правозащитников

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона               

ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Статья 4. Право на поощрение и защиту прав человекаи основополагающих свобод

Статья 5. Право на формирование групп, ассоциаций и организаций, а также сотрудничество с неправительственными, правительственными и межправительственными организациями, международными и региональными правозащитными органами и механизмами

Статья 6. Право запрашивать, получать и использовать ресурсы

Статья 7. Право искать, получать и распространять информацию

Статья 8. Право на развитие и пропаганду идей, связанных с правами человека

Статья 9. Право на участие в управлении делами государства

Статья 10. Право на мирные собрания

Статья 11. Право на представление и правовую защиту

Статья 12. Право на свободу передвижения

Статья 13.  Право на частную жизнь

Статья 14. Свобода от запугивания или мести

Статья 15.  Право на культурную самобытность и развитие личности

Статья 16.  Ограничения прав правозащитников

Статья 17. Другие права и свободы, не влияющие на интерпретацию

Глава  III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Статья 18.  Обязательство уважать, поощрять, защищать и соблюдать права правозащитников, содействовать деятельности правозащитников

Статья 19.  Обязательство обеспечить свободный доступ к материалам, касающимся прав человека и основных свобод

Статья 20.  Обязательство не разглашать конфиденциальные источники

Статья 21. Обязательство предотвращать и обеспечить защиту от запугивания или мести,от произвольного или незаконного вмешательства

Статья 22. Обязательство проведения расследования

Статья 23. Обязательство гарантии эффективного средства правовой защиты и полного возмещения убытков

Статья 24. Обязательство по содействию образованию в области прав человека

Статья  25.Обязательство принятия срочных мер защиты

Статья 26. Помощь правозащитникам, находящимся за рубежом

Глава IV. МЕХАНИЗМ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

Статья 27. Создание механизма для защиты правозащитников

Статья 28. Консультации с гражданским обществом

Статья 29.  Ресурсы

Статья 30. Обучение и проверка навыков

   Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией, подтверждением, уважением  и защитой правакаждого человека, индивидуально или совместно с другими, стремиться к защите и реализации прав и основных свобод человека в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические и организационные условия обеспечения правозащитной деятельности.

Каждый человек играет важную роль и имеет обязанностью поощрять и стремиться к защите и реализации прав человека и основных свобод.

Никто не обязан участвовать, посредством действия или бездействия, в нарушении прав человека и основных свобод или подрыве демократических обществ, институтов и процессов.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:

1) правозащитник– любое лицо, индивидуально или совместно с другими, без какой-либо регистрации, действующее или стремящееся к действию ненасильственными и мирными средствами в целях поощрения, защиты и реализации прав и основных свобод человека, на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

2) правозащитная деятельность – самостоятельная, инициативная, добровольная деятельность в целях поощрения, эффективной реализации и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами и способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан, которую правозащитники могут осуществлять на штатной или внештатной основе, как часть их профессии/занятия, на платной или безвозмездной основе.

3) группы, ассоциации и организации, объединения правозащитников формальные и неформальные, зарегистрированные и незарегистрированные  – общинные группы, группы меньшинств, коллективы коренных народов, и другие зарегистрированные и незарегистрированные ассоциации, объединения или людей, которые собрались вместе, чтобы защищать и пропагандировать права человека.

4) права человека и основные свободы – права и свободы признанные или объявленные международными и региональными договорами по правам человека и обычным международным правом, а также национальным законодательством, согласованным с указанными договорами и указанным правом.

5) запугивание или месть  – любые формы насилия, угрозы, мести, дискриминации, давления или иное произвольное, или злонамеренное действие, или угрозу по отношению к статусу, работе или деятельности человека в качестве правозащитника, включая запланированную, предполагаемую или подразумеваемую работу или деятельность в качестве:

– правозащитника;

– помощника правозащитника и/или волонтера;

– уполномоченного или иного представителя правозащитника, определенного для ведения дел или на осуществление иных действий от лица правозащитника;

– члена семьи или родственника правозащитника;

– группы, ассоциации, организации, сообщества, как официальной, так и неофициальной, с которой связан правозащитник;

– дома, имущества или владения правозащитника или любых других вышеуказанных лиц или организаций.

