И кто тут психически ненормальный?

И кто тут психически ненормальный?

29.11.2025

Чтобы не выдавать бесплатный инсулин, на тяжелобольную женщину с инвалидностью сфабриковали уголовное дело.

Саниям Рахматулина, жительница села Шелек Алматинской области, на голом месте попала в орбиту уголовного преследования. В итоге ее принудительно помес­тили в центр психического здоровья при управлении здравоохранения Алматинской области. Женщина не сошла с ума только потому, что все 34 дня, пока ее пичкали сильнодействующими препаратами, думала лишь о том, как быстрее выйти на свободу и вернуть 10-летнего сына, определенного в детдом в Баганашыле.

Саниям еще в детстве присвоили инвалидность II группы. С годами у нее появился целый букет серьезных заболеваний – от инсулинозависимого сахарного диабета до хронической сердечной недостаточности. Ее сломанная, к счастью, еще не до конца судьба напрямую связана с инсулином. Женщине в местной поликлинике этот препарат годами выдавали бесплатно, но с 2022-го начались перебои.

– Почти год я ждала, вынужденно покупая инсулин на пособие по инвалидности. Когда денег не стало хватать, препарат привозили родственники и работники некоторых благотворительных организаций, за что им огромная благодарность, – рассказала по телефону Саниям Рахматулина. – Врачи райбольницы Шелека обещали выдать инсулин, но дальше слов дело у них почему-то не двигалось. Когда мое здоровье критически обострилось, я пошла к директору районной больницы Гульнаре Кураметовой и уже стала требовать, а не просить. Возможно, была на эмоциях, но на личности и уж тем более на оскорбления точно не переходила. Когда все деньги уходят на препараты, которые государство обязалось выдавать бесплатно, разве можно сдержать эмоции?! Тем более я мать-одиночка…

После той встречи в июне 2022 года директор Кураметова написала заявление в управление полиции Енбекшиказахского района. В популярной соцсети неизвестный выложил пару постов, которые глубоко оскорбили Гульнару Съездбековну. Она и старший следователь полиции Денис Ольшанский сразу заподозрили в этом Рахматулину. Тут же возбудили уголовное дело по подозрению в распространении заведомо ложной информации. Судебно-психолого-филологическая экс­пертиза пришла к выводу: «… имеются сведения, негативно характеризующие личность и деятельность Кураметовой Г. С. и порочащие ее честь, достоинство и деловую репутацию…»

Саниям вызвали в полицию и сразу допросили в качестве свидетеля, имеющего право на защиту (проще говоря, заподозрили в этом преступлении). Она под протокол призналась, что знает Кураметову, иногда между ними случались словесные конфликты, но неприязни по отношению к врачу Саниям не испытывает. И на учете у психиатра и нарколога не состоит.

А маховик следствия уже раскручивался на полную катушку. Амбулаторная судебно-психиатрическая экс­пертная комиссия пришла к заключению, что Рахматулина Саниям Анатольевна страдает психическим расстройством. Все подробности этого исследования еле уместились на 12 страницах, документ подписали руководитель отделения Института судебных экспертиз (ИСЭ) по Алматы Жанна Загитова и два эксперта – Анар Нурмухамбетова и Алия Субханбердина. Их послужной список весьма внушительный и никаких сомнений в компетенции не вызывал.

– К нам домой вломились, другого слова и не подобрать в данной ситуации, медики, участковые, еще какие-то незнакомые мужчины. Меня силой вывели из дома и усадили в машину. Сын Милат в это время возвращался из школы. Соседи говорят, что за ним гонялись по всей улице и, поймав ревущего от сильного испуга мальчика, тоже насильно увезли на другой машине. Потом выяснилось, что меня принудительно закрыли в психушке, а сына почти год держали в детском доме. Самое ужасное в моей ситуации, что про выводы экспертизы о принудительном лечении я даже не знала, никаких исследований со мной не проводили и даже мое добровольное письменное согласие на госпитализацию оказалось банальной подделкой, – печально вздыхает Саниям.

После принудительного лечения Саниям около 10 месяцев пришлось бороться уже за сына, которого ей не отдавали из детдома, ссылаясь на выводы судебных экспертов, связанные с ее психическим расстройством. В конце концов материнская любовь и правосудие победили бюрократическую машину. В распоряжении редакции имеется копия заключения специалиста республиканской палаты судебных экспертов Динары Рахимовой. Она взялась исследовать, действительно ли Саниям Рахматулина добровольно и своей рукой подписала согласие на принудительную госпитализацию. Динара Токтасыновна сделала однозначный вывод: подпись о согласии подделана. Саниям Рахматулина этот врачебный документ точно не подписывала и даже не видела.

