• Главная
  • >
  • Жетыбай-2024 может стать Жанозеном-2011: важно этого не допустить

Жетыбай-2024 может стать Жанозеном-2011: важно этого не допустить

16.01.2024

В Мангистауской области вот уже больше месяца продолжается забастовка работников нефтесервисной компании West Oil Software в посёлке Жетыбай; нефтяники требуют улучшения условий труда. Суд признал забастовку незаконной, забастовщики намерены обжаловать это решение. Они взывают к акиму области, президенту и правительству страны, но ни в Актау, ни в Астане их ни слышат.  

11 декабря прошлого года сотни работников компании West Oil Software приостановили работу. Их основные требования – возвращение их коллектива в структуру национальной компании «Казмунайгаз», распространение на них единой системы оплаты труда (ЕСОТ) и начать модернизацию техники, на которой им приходится работать. Председатель правления «Казмунайгаза» Магзум Мирзагалиев назвал требование о переходе в его структуру необоснованными: дескать, национальная компания не резиновая.

Руководство же компании West Oil Software подало в Каракиянский районный суд иск о признании забастовки незаконной, и суд вынес такое решение. Бастующие заявили о своём несогласии с этим решением и о намерении его обжаловать. В отношении некоторых работников работодатель вынес приказ об увольнении. Несмотря на это, сотни человек стоят под открытым небом, требуя справедливости. 

Уже в новом году 8 января бастующие записали видеообращение к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву с призывом вмешаться в ситуацию для разрешения трудового спора. «Стоящие в этом месте люди – не террористы, не преступники, а граждане Казахстана, которые требуют справедливости и будущего. Президент Касым-Жомарт Токаев, мы требуем, чтобы вы приняли конкретное решение», – говорится в обращении бастующих. Ранее они просили приехать к месту трудового спора премьер-министра Алихана Смаилова, акима Мангистауской области Нурлана Ногаева и главу национальной компании «Казмунайгаз» Магзума Мирзагалиева, но никто из них на приглашение не откликнулся.

Здесь напрашивается очевидная параллель между сегодняшней забастовкой в Жетыбае и многомесячной забастовкой нефтяников Жанаозена в 2011 году, за которой последовали кровопролитные события в дни празднования 20-летия независимости Казахстана. За прошедшие с тех пор годы мы уже и 30-ю годовщину независимости отпраздновали, и Кровавый январь пережили, и завершение президентского транзита с провозглашением Нового Казахстана, однако на «полуострове сокровищ» новый 2024 год как бы норовит обернуться старым 2011-м.

«Как в 2011 году правительство не решало проблему, так и сейчас мы наблюдаем препирательство между работодателем и рабочими. Если не подключить к делу правительство, здесь на месте ничего не решишь. Компания «Казмунайгаз» и другие подчиняются правительству, и если оно примет политическое решение, то этот вопрос сразу будет решён», – говорит в комментарии для радио «Азаттык» независимый профсоюзный активист Амин Елеусинов.

В свою очередь руководство «Казмунайгаза» опубликовало сообщение, в котором говорилось о том, что в 2017 году была разработана программа «5/50». Согласно оной «уволившемуся по собственному желанию сотруднику предлагалась компенсация в размере 50 процентов от пятилетней заработной платы. В среднем сумма выплат на одного человека составила тогда около 11 млн. тенге. В то время этой программой воспользовались почти 4000 работников, оказывавших сервисные услуги. При этом большая их часть тут же была трудоустроена, в том числе в West Oil Software» – говорится в сообщении КМГ.

По этому поводу рабочие возражают, что в 2017 году их перевели из «Ойл Транспорт Корпорейшэн» – дочерней компании КМГ в частную компанию без их согласия. «Я был на работе, на месторождении Алатобе, когда поступили деньги. Когда я спросил, что это, мне сказали: «Оттуда уволился, устроился сюда». Это то, что мне сказали. Я нигде не ставил подпись о том, что согласен на это», – говорит бастующий начальник автоколонны West Oil Software Алибек Кощанов.

Бастующие отмечают, что после перехода в штат частного предприятия условия работы ухудшились. Переданная компании West Oil Software в так называемое доверительное управление техника эксплуатировалась, но не модернизировалась. «Во время езды на таких машинах через изношенное днище видна земля. Мы оказываем сервисные услуги нефтедобывающей компании, и у нас должна быть техника последнего образца. Здесь же только нефть качают, а технику не обновляют, и положение людей ухудшается. Вот почему мы здесь стоим», – объясняет водитель Сакен Косанов.

Воспроизведя в своём репортаже эти монологи бастующих нефтяников журналисты радио «Азаттык» отмечают, что поначалу жители села Жетыбай, расположенного близ месторождений, активно поддержали бастующих работников West Oil, но позднее они всё реже собираются перед сельским акиматом, где стоят забастовщики. Сельчане рассказывают, что опасаются давления и преследований. «Всех запугали, нас всех по одному вызывали в полицию – спрашивали, кто нас призывал выходить на площадь», – говорит местный житель.

Полицейские методы разрешения трудовых споров весьма традиционные в Казахстане и особенно в его западном регионе и конкретно в Мангистауской области, где в декабре 2011 года произошла Жанаозенская трагедия. Очень важно, чтобы она не повторилась теперь в Жетыбае.


Смотрите также