6) помощник правозащитника –  лицо, с которым взаимодействует правозащитник в целях продвижения и защиты прав человека и основных свобод;

7) вторжения и вмешательствавмешательство и посягательствов контексте ст.ст. 13, 27  настоящего Закона, означают  любую форму наблюдений, записи, поиска и ареста в связи с законной деятельностью или работой любого лица, функционирующего в роли правозащитника без его или ее согласия.

8) «фонд» – Фонд по защите правозащитников, учрежденный согласно____________;

9) «механизм»  – Механизм защиты правозащитников, учрежденный настоящим Законом;

10) «меры защиты» –  меры, включающие экстренные меры защиты, имеющиеся согласно Механизму защиты правозащитников.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о признании и защите правозащитников

Законодательство Республики Казахстан о признании и защите правозащитников основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Настоящим Законом Республика Казахстан подтверждает международные обязательства государства в области прав и основных свобод человека, в том числе обязательства по эффективному внедрению положений Декларации «О праве и обязанности отдельных лиц, групп и общественных органов поощрять и защищать общепризнанные права и основные свободы человека», принятой резолюцией 53/144Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1998 г.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан.

Субъектами отношений в сфере признания и защиты правозащитников являются физические лица и юридические лица всех форм собственности, а также государственные органы, органыместного государственного управления и самоуправления.

Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Статья 4. Право на поощрение и защиту прав человека и основополагающих свобод

Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать права человека и основные свободы на местном, национальном, региональном и международном уровнях.           

Статья 5. Право на формирование групп, ассоциаций и организаций, а также сотрудничество с неправительственными, правительственными и межправительственными организациями, международными и региональными правозащитными органами и механизмами

Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право сформировать, присоединиться и участвовать в группах, ассоциациях, их коалициях,  и неправительственных организациях, какзарегистрированных, так  и не  зарегистрированных, созданных и действующих в целях поощрения и стремления к защите и реализации прав человека и основных свобод, на территории Республики Казахстан, либо в других  странах,  на региональном или международном уровнях.

Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право свободно собираться,  поддерживать связь, иметь доступ и сотрудничество с неправительственными, правительственными и межправительственными организациями,  механизмами или экспертами, имеющими полномочия в сфере прав человека и основных свобод, а также с дипломатическими представительствами.

Статья 6. Право запрашивать, получать и использовать ресурсы

Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, запрашивать, получать и использовать ресурсы, в том числе из местных и международных источников, а также правительственных, межправительственных, спонсорских и частных источников, специально для целей поощрения и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами.

Статья 7.Право искать, получать и распространять информацию

Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими:

а) знать, искать, добывать, получать и иметь в своем распоряжении информацию обо всех правах человека и основных свободах, включая доступ к информации о том, каким образом обеспечиваются эти права и свободы во внутреннем законодательстве, в судебной или административной системах Республики Казахстан;

б) знать, искать, добывать, получать от государственных органов и организаций всех форм собственности и иметь в своем распоряжении такую информацию, которая может потребоваться для осуществления или защиты, или оказания помощи в осуществлении и защите прав человека и основных свобод;

в) изучать, обсуждать, составлять, свободно публиковать, передавать или распространять среди других мнения, информацию и знания обо всех правах человека и основных свободах, о соблюдении всех прав человека и основных свобод, как в законодательстве, так и на практике, и привлекать внимание общественности к этим вопросам.

г) указанные в  настоящей статье права могут осуществляться независимо от государственных границ, устно, в письменной форме, в печатной форме, в любой художественной форме, а также через любые средства массовой информации, как онлайн, так и оффлайн.

Статья 8. Право на развитие и пропаганду идей, связанных с правами человека

Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, развивать и обсуждать новые идеи и принципы, касающиеся прав человека и основных свобод, и добиваться их признания

Статья 9. Право на участие в управлении делами государства

Каждый человек индивидуально и совместно с другими вправе иметь реальный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и делами государства, связанными с защитой прав человека и основных свобод, в том числе:

а) представлять в государственные органы, органы местного самоуправления, субъекты квазигосударственного сектора, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности в отношении прав человека и основных свобод, подлежащие обязательному и незамедлительному рассмотрению;

б) представлять в  государственные органы рекомендации относительно законодательных или нормативных изменений, касающихся прав человека и основных свобод, подлежащие обязательному и незамедлительному рассмотрению;

в) обращать внимание любого государственного органа, органа местного самоуправления, на любое действие или бездействие какого-либо субъекта, будь то частного или государственного, которое может включать в себя или способствовать нарушению прав человека или основных свобод;