Но местные власти продолжили «убивать» и без того больную женщину-инвалида. В декабре 2023 года отдел образования Енбекшиказахского района подал иск о признании Рахматулиной недееспособной. Свои требования чиновники мотивировали постановлением капитана полиции Ольшанского и выводами экспертов Института судебных экспертиз по Алматы о ее психическом расстройстве. К слову, к тому времени уголовное дело против Рахматулиной прекратили, так и не обнаружив в ее действиях признаков преступления.

Судья Кадиржан Турысбаев выслушал все стороны, включая экспертов Загитову и Нурмухамбетову. Они рассказали суду, что действительно проводили экспертизу Рахматулиной на основании постановления старшего следователя Ольшанского. Тогда эксперты выдали заключение о неадекватности и недееспособности “больной”. Но после проведения судебно-психиатрической экспертизы уже по постановлению суда специалисты ИСЭ опровергли свои же первоначальные выводы. Проще говоря, Рахматулина теперь не психически больная. Что и требовалось доказать.

Правда, чиновники от образования пытались уличить судебных экспертов в том, что они выдают разные заключения, их выводы противоречат материалам дела, говорили, что и вообще необходимо провести комплексную экспертизу! Провели. Заключение: «Рахматулина С. А. каким-либо психическим расстройством не страдает, по психическому состоянию может правильно понимать значение своих действий и руководить ими. Установление опеки над ней в настоящее время не рекомендуется, может самостоятельно защищать свои интересы в суде».

После ожесточенных судебных баталий Турысбаев признал, что гарантированные Конституцией права и свободы Саниям Рахматулиной были грубо нарушены. В общем, суд отказал чиновникам в удовлетворении исковых требований и еще раз напомнил им цитату из главного закона страны: “Признание гражданина недееспособным затрагивает конституционное право гражданина”.

К слову, это не первая победа в суде женщины, которая при целом букете тяжелых заболеваний каким-то чудом умудряется находить в себе силы на судебные разбирательства с армией чиновников различных ведомств, писать жалобы в Минздрав и Генпрокуратуру, воспитывать и содержать единственного сына-школьника.

В мае этого года по иску Рахматулиной судья Талгарского райсуда Алматинской области Карашаш Аубакирова вынесла очередное решение в пользу пострадавшей. Саниям требовала признать ее принудительную госпитализацию в психбольницу незаконной, обязать областной центр психического здоровья выдать медицинские документы о госпитализации и последующем лечении, обязать больницу села Шелек уничтожить сведения о ее госпитализации. Законные, в принципе, требования.

Суд начал детально разбираться. Врач-психиатр больницы села Шелек Сымбат Абдикаликова призналась в зале суда, что действительно направила «психически больную» на госпитализацию. Но! При этом Рахматулину врач вообще не обследовала, а направление в психушку выписала, взяв за основу заключение эксперта, которое Абдикаликовой привез полицейский следователь.

Как в такое поверить, когда в стране работает принцип «Закон и Порядок»? Увы, оказалось, что в отдельно взятом районе это возможно. Более того, черным по белому отражено в решении судьи Аубакировой. Остается лишь добавить, что суд исковые требования Рахматулиной удовлетворил и взыскал с двух медучреждений в пользу Саниям 210 тысяч тенге. Апелляционная коллегия Алматинского областного суда увеличила эту сумму до двух миллионов тенге.

– После всех решений суда в мою пользу Кураметова и Ольшанский продолжают работать и не понесли никакой ответственности за все мои страдания, принудительное лечение в психбольнице, а главное, почти годичную разлуку с единственным сыном, – недоумевает Саниям.

Рахматулина от отчаяния написала письмо министру здравоохранения Акмарал Альназаровой. Саниям попросила Акмарал Шарипбаевну провести детальную служебную проверку деятельности центра психического здоровья Алматинской области и районной больницы Шелека. Судя по тому, что после такое же письму ушло генеральному прокурору Берику Асылову, должной реакции чиновников здравоохранения Сания так и не дождалась.

– Я подробно написала, в какой сложной жизненной ситуации оказалась по вине следователя и некоторых врачей. Психиатр Абдикаликова в суде призналась, что во время моего оформления на принудительное лечение она вообще была в отпуске! Медицинские документы врач выписала дистанционно через мобильное приложение. Кроме того, я сообщила генпрокурору, что некоторые документы были подделаны, но не установлено, кем именно. Я считаю, что в моей ситуации речь идет о незаконном лишении свободы, фальсификации документов, злоупотреблении и превышении должностных полномочий. Очень хочу верить, что принцип «Закон и Порядок» сработает и в моем конкретном случае, – подытожила свой невеселый рассказ Саниям Рахматулина.

ИСТОЧНИК:

Сайт газеты «Время»

https://time.kz/articles/ukogo/2025/11/26/i-kto-tut-psihicheski-nenormalnyj

ФОТО: предоставлено С.Рахматулиной газете «Время»