• Главная
  • >
  • Религия должна объединять, а не разъединять общество - атырауский политолог Эльдар Жумагазиев

Религия должна объединять, а не разъединять общество – атырауский политолог Эльдар Жумагазиев

26.08.2011

Тема распространения религиозных течений и степени их влияния на дальнейшее развитие государства становится сегодня самой обсуждаемой. Возможно ли сохранение хрупкого баланса между соблюдением прав верующих и защитой населения от влияния деструктивных объединений? Какие меры необходимо предпринимать для стабилизации ситуации? На эти и другие вопросы по просьбе корреспондента Казинформа отвечает известный атырауский политолог Эльдар Жумагазиев.


 


– Эльдар Тынышбаевич, по итогам социологического опроса, проведенного Институтом политических решений, 72,9 процента казахстанцев выступают за ужесточение в той или иной степени контроля над религиозными организациями в Казахстане. Более трети опрошенных (36,6 процента) поддерживают эту инициативу лишь в отношении наиболее радикальных и деструктивных сект. Представители Духовного управления мусульман Казахстана высказались за законодательный запрет салафизма. Судя по разнополярным мнениям, в обществе нет четкого понимания происходящих процессов. А каково Ваше мнение?


 


– Безусловно, дальнейшее распространение учения данного религиозного течения представляет угрозу национальной безопасности страны, и поэтому необходимы меры противодействия. Чем опасен салафизм в Казахстане? Учитывая социально-экономические проблемы регионов, отсутствие социальных лифтов, бытовую неустроенность, коррупцию в государственной системе управления, низкую религиозную грамотность населения республики, можно с уверенностью сказать, что молодой человек, попадая в их среду, становится легкоуправляемым, которого можно без труда использовать для достижения основной цели салафитов – подрыва конституционного строя страны. Ваххабиты дают им надежду и обещание на исправление этой несправедливости. Салафизму присущ буквализм в трактовке всех положений Корана. Они и обычные правоверные мусульмане-сунниты читают одни и те же сборники хадисов. Но салафиты, в отличие от суннитов, понимают хадисы буквально, без иносказаний: как сказано в хадисе – так и выполняют. Сунниты же могут интерпретировать хадисы по своему разумению. А если учитывать, что салафиты стремятся к реализации практических действий («амал»), то это делает их учение опасным для нашего светского общества. Недавние погромы на мусульманских кладбищах в некоторых городах Казахстана – тому яркое подтверждение. Эти события произошли сразу же после издания саудовским шейхом фетвы, которая запрещает надгробные плиты. Салафиты призывают разрушать могильные памятники, мазары и любые другие сооружения в виде памятников в честь погибших. И таких примеров много.



 


– В таком случае как остановить развитие салафитского течения в стране?


 


– Запретить буквально, как предлагает Духовное управление мусульман Казахстана, не получится, поскольку салафиты не имеют четко очерченную, видимую организационную структуру. Это не общественная организация и не политическая партия, которая имеет устав, какие-то учредительные документы, открытое членство. И в толпе верующих, на улице, в любом другом общественном месте определить салафита невозможно, так как он не носит с собой партбилета. К тому же велика вероятность, что приверженец традиционного ислама в Казахстане, принадлежащий ханафитскому мазхабу, так же может быть заподозрен в пропаганде салафизма, поскольку по внешним признакам их не отличишь. Среди этих бородачей есть как ваххабиты, так и обычные сунниты.


 


Подобная практика может негативно сказаться на взаимоотношениях государственных структур и верующих мусульман в целом. Поскольку велика вероятность начала репрессий в отношении «неугодных», сведения личных счетов. Пострадают невиновные, и, в конечном счете, ситуация может даже ухудшиться.


 


– Но Духовное управление мусульман радикализирует свою позицию и предлагает запретить все направления ислама, представленные в нашей стране, кроме ханафитского мазхаба.