г) свободно публиковать, передавать или распространять среди других людей любую информацию, представленную любым государственным органом с целью осуществления прав напоощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод;

Статья 10. Право на мирные собрания

Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право на мирные встречи или собрания, а также участие в мирной деятельности, касающейся защиты прав человека и основных свобод, в том числе: право распространять информацию о мирной деятельности, касающейся прав человека и основных свобод, планировать, организовывать и участвовать в семинарах и встречах, демонстрациях, протестах, пикетах и других формах мирных собраний, проводимые как в общественном, так и в частном месте, в соответствии с законодательством Республики Казахстан –  без произвольного или незаконного вмешательства со стороны государственных органов и частных субъектов, на местном, национальном, региональном или международном уровне.

Статья 11. Право на представление и правовую защиту

Каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право оказать помощь, представлять интересы или действовать от имени другого лица, группы, ассоциации, организации или учреждения в отношении поощрения, защиты и осуществления основных прав и свобод, посредством петиций, мирных собраний и иных соответствующих средств, в том числе на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Право на представление и правовую защиту включает право:

а) Лично или через законно уполномоченного представителя подавать жалобы по поводу мер и действий, предпринимаемых должностными лицами и государственными органами, нарушающих права человека и его основные свободы, в судебные, административные, правоохранительные  или любые другие компетентные органы;

б) присутствовать на слушаниях, разбирательствах и судебных процессах с целью формирования своего мнения об их соответствии национальному законодательству в области защиты прав человека и основных свобод.

в) свободно публиковать, передавать или распространять среди других людей любую информацию о нарушениях прав человека и основных свобод, полученную в процессе реализации права на представление и правовую защиту.

г) Порядок оказания квалифицированной юридической помощи регламентируется законодательством Республики Казахстан«Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

Статья 12. Право на свободу передвижения

Каждый человек, законно находящийся на территории Республики Казахстан, имеет право на свободу передвижения в пределах этой территории, свободу выбора своего места жительства и право на осуществление правозащитной  деятельности на всей территории или юрисдикции.

Человека, законно находящегося на территории Республики Казахстан нельзя выслать за ее пределы, вследствие его или ее деятельности в качестве правозащитника, без вступившего в законную силу решения суда.

Ни один человек не может быть лишен права на въезд в или выезд с территории Республики Казахстан, на основании или в связи с его или ее статусом, деятельностью или работой в качестве правозащитника.

Статья 13.  Право на частную жизнь

Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право на неприкосновенность частной жизни, которое включает в себя право правозащитника на защиту своей личной жизни, в том числе путем шифрования, и право свободы от вторжений и вмешательства, будь то произвольного и незаконного в его или ее семью, дом, место работы, имущество и переписку, как в режиме онлайн, так и в автономном режиме.

Ни одно лицо не должно подвергаться распространению порочащих сведений и нанесению ущерба репутации в любой форме или прочим домогательствам, будь то в сети или вне сети, и со стороны органов государственной власти или частных субъектов, в связи с его или ее статусом, деятельностью или работой в качестве правозащитника.

 Статья 14. Свобода от запугивания или мести

Никто не должен подвергаться, индивидуально или совместно с другими, любой форме запугивания или преследования на основании или в связи с его или ее статусом, деятельностью или работой в качестве правозащитника.

Право на свободу от запугивания или мести распространяется на группу, ассоциацию, организацию, сообщество, или иное объединение, официальное или неофициально, членом которой является правозащитник, а также членов семьи правозащитника.

Статья 15.Право на культурную самобытность и развитие личности

Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право на беспрепятственное осуществление его или ее прав на культурную самобытность в ходе его или ее деятельности, работы в качестве правозащитника и свободное и полноценное развитие личности.

Указанное право включает в себя, в том числе:   право на свободное участие или не участие в культурной жизни общества, свободное развитие отличной культурной самобытности; доступ к собственному культурному наследию, а также наследию других лиц; обмен культурными традициями и практиками с народами других культур; содействие созданию, критика и развитие культуры, а также оспаривание и изменение традиционных обычаев и практик, которые нарушают права человека и основные свободы.

Статья 16. Ограничения прав правозащитников

При осуществлении прав и свобод, указанных в главеII настоящего Закона, правозащитник, индивидуально или совместно с другими, подвергается только таким ограничениям, которые предусмотрены законом, и согласуются  с обязательствами и стандартами в области международных прав человека, являются разумными, необходимыми и соразмерными и налагаются исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и основных свобод других лиц и удовлетворения требований общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Бремя доказывания для установления правомерности ограничения лежит на лице или органе, которое стремится его наложить. 

