Лучше дать себе засохнуть

10.10.2022

Послать куда подальше работодателя, извиниться за свои слова и быть уволенным, после чего восстановиться через суд на рабочем месте и взыскать денежную компенсацию – не сюжет какого-то выдуманного анекдота, а весьма реальные события, произошедшие в Алматы в стенах Казахского Национального педагогического университета им. Абая.

Свое начало история берет в ноябре 2021 года, когда в результате небольшого недопонимания между работниками высшего учебного заведения – профессором и преподавателем химии Нурланом Ахметовым и проректором по исследовательской работе Ермеком Бурибаевым разразилось противостояние продолжительностью в год.

В тот злополучный вечер, как вспоминает Ахметов, в своем служебном кабинете он находился после занятий вместе со своим коллегой, профессором Каратаем Шалабаевым, который зашел выпить стакан воды.

В этот момент без стука и не представившись в кабинет вошел Бурибаев и посчитав, что в служебном помещении происходит распитие спиртных напитков, в грубой форме потребовал немедленно «прекратить выпивку и убираться по домам».

– Видимо, этот человек почувствовал себя большим начальником перед двумя профессорами и занялся нашим «воспитанием». Мои попытки выяснить, кем является этот человек, не увенчались успехом. Я предложил незнакомцу сесть и разобраться, но он стал угрожать, что позвонит директору института. Я сказал, что он может звонить куда и кому хочет и рекомендовал ему пойти «на хрен», – вспоминает завязку конфликта Ахметов.

Именно направление по этой всем известной дороге, а не нарушение субординации, по мнению профессора, оскорбило до глубины души проректора.

В тот же вечер информация «о неподобающем поведении» Ахметова была донесена до вышестоящего руководства, а в последующем ситуация и вовсе была вынесена на заседание дисциплинарной комиссии.

По утверждению профессора, разбирательство коллегиального органа носило однобокий характер, исключительно с обвинительным уклоном в отношении педагога. При этом, позиция «обвиняемого» никак не бралась во внимание.

– Кроме того, публичные извинения и заслуги перед университетом, не были даже включены в протокол, а если и включены, то грубо искажены и вырваны из контекста, – утверждает Ахметов.

Как итог, профессор был уволен из учебного заведения по статье 54 ТК РК, за «аморальное поведение». Соответствующий приказ ректора был подписан 29 ноября 2021 года.

При этом, не остался в стороне и коллега Ахметова профессор Шалабаев, зашедший в тот роковой вечер испить воды. Дисциплинарная комиссия ему вынесла строгий выговор, якобы за нахождение в кабинете в нетрезвом виде.

Примечательно и то, что согласно полученного на руки приказу дисциплинарной комиссии следует, что параллельно с этими делами рассматривались еще два в отношении директора университетского издательства «Улагат» и его заместителя, которые организовали коллективную пьянку на рабочем месте. Они также смогли отделаться строгими выговорами.

– Возникает вопрос о справедливости и равноценности наказания. Получается, что организация выпивки и появление в нетрезвом состояние имеют одинаковую степень тяжести проступка и почему-то равны друг другу, а посыл «идти на хрен» заслуживает высшую меру наказания и увольнения. На лицо явный избирательный подход, – не скрывает своего возмущения Ахметов.

Не согласившись с таким исходом, профессор решил отстаивать свои права. В поисках защиты и поддержки, Ахметов для начала обратился в согласительную комиссию. При этом, как утверждает оказавшийся в опале профессор, действующая при университете профсоюзная организация вместо того, чтобы встать на защиту своего члена, всячески содействовала руководству учебного заведения.

Параллельно с этим Ахметов обратился в Администрацию президента, Министерство образования и науки РК, государственную инспекцию труда, но как полагается, получил лишь отписки с рекомендациями обращаться в суд. Примечательно, что трудовая инспекция все же соизволила провести проверку, но «никаких нарушений не было выявлено».

Попытки разрешить спор в досудебном порядке безуспешно продлились до весны 2022 года, после чего Ахметов был вынужден обратиться в Медеуский районный суд. В своем исковом заявлении он потребовал признать незаконными приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности, расторжение трудового договора, восстановить на работе в должности профессора, взыскать с университета компенсацию за вынужденный прогул с 29 ноября 2021 года по день восстановления на работе из расчета 504 487 тенге в месяц.

В ходе судебного разбирательства под председательством судьи Айгуль Кусаиновой выяснилось, что ответчик в лице представителя образовательного учреждения не смогла представить суду доказательства нецензурной брани Ахметова, подтверждающие факты оскорбления человеческого достоинства, подтверждения нахождения истца в нетрезвом состоянии на рабочем месте.

В этой связи суд пришел к выводу, что оснований для расторжения трудовых отношений с Ахметовым со стороны Казахского Национального педагогического университета не было, а значит расторжение трудового договора недопустимо и нарушает нормы законодательства.

В этой связи с Ахметова была снята дисциплинарная ответственность, он был восстановлен на рабочем месте в прежней должности и получил компенсацию за вынужденный прогул в размере 2,5 миллионов тенге.

Попытка работодателя оспорить данное решения не увенчалась успехом. Апелляционный суд оставил решение первой инстанции в силе.

Но несмотря на то, что вся эта ситуация разрешилась благополучно для Ахметова, окончательная точка в этом деле так и не была поставлена: ни работодатель, ни проректор Бурибаев так и не принесли свои извинения.