 


-Казахстан все двадцать лет своей независимости пропагандирует межрелигиозную, межнациональную толерантность. Позиционирует себя как страна равных возможностей для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Как данное предложение должны воспринимать, к примеру, представители малых народов Северного Кавказа, в силу исторических причин оказавшиеся в Казахстане, считающие Казахстан своей родиной, но не являющиеся приверженцами ханафитского мазхаба? Поэтому подобная практика в руках невежд от государства, от правоохранительных структур, духовенства может иметь пагубные последствия для всего общества.


 


– А каковой видится роль государства в решении данного вопроса?


 


– На днях председатель Агентства по делам религий Кайрат Кайырбекулы Лама Шариф сообщил о разработке проекта концепции умеренного ислама в Казахстане, основанного на принципе «Одна нация – одна религия». Это заявление, кстати, получило неоднозначную оценку в обществе. Некоторые депутаты Парламента обвинили председателя Агентства в ущемлении прав граждан нашей страны, исповедующих христианство, иудаизм. В общем, орган власти, в том числе ответственный за гармоничное развитие основных мировых религий в нашем обществе, пока больше запутал, чем разрядил ситуацию. В дальнейшем хотелось бы узнать, что кроется за словосочетанием «умеренный ислам», и чем он отличается от «усредненного ислама», проповедуемого в Королевстве Саудовская Аравия, где салафизм исповедует большинство населения страны, кстати, замечу, абсолютно мирные люди.


 


 Казахстан является объектом интересов многих стран. Саудовской Аравии в том числе. Идет процесс активной урбанизации казахов. В эпоху глобализации это неизбежный процесс, в противовес которому, если мы хотим сохранить свою самобытность, мы должны активно отстаивать свою точку зрения, свою политику в области религии. Религия уже начинает вмешиваться в дела государства, и государству вряд ли удастся отсидеться в стороне. Необходимы изменения в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» в той части, где говорится, что религиозные объединения не финансируются государством. Тем более, что подобная практика хорошо зарекомендовала себя в Турции, где исторически сложилось нетерпимое отношение к салафитам, или в России, где государственные структуры работают гораздо эффективнее, чем в Казахстане. В резолюции научно-практического семинара на тему «Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму», прошедшего 14 июля в Москве, говорится о том, что «успешные примеры использования традиционного ислама в борьбе с экстремизмом на территории СНГ имеются, в том числе на российском Северном Кавказе, а именно в Чеченской Республике, где применение руководством этого субъекта Российской Федерации в лице Рамзана Кадырова мощного мобилизующего потенциала традиционного для данного региона ислама суфийского направления позволило, несмотря на некоторые издержки, фактически свести на нет мусульманский радикализм и вытеснить чуждые экстремистские течения с территории республики».


 


– Как Вы считаете, что необходимо предпринять, чтобы стабилизировать ситуацию?


 


 – Выводы напрашиваются сами собой. Если мы не хотим распространения радикального ислама под личиной салафитов, то государству необходимо открыто, активно поддерживать традиционный ислам ханафитского мазхаба. Необходима четко очерченная идеологическая работа в СМИ по созданию положительного имиджа имамов всех уровней, официального духовенства в целом. Повышать религиозную грамотность населения страны. Создать сеть религиозных учебных заведений, хотя бы на уровне колледжей, при поддержке государства. Я надеюсь, что Концепция умеренного ислама, разрабатываемая в недрах Агентства по вопросам религии, даст возможность гармонично развиваться всем религиозным конфессиям, официально представленным в нашей стране. А этого можно добиться, только методично занимаясь всеобщим религиозным просвещением. И в итоге мы должны получить тот конкурентоспособный ислам, который не загоняет нас в средневековье, а открывает перед нами горизонты будущего роста, как для каждого из нас, так и для страны в целом.


 


ИСТОЧНИК:


Национальное информационное агентство «КазИнформ»


www.zakon.kz/kazakhstan/4444660-religija-dolzhna-obedinjat-a-ne.html


Дата публикации: 16 августа 2011 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также