Статья 17. Другие права и свободы, не влияющие на интерпретацию

Ничто в настоящем Законе не затрагивает каких-либо положений, которые являются более благоприятными для признания и защиты правозащитников, и которые могут содержаться в национальном или международном праве или документах.

В зависимости от той меры, в какой права, изложенные в главе II, становятся менее обширными, чем права правозащитников в соответствии с внутренним или международным правом, правозащитники по-прежнему имеют право на эти расширенные права.

Глава III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Статья 18. Обязательство уважать, поощрять, защищать и соблюдать права правозащитников, содействовать деятельности правозащитников

Правозащитники вправе осуществлять свою деятельность и работать в безопасной и благоприятной обстановке, свободной от ограничений и угроз, а государственные органы обязаны обеспечить реализацию этих прав.

Государственные органы должны принимать все необходимые меры для обеспечения:

эффективной гарантии соблюдения прав человека и основных свобод, содержащихся в главеIIнастоящего Закона

защиты и содействия в осуществлении прав, содержащихся в главе II этого Закона, в том числе:

разрешить и облегчить доступ, в соответствии с законом, в места, где человек лишен свободы, ограничен в передвижении;

разрешить и облегчить доступ к местам и информации, необходимым правозащитникам для осуществления своих прав, предусмотренных главойIIнастоящего закона;

предоставлять информацию о нарушениях прав человека или основных свобод, которые могут иметь место в пределах данного региона или всей территории Республики Казахстан

разрабатывать и осуществлять политику и меры поддержки и укрепления потенциала правозащитников в деле поощрения и защиты прав человека и основных свобод; 

поощрять и публично признавать законность и огромное значение роли, функций и деятельности правозащитников.

Статья 19.  Обязательство обеспечить свободный доступ к материалам, касающимся прав человека и основных свобод

Государственные органы должны оставить в свободном доступе вне сети и в сети:

а) международные и региональные правозащитные документы, национальные законы и нормативы;

б) исследовательские материалы, доклады, данные, архивы и другую информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов, касающиеся прав человека и основных свобод;

в) доклады и информацию, представленные Республикой Казахстан международным и региональным правозащитным органам и механизмам;

г) протоколы, доклады и сообщения международных и региональных правозащитных органов и механизмов, в которых обсуждается Республика Казахстан;

д) документы и информацию, связанные с решениями или деятельностью национальных органов, обладающих компетенцией в сфере прав человека и основных свобод;  

е) всю прочую такую информацию, в том числе имеющую гриф «для служебного пользования» которая может понадобиться для обеспечения или осуществления любых прав человека или основных свобод согласно главе II настоящего Закона или доступа к средству правовой защиты за нарушение любого такого права.

Статья 20. Обязательство не разглашать конфиденциальные источники

Государственные органы не должны раскрывать или требовать раскрытия личности источников, используемых правозащитниками, за исключением случаев, когда соответствующий источник и правозащитник дают информированное согласие в письменной форме на такое раскрытие, или если этого требует независимый и беспристрастный суд в соответствии с международными стандартами.

Статья 21. Обязательство предотвращать и обеспечить защиту от запугивания или мести,от произвольного или незаконного вмешательства

Государственные органы принимают все необходимые меры для обеспечения предотвращения и защиты от любого запугивания, угроз  или мести со стороны любого другого государственного или частного субъекта, а также в целях защиты правозащитников от произвольного или незаконного вмешательства и посягательств на его или ее семью, дом, место работы, имущество и переписку, как вне сети, так и в сети Интернет, в том числе путем проведения всестороннего, полного и объективного расследования каждого факта и привлечения виновных лиц к ответственности.

Статья 22.  Обязательство проведения расследования

При наличии разумных оснований полагать, что правозащитник был убит, похищен, подвергнут пыткам, жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство обращению, незаконно задержан, подвергается угрозам или при условии нарушения любого из прав, изложенных в главеII настоящего Закона, со стороны государственного органа или частного субъекта, уполномоченный орган  должен обеспечить проведение оперативного, тщательного, эффективного независимого и беспристрастного расследования и уголовное преследование, принятое в соответствующих случаях.

