• Главная
  • >
  • Процентщики, ростовщики и попросту мошенники

Процентщики, ростовщики и попросту мошенники

13.02.2024

В сговоре с ними их жертвы подозревают сотрудников банков и микрофинансовых организаций, а в покровительстве им и преступном бездействии –  следователей полиции и прокуроров. Свою последнюю надежду пострадавшие возлагают на президента страны как гаранта конституционных прав граждан.

13 февраля в пресс-центре КМБПЧ состоялась пресс-конференция трёх женщин, пострадавших от незаконных финансовых операций, осуществляемых некими физическими лицами, не имевшими каких-либо лицензий на подобную деятельность. В 2020 и 2022 годах против них были возбуждены уголовные дела по обвинению в мошенничестве, но до суда ни одно из этих дел так и не было доведено. На пресс-конференции выступили пострадавшие Ирина Антропова и Анастасия Морозова, а также их адвокат Абзал Айдарханов.

По словам Ирины Антроповой, люди становятся жертвами частных процентщиков в результате тяжёлых жизненных обстоятельств, когда срочно нужны деньги – например, на оплату медицинской операции, а взять кредит в банке невозможно, или же такой кредит взят, но по нему нечем выплачивать. В таких случаях банки продают наши кредиты частным лицам, незаконно занимающимся ростовщичеством. Они предлагают несостоятельным заёмщикам помощь в рефинансировании их долга и перезалоге заложенного ими имущества по более низким ставкам, а потом вынуждают своих жертв заключить договоры купли-продажи на подставных лиц, при заключении которого заёмщика убеждают, что это простая формальность, не играющая никакой роли. Если же такому заёмщику удаётся накопить денег, чтобы выкупить своё жильё, то сделать этого уже нельзя – квартира уже продана.

Обманутые таким образом заёмщики числом более двадцати обращались в полицию, по их жалобам были возбуждены уголовные дела в 2020 и 2022 годах, но каких-либо результатов так и не последовало. Расследовать эти дела должны были сотрудники следственных отделов Алмалинского и Бостандыкского районных управлений полиции, но они ничего не сделали, в связи с чем потерпевшие подавали жалобы в Департамент полиции Алматы и в прокуратуру города, однако и после этого дело так и не было передано в суд.

Более того, одного из подозреваемых выпустили из СИЗО ввиду примирения сторон, соглашение о котором потерпевший подписал под нажимом следователя. По этому соглашению процентщик должен был вернуть заёмщику его имущество, но так и не сделал этого, а все попытки привлечь его по новой ничего не дали на протяжении вот уже года. Пострадавшие вновь обращаются по этому поводу в прокуратуру Алматы плюс теперь и в Генеральную прокуратуру РК, а заодно уже и к президенту страны как гаранту своих конституционных прав.

По словам Анастасии Морозовой, они с мужем стали жертвами мошенников после того, как один их знакомый познакомил из со своим знакомым процентщиком, который уговорил их заложить в ломбарде свою машину. Когда же они пытались выкупить свою машину из ломбарда, то оказалось, что ею теперь владеет тот самый процентщик. Комбинация была осуществлена по поддельным документам. Свою машину Морозовы смогли отсудить в порядке гражданского спора, но возвращена она им так и не была, а по возбужденное по их жалобе уголовное дело о мошенничестве несколько раз прекращали и возобновляли, но до какого-либо результата так и не довели.

Анастасия Морозова упомянула о нескольких жертвах подобных комбинаций, имевших место уже не в Алматы, а в Алматинской области и в городе Шымкенте. Её сообщение дополнила Ирина Антропова, рассказав об одном жителе Алматы, который после утраты единственного жилья спился и стал бомжем, а живёт теперь под мостом. Одну многодетную мать с шестью маленькими детьми выселили из квартиры в центре города и переселили в какой-то дальний пригород, откуда она даже не может приехать к следователю для дачи показаний. У ещё двух женщин из числа жертв мошеннических комбинаций на нервной почве переживаний случились инфаркт и инсульт.

Третья участница пресс-конференции, преставившаяся только по имени Торкажан, рассказала о том, что по её жалобе уголовное дело было возбуждено не только против ростовщика, но и против нотариуса, заверившего мошенническую сделку, но по ходу досудебного расследования нотариус каким-то образом выпал из числа подозреваемых. Вообще роль недобросовестных представителей этой профессии в таких делах заслуживает отдельного разговора, – считает Торкажан. Также она рассказала о попытках жертв современного ростовщичества объединиться для защиты своих прав и создать общественную организацию с такими задачами.

Представляющий интересы пострадавших по этим делам адвокат Абзал Айдарханов констатировал тот факт, что в Казахстане процветает ростовщичество, которым занимаются физические лица без образования юридического лица и получения какой-либо лицензии. Под предлогом обслуживания долга своих жертв перед банками частные процентщики взыскивают проценты в свою пользу и незаконно завладевают их залоговым имуществом. В действиях таких ростовщиков мы усматриваем признаки таких составов преступления, как мошенничество, незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов, – говорит адвокат.

Он полагает, что безнаказанное осуществление ими своих мошеннических комбинаций представляется возможным только при наличии сговора между процентщиками и банками, сотрудники которых незаконно передают ростовщикам информацию о проблемных клиентах, сводят их друг с другом и оказывают давление на заёмщиков, чтобы те заключали с ростовщиками фиктивные договоры купли-продажи. Признаки аналогичного сговора усматриваются и в действиях следователя, который за полгода нахождения подозреваемого в СИЗО так и не довёл расследуемое им уголовное дело до суда, зато устроил не предусмотренное законом примирение сторон между потерпевшим и подследственным, на основании чего незаконно освободил последнего из-под стражи. Здесь мы вилим признаки коррупционного деяния, – констатирует адвокат.

Вслед за другими участниками пресс-конференции он также обратился к президенту страны как гаранту Конституции и законности с призывом обратить внимание на сложившееся положение и принять меры по его исправлению.