• Главная
  • >
  • Поиск справедливости чреват последствиями

Поиск справедливости чреват последствиями

07.10.2022

В Алматы прекращено уголовное дело по факту применения пыток к участнику протестов Косаю Маханбаеву. Он стал известен тем, что пытался добиться привлечения к ответственности своих мучителей и смог объединить группу таких же пострадавших. После этого Косай повторно оказался в сизо.

Второй раз жителя Алматы Косая Маханбаева полицейские схватили 2 июня 2022 года, когда он с группой других пострадавших от рук садистов в погонах и родственников арестованных по январским событиям пытался выйти к городской прокуратуре. Сперва мужчине дали 15 суток административного ареста за нарушение порядка проведения мирных собраний (при том, что ранее к полицейским, подозреваемым в применении пыток, приведшим к летальному исходу, за участие в протесте у горпрокуратуры никаких санкций не применялось).

По прошествии 15 суток Косая Маханбаева отправили под арест в следственный изолятор, где он уже подвергался пыткам в январе. Очевидно, изменение меры пресечения участнику январских протестов и жертве полицейского произвола последовал за то, что он рассказал, через что пришлось пройти ему и другим, и пытался добиться наказания преступников, облаченных в полицейскую форму.

Косай Маханбаев

Маханбаев наряду с десятками других раненых в ходе расстрела участников протеста был вывезен 8 января из больницы, где он лежал с тремя пулевымбаеи ранеиями, спецназом и доставлен в следственный изолятор Алматы, где доставленных подвергали пыткам в массовом порядке, в том числе с использованием сексуального насилия.

10 февраля ему изменили меру пресечения под домашний арест. Однако дальнейшая активность Косая в попытках добиться справедливости не осталась безнаказанной.

Айнара Айдарханова, адвокат Маханбаева, занимающаяся его защитой в связи с применением к нему пыток, сообщила на пресс-конференции, что 9 сентября прокуратура вынесла постановление о прекращении уголовного дела по факту пыток Косая Маханбаева в учреждении ЛА-155/18 (следственный изолятор Алматы). Причем постановление не вручили ни самому Маханбаеву, ни его защите, нарушив, тем самым, право на обжалование.

Об этом грубом нарушении проинформировали Генеральную прокуратуру и специализированный Следственный суд. Вскоре ожидается заседание относительно дальнейшей судьбы явно незаконного постановления.

– В ответе прокуратуры не отражена действительность, так как никаких следственных действий, кроме допроса самого пострадавшего и четырех очных ставок не были проведены. Ни с какими экспертизами мы не были ознакомлены, они не были назначены, не были допрошены свидетели, которые присутствовали в учреждении вместе с Махамбаевым и которые могли быть очевидцами происходящих пыток, – уточняет адвокат.

Как оказалось, Косай Маханбаев смог опознать восьмерых сотрудников конвойной службы Департамента полиции, с четырьмя из которых были проведены очные ставки. Причем, как говорит Айдарханова, «очные ставки были проведены в таком ключе, что сотрудники отказались давать показания». Однако же этих людей даже не перевели в статус свидетелей с правом на защиту, и они продолжают спокойно «охранять порядок».

 – Сложилась такая тенденция, что в Антикоррупционной службе Алматы все дела по фактам пыток прекращаются на ранней стадии, не говоря о том, чтобы кого-то сделали подозреваемым, – вполне обоснованно замечает защитник.

Вместе с тем адвокат Айдарханова и ее коллега Жалгас Сапарханва неоднократно обращались с ходатайствами об изменении меры пресечения Маханбаеву на домашний арест. Пока он за свое стремление отстоять свои права находился в следственном изоляторе, дома произошла беда: его мать из-за переживаний сразил инфаркт (вдобавок к онкологическим заболеваниям), и сейчас она находится в больнице в лежачем положении. По возвращению домой нет никого, кто бы мог о ней позаботиться.

Еще один пострадавший от жестокости полиции по имени Саят делится своими впечатлениями о Косае:

– С момента как я познакомился с Косаем Махамбаевым я узнал в нем человека чествного, миролюбивого, который очень любит свою страну, болеет за народ Казахстана, и тем самым он очень многих из нас сплотил.

Благодаря в том числе Махамбаеву дела в отношении некоторых участников мирной фазы протестов были закрыты.

Саят,  как и адвокаты, недоумевает, что Косая вновь поместили в тот же следственный изолятор, где он уже проходил через истязания. Видимо, чтобы как раз этого не забывал.

– Идет очень сильное психологическое давление в сизо. Он знает, что его мама больна, он знает, что он у нее единственный, плюс он попал в то же заведение, где его избивали, пытали. Я считаю, что нет никаких оснований его там держать. Я понял, что наши власти не особо любят активных людей, а Косай Маханбаев достаточно активно защищал свои права и требовал справедливости, – убежден Саят.

После своего возвращение в сизо в течение 64 дней Косай Мазханбаев находился в карантинной камере, затем его поместили в камеру для особо опасных преступников. Несмотря на то, что никогда не привлекавшийся к уголовной ответственности Косай по закону должен был находится в камере с такими же как он. Только после подачи заявлений Косая перевели в другую камеру.

Во время нахождения арестованного в следственном изоляторе ему провели «психиатрическое обследование», выразившееся в трехминутном контакте с Косаем психиатра, задавшим ему несколько вопросов. На этом основании было сделано некое заключение, недоступное ни Косаю, ни его адвокатам. Также руководство сизо не потрудилось пояснить, чем оно руководствовалось, организовав встречу с психиатром без   назначения следователя и без ведома стороны защиты.

Косаю Маханбаеву – подозреваемому в «участии» в массовых беспорядках грозит от трех до восьми лет лишения свободы.

Преступной группе в погонах, пытавшей Косая и десятки, если не сотни, других задержанных, по-хорошему по статье «пытки» грозит больше – от трех до двенадцати лет. Но, по факту, не грозит вообще ничего.