Во время проведения расследования уполномоченный орган сверяется с механизмом, учрежденным в рамках главы 4 настоящего Закона и уведомляет потерпевшего или его, или ее близких родственников о ходе расследования.

При проведении расследования уполномоченному органу следует запрашивать любую необходимую помощь соответствующих международных или региональных правозащитных органов или механизмов.

Статья 23. Обязательство гарантии эффективного средства правовой защиты и полного возмещения убытков

Государственные органы должны принимать все необходимые меры для обеспечения эффективной правовой защиты и возмещения ущерба за нарушение прав, указанных в главеII этого Закона и нарушение обязательств, изложенных в главеIII этого Закона.

Статья 24. Обязательство по содействию образованию в области прав человека

Государство должно содействовать, способствовать и предоставлять адекватные ресурсы для преподавания, обучения и просвещения сотрудников и должностных лиц всех государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, учреждений, организацийв вопросах прав человека и основных свобод.

Программы преподавания, обучения и просвещения должны включать в себя информацию об этом Законе, а также сведения о важности и законности деятельности правозащитников.

Статья 25.Обязательство принятия срочных мер защиты

Государственные органы, по мере необходимости и в пределах своих полномочий, должны принимать все необходимые меры для полного и эффективного осуществления мер защиты, в том числе неотложной защиты правозащитников, согласно главыIV настоящего Закона.

Статья 26. Помощь правозащитникам, находящимся за рубежом

Компетентные государственные органы принимают все необходимые меры, в рамках своих полномочий и в соответствии с национальными и международными обязательствам и стандартами, для оказания помощи правозащитникам,  которые были или могут стать объектом запугивания или преследования на основании или в связи с его или ее статусом, деятельностью или работой в качестве  правозащитника, находящимся за рубежом, в том числе:

прием правозащитника в составе дипломатической миссии в этой стране или посещение правозащитника в его или ее доме или по месту работы или того места, где такой человек содержится в заключении;

официальные заявления, будь то государственные или конфиденциальные, в отношении правозащитника;

участие или наблюдение за судебными разбирательствами или судебными разбирательствами с участием правозащитника;

мониторинг и подготовка докладов о положении такого правозащитника;

экстренная выдача или замена проездных документов;

получение медицинской помощи;

предоставление информации о местных юристах;

предоставление информации о местных устных переводчиках;

связь с членами семьи такого правозащитника;

принятие мер к организации сопровождения правозащитника к безопасному местоположению или оказание другой помощи при переезде; а также

оказание финансовой помощи;

предоставление экстренных займов, позволяющих правозащитнику перебраться в безопасное место.

Глава IV. МЕХАНИЗМ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

Статья 27.Создание механизма для защиты правозащитников

1. Уполномоченный по правам человекав Республике Казахстан поддерживает, определяет или устанавливает механизм для защиты правозащитников, с помощью которого в рамках аппарата Уполномоченного по правам человека будет осуществляться координация действий по защите правозащитников. Механизм должен функционировать в тесном сотрудничестве [с национальным правозащитным учреждением страны местонахождения и] с гражданским обществом.

2. Механизм должен выполнить следующие функции:

а) предотвращение запугивания или мести;

б) защита правозащитников от запугивания или мести;

в) помощь в проведении расследования и привлечении к ответственности за акты запугивания или мести;

г) облегчение и содействие межведомственной координации с целью профилактики, защиты, расследования и гарантии ответственности за акты запугивания или мести;

д) содействие и публичное признание законной и важной роли, функций, действий и работы правозащитников.

3. При выполнении функций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, механизм может:

а) контролировать и реагировать на положение правозащитников в Республике Казахстан с учетом рисков для их безопасности и юридических и других препятствий безопасной и благоприятной рабочей среде;

б) консультироваться и тесно сотрудничать с правозащитниками при внедрении этого Закона;

в) координировать внедрение этого Закона, в том числе, путем разработки протоколов и рекомендаций не дольше [180 дней] со дня вступления в силу этого Закона;

г) выполнять оценку рисков, уязвимости или конфликта на национальном, региональном или местном уровнях, с целью идентификации определенных потребностей правозащитников в защите, в том числе, путем осуществления оценок степени гендерных и коллективных рисков;

д) помочь и информировать расследования в целях преследования по суду преступлений, совершенных согласно ст.__________;

