Круговорот обвинений и наказаний по схеме, описанной в сказке про не вытягивуемую из грядки репку: сначала журналиста посадили под домашний арест с перспективой лагерного срока, затеи у его защитника отозвали адвокатскую лицензию, а теперь в адрес защищавших его адвокатов вынесли частное определение с перспективой отзыва лицензий теперь уже и у них.
На старте последнего месяца прошлого года в Алматы полицейские задержали главного редактора ютуб-канала Orda,kz Гульнару Бажкенову по обвинению в распространении ложной информации в одной из публикаций 2024 года, в которой говорилось о задержании некоего сотрудника правоохранительных органов при получении взятки. Задержание Бажкеновой сопровождалось обысками на ей квартиры и в редакции канала, после чего межрайонный следственный суд Алматы отправил журналистку по домашний арест на два месяца.
Юридическую защиту Бажкеновой на стадии досудебного расследования взял на себя известный адвокат Мурат Адам. Он сразу же подал ряд жалоб на действия полиции, о чём рассказал в нескольких постах в соцсетях. За это алматинские полицейские пожаловались на него своему начальству в Астане, после чего жалоба на Адама пошла из МВД РК в Минюст, а уже оттуда в конце декабря было направлено исковое заявление в Бостандыкский районный суд Алматы об отзыве у Мурата Адама адвокатской лицензии.
Суд приступил к рассмотрению этого иска в понедельник 12 января, а в пятницу 16 января вынес решение удовлетворить иск Минюста и отозвать лицензию. А в следующий понедельник 19 января на официальном телеграмм-канале m-канале алматинских судов «Алматы соттары» появилось сообщение о вынесении Бостандыкским районным судом частного определения в адрес адвокатов, защищавших своего коллегу Мурата Адама. Им ставится в вину у такое «нарушение адвокатских стандартов», как «подача ходатайств идентичного содержания, ранее уже рассмотренных судом», а также «распространение сведений об ограничении гласности судебного разбирательства».
Определение направлено в Минюст РК «для дачи надлежащей оценки и принятия мер в пределах установленной законом компетенции», – сообщается в публикации на судебном телеграмм-канале. Памятуя о том, что в основание процесса о лишении Адама адвокатской лицензии легло исковое заявление Минюста, в свою очередь поданное в ответ на жалобу из МВД, напрашивается предположение о том, что теперь из Минюста может последовать новый иск об отзыве адвокатских лицензий – теперь уже у тех адвокатов, которые защищали Мурата Адама.
Таким образом перед нами вырисовывается фактическое наказание адвоката за то, что он защищал журналиста, а затем и перспектива наказания других адвокатов за то, что защищали своего коллегу, то есть по сути за их профессиональную деятельность. Заметим, что и журналиста Бажкенову преследуют за её профессиональную деятельность, при этом оставляют преследуемого журналиста вообще без адвокатской защиты.
Что же касается преследования адвокатов за то, что они адвокаты и ведут себя как адвокаты, то здесь казахстанские власти, походе, следуют примеру российских властей, тем более что здесь даже и по датам вырисовывается весьма впечатляющее наложение. Напомним, что решение об отзыве лицензии у Адама было принято 16 января, а о частном определении против его адвокатов стало известно 19-го. Аккурат посредине между этими датами, а именно 17 января имела место печальная годовщина в истории российской адвокатуры: ровно год назад в этот день в Петушинском районном суде Владимирской области был вынесен приговор защитникам оппозиционного политика Алексея Навального – адвокатам Вадиму Кобзеву, Алексею Липцеру и Игорю Сергунину.
Их приговорили к лишению свободы на сроки от 3,5 до 5,5 лет колонии за «участие в экстремистском сообществе», заключавшееся исключительно в их профессиональной деятельности по защите Алексея Навального на судебных процессах по возбужденным против него уголовным делам. Как мы помним, Навальный был приговорён к 19 годам лишения свободы в колонии особого режима, отправлен для отбывания своего космического срока в одну из таких колоний на Крайнем Севере, где и умер (или был убит, как считают многие) в феврале 2024 года.
Я не думаю, что судья Бостандыкского районного суда Алматы специально выбрал дату оглашения своего решения по делу адвоката Мурата Адама за день до первой годовщины оглашения приговора адвокатам Алексея Навального – скорее всего даты этих событий совпали вполне себе случайно. Однако эти события из судебной жизни двух постсоветских государств безусловно лежат в одной плоскости и составляют единый контекст. И если так называемый Новый Казахстан намерен и впредь выглядеть относительно либеральным на фоне не просто старой, а стремительно дряхлеющей путинской России, то нашим властям следовало бы всячески избегать таких аналогий. И простое избегание мрачных совпадений дат здесь ничего е решит, ибо преследований журналистов и адвокатов за их профессиональную деятельность недопустимо не только в дни печальных годовщин, но и в любое другое время года.
