Будущее телерадиовещания под вопросом?

13.09.2011

 


«Каким быть закону «О телерадиовещании?» под таким названием 12-13 сентября ОБСЕ, Минсвязи, НАТ Казахстана, фонды «Адил соз» и «Сорос–Казахстан» проводят круглый стол в Астане.


 


Первый день начался с выступления вице-министра связи и информации Нурая Уразова, который в своем выступлении обозначил позицию государства, которая заключается в следующем:


 


– Государство попыталось отойти от контекта и больше предусмотреть регулирование технических моментов.


 


– В ст. 4 законопроекта включены 8 пунктов по предложению гражданского общества.


 


– Казтелерадио – будущий национальный телерадиооператор, хотя и не факт.


 


– Телеканалы, находящиеся в режиме свободного доступа – это те, которые будут находиться в режиме аналогового вещания.


 


Тамара Калеева, директор международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», комментируя законопроект, отметила то, что и очевидные, и скрытые нормы законопроекта приводят к нарушению права на получение информации и т.д. Что означает информационная безопасность личности? – задалась она вопросом. И сама же на него ответила: «Это попытка цензуры». Также по ее мнению, законопроект не предусматривает равенства прав физических и юридических лиц, защиту прав и законных интересов потребителей услуг (т.к., например, обеспечение социально уязвимых слоев населения реверсами не предусмотрено). Производство продукции на госязыке, по ее мнению, есть ни что иное – это новое обременение на производителей. Сколько частот для телерадиовещателей предоставлено Казахстану?  – на этот ее вопрос ответа так и нет, равно как и на то, почему это для общества тайна.


 


Право местных исполнительных органов значится дважды в законопроекте. Тамара Калеева привела пример со Стан ТВ, когда СЭС заявила, что спутниковая антенна не соответствует требованиям, и это тогда, когда провайдер уже предоставил все документы.


 


«Это – единственное мероприятие, где нет ни 1 телекамеры. Не потому ли, что Министерству не хочется, чтобы население знало о новостях, когда населению придется покупать приставки?» – отметила Т.Калеева. Вице-министр информации и связи  в ответ на это сообщил, что Министерство не имеет к этому отношения.


 


Шолпан Жаксыбаева, исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана, заявила, что по переходу с аналога на цифровое телевидение в Кыргызстане, к примеру, есть карта частотного планирования, частотно-территориальный план. Ш.Жаксыбаева направила несколько запросов в Министерство связи и информации и разместило свой запрос на сайте Министерства о количестве частот, но ответа нет.


 


По ее мнению, суть законопроекта – передел рынка и государственная монополизация. Это будет осуществлено по следующей схеме: телеканалы перестанут быть самостоятельными телерадиовещателями и перейдут в техническую, финансовую и редакционную зависимость, что фактически явится цензурой. Казтелерадио получит частоты бесплатно. Казтелерадио является монополистом в сфере спутникового распространения сигнала, а теперь – вручается Казателерадио еще и монополия на земле и «подземка»


 


«8 317 912 тенге или около 60 тысяч долларов – стоимость городской частоты и 190 тысяч долларов – областного значения», – таковы ее данные, но лишь в Казахстане продают частоты, но и то Министерство требует их возвратить.


 


Затем слово взяла исполнительный директор Интерньюс-Казахстан Маржан Ельшибаева. Тема выступления касалась Комиссии по развитию телерадиовещания, как гаранта прозрачности и объективности распределения каналов в мультиплексах. В выступлении она подчеркнула важность того, чтобы данная комиссия была независимой, обозначила некоторые недостатки, провела сравнительный анализ с аналогичными комиссиями зарубежных стран.


 


По ее утверждению, ранее в целях независимости комиссии рассматривались варианты ее функционирования при Президенте РК, либо при Мажилисе Парламента, однако волей обстоятельств решили ее создать при Правительстве РК.


 


После Ельшибаевой М., речь предоставили Руслану Никонович (генеральный директор ТРК «TV-арт») – о плюсах и минусах цифрового телевидения для государственных и частных вещателей и контент-производителей. Из его выступления выходит, что региональные вещатели наиболее уязвимы. Создание единого Национального оператора и внеконкурсное получение им радиочастот, по мнению Никонович, негативно скажется на всем телевидении Казахстана, так как создастся монополия на предоставление услуг, монополист будет диктовать свои условия и правила, частные телерадиоканалы попадут в зависимость.


 


По мнению Никонович, выразивший в своем выступлении мнение и позицию региональных телеканалов, процесс перехода на цифровое вещание негативно сказывается на них, так как у данных компаний (региональных) отбирают частоты, ранее приобретенные ими за деньги, и вновь пытаются продать, либо заставляют вновь участвовать в тендерах и т.д. При этом, в течение года, по словам Никонович, ответственные уполномоченные органы не могут дать ответ о количестве частот для пользования казахстанским телевидением. Как утверждает гендиректор ТРК «TV-арт», в процессе конференций подобных сегодняшней возникает один и тот же ответ о том, что «это очень хороший вопрос, и на него нужен хороший ответ, однако ответа сейчас нет».


 


Никонович заявил, что раз уж на конференции участники выразили мнение о том, что СМИ нужно рассматривать, скорее, как бизнес, нежели политический инструмент, предложил соответственно относиться к этому – нельзя передавать всю структуру в руки одной государственной монопольной корпорации, так как тем самым нарушаются принципы рыночной экономики. Потому что, по его словам, монополист будет решать, кому выдавать лицензию и частоту, а кому нет. И раз уж заговорили о бизнесе, пусть эти частоты выдаются на равных условиях всем желающим вещать в эфире. На вопрос одного из участников конференции, что будет, если все частоты заполонят мелкие региональные вещатели, Никонович ответил тем, что в этом и проявляется суть бизнеса – мелкие, слабые, неинтересные телеканалы потеряют рейтинг и сами покинут эфир, останутся лишь конкурентоспособные компании.


 


В ходе первого дня возникли конкретные предложения и вопросы:


 


 – Почему бы не разрешить создать региональные мультиплексы на базе своих частот региональным телеканалам?


 


 – Если телеканал отдает свою частоту, он должен стать акционером Казтелерадио. У каждого директора телеканала за плечами иски от Казтелерадио


 


– Передать Казтелерадио только 1 частоту для трансляции телеканалов обязательных программ


 


– Создать при Министерстве связи и информации наблюдательный совет по контролю за процессом перехода на цифровое вещание и расходованием бюджетных средств.


 


– Провести в регионах публичные слушания с привлечением населения и разъяснением последствий перехода на цифровое вещание.


 


Государство должно ответить на вопросы: сколько частот выделено на сотовые телефоны? Сколько средств уйдет на внедрение цифрового вещания? Каковы будут тарифы?


 


По материалам филиала КМБПЧиСЗ в г.Астане


 


Добавить комментарий