е) контролировать текущее и проектируемое законодательство и информировать Уполномоченного по правам человека о воздействии или потенциальном воздействии законодательства на статус, действия и работу правозащитников, а также предлагать поправки к законодательным инициативам в случае необходимости;

ж) консультировать все области правительства при разработке и реализации программ, гарантирующих и защищающих права правозащитников в соответствии с этим Законом;

з) контролировать и готовить ежегодные отчеты о положении правозащитников в Республике Казахстан и предоставлять компетентным органам рекомендации относительно надлежащих мер содействия безопасной и благоприятной среде для их работы, а также смягчать и предотвращать риски, стоящие перед ними, в том числе, путем выяснения первопричин нарушений против правозащитников;

и) предлагать и внедрять, или обеспечивать внедрение мер по предотвращению и мер защиты для гарантии сохранения жизни, целостности, свободы, безопасности и непрерывности работы правозащитников, обращая особое внимание на положение и потребности женщин – правозащитников и других правозащитников в защите в условиях повышенного риска;

к) консультировать [компетентный орган] по вопросам требуемых профилей, процедурам отбора, дохода и обучения всего штата и персонала службы безопасности, ответственного за защиту правозащитников;

л) принимать и оценивать заявления о мерах защиты и внедрять надлежащие меры защиты, включая экстренные меры, при взаимодействии с другими компетентными органами;

м) распространять среди общественности информацию о программах защиты для правозащитников и способах получения доступа к ним, о работе механизма, гарантировав прозрачность в отношении распределения ресурсов;

н) распространять среди государственных органов и общественности информацию о Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, а также жизненно важной и правильной роли, функциях и работе правозащитников; и

о) готовить и представлять отчеты и сообщения о положении правозащитников в Республике Казахстан на рассмотрение соответствующих международных и региональных правозащитных органов и учреждений.

4. Механизм должен соблюдать и поддерживать конфиденциальность персональных данных, собранных по правозащитникам. Механизм, вместе с независимыми экспертами и после консультаций с гражданским обществом, может разработать стратегии обязательного управления информационной и цифровой безопасностью для своего штата и всех прочих властей, имеющих доступ к информации, полученной механизмом.

5) Механизм, вместе с независимыми экспертами и после консультаций с гражданским обществом, сможет выполнять периодические обзоры внедрения этого Закона и эффективного функционирования механизма. Первый обзор должен быть выполнен через [18 месяцев] после вступления в силу этого Закона.

Статья 28. Консультации с гражданским обществом

[Компетентный орган] обязан консультироваться с правозащитниками и другими субъектами гражданского права по всем аспектам работы механизма.

Статья 29. Ресурсы

[Компетентный орган] предоставляет соответствующие финансовые ресурсы механизму, позволяющие последнему выполнять свои функции и полностью и максимально эффективно использовать свои полномочия.

В целях выполнения этого Закона и в целях получения финансовых ресурсов, дополнительных к тем, что были указаны в части первой настоящей статьи, [компетентный орган], должен учредить Фонд финансирования для защиты правозащитников.

Ресурсы Фонда должны использоваться исключительно для внедрения мер защиты и мер профилактики и прочих действий, разрешенных в соответствии с этим Законом.

При условии отсутствия фактического или очевидного конфликта интересов, Фонд может получать:

а) гранты и кредиты от государственного и частного сектора;

б) вклады от внутренних и внешних лиц, групп, ассоциаций и организаций и учреждений; и

в) [суммы, полученные в результате использования движимого и недвижимого имущества механизма].

Средствами Фонда может пользоваться сам механизм и другие разрешенные предприятия.

Управление Фондом осуществляется во исполнение принципа полной прозрачности, и отчет об использовании средств Фонда включается в годовой отчет о работе механизма.

Статья 30. Обучение и проверка

Все лица, заинтересованные в механизме, включая сотрудников службы безопасности и сотрудников правоохранительных органов, должны пройти соответствующие проверки и обучение до начала проекта, наряду с продолжением обучения, разработанного с целью гарантии полноценной и эффективной реализации Закона.

Обучение, указанное в части первой настоящей статьи, должно включать в себя обучение по правам человека и основным свободам, в том числе, описание положения и потребностей жертв и наиболее уязвимых правозащитников в защите, особенно тех, кто работает с вопросами сексуальной ориентации, половой идентификации и сексуальными проблемами, тех, кто работает в сельских и отдаленных районах, а также женщинами – правозащитниками.


Смотрите также