КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

УПО-2024. II (04) – Право на свободу мирных собраний / Право на свободу объединения / Право на участие в управлении государством, выборы

31.07.2024

ИНФОРМАЦИЯ

Коалиции казахстанских неправительственных правозащитных организаций, подготовленная на основе Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН и в соответствии с пунктом 15 (с) приложения к Резолюции 5/1 и общими руководящими принципами Совета ООН по правам человека в рамках реализации механизма Универсального периодического обзора[1]

Июнь 2024 года

В Коалицию НПО Казахстана по УПО при подготовке сообщений в рамках четвертого цикла Универсального периодического обзора входят: Alma-tq, Ассоциация  религиозных объединений Казахстана, Общественное объединение «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», Инициатива Права особенного ребенка, Казахстанская феминистская инициатива «Феминита», Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз», Международный центр журналистики «Медианет», Молодежная информационная служба Казахстана, Общественное Объединение «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», Общественное объединение «Кадір қасиет», Общественное объединение «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм», Общественное объединение «Талдыкорганский правозащитный центр», Общественное объединение «Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин», Объединение юридических лиц «Союз кризисных центров в Казахстане», Общественный фонд «Аман-Саулық», Общественный фонд «Ар.Рух.Хак», Общественный фонд «Детский Фонд Казахстана», Общественный фонд «Doctor S.N.», Общественный фонд «Еркiндiк Қанаты», Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива», Общественный фонд «Мейрiм», Общественный фонд «Правовой медиа-центр», Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», Центр исследования правовой политики, Национальная сеть НПО Казахстана по экономическим, социальным и культурным правам, Коалиция НПО Казахстана против пыток, Коалиция НПО Казахстана по вопросам безопасности и защиты правозащитников, Коалиция НПО Казахстана за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников, Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей[2].

В Информации содержится общая оценка ситуации в Республике Казахстан в аспекте законодательных, институциональных и практических проблем в обеспечении и защите основных прав и свобод человека в соответствии с международными обязательствами государства, а также оценка выполнения рекомендаций Республике Казахстан в рамках Универсального периодического обзора.

ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права

Право на свободу мирных собраний

Право на свободу объединения

Право на участие в управлении государством, выборы

Право на свободу мирных собраний

1. Законодательство и правоприменительная практика Казахстана в области реализации права на свободу мирных собраний в значительной мере не соответствует международным стандартам. Правовое регулирование всех форм общественных мероприятий и акций, кроме одиночных пикетов, но включая флэш-мобы, перформансы, встречи с кандидатами в депутаты или депутатами представительных органов власти, вручение петиций, фактически имеет разрешительный характер и должно осуществляться по единым правилам с обязательной подачей заявления не менее чем за 10 дней до мероприятия. Но и на одиночные пикеты требуется направление уведомления не менее чем за три дня, причем в его проведении власти тоже могут отказать.

2. Общественные мероприятия, на которые не получено разрешение властей, независимо от их мирного характера, жестко пресекаются, а организаторы и участники привлекаются к административной ответственности, включая административный арест до 25 суток. Судебные органы практически во всех случаях принимают решения в пользу прокуратуры, полиции и местных исполнительных органов власти.

3. В июне 2020 года был принят Закон РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан»[3], который заменил аналогичный Закон, принятый еще в 1995 году. Власти утверждали, что новый закон ввел уведомительный порядок проведения мирных собраний и значительно усилил гарантии защиты этого права. 

4. Однако анализ, проведенный одним из соавторов настоящей Информации – Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности[4],  показывает, что законодательство Республики Казахстан, касающееся права на свободу мирных собраний  продолжает не соответствовать международными стандартам. Так в нем:

– необоснованно используется весьма расплывчатое и не соответствующее принципу юридической определенности и предсказуемости понятие «иные публичные мероприятия»;

– в нарушение международных стандартов из субъектов права на мирные собрание исключены иностранцы, лица без гражданства, беженцы, несовершеннолетние, лица, осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы, и лица с непогашенной или не снятой судимостью, а также недееспособные или ограниченно дееспособные лица;

– уведомительный порядок организации и проведения пикетов, собраний и митингов по сути схож с разрешительным, а в отношении шествий и демонстраций сохраняется разрешительный порядок;

– в нарушение международных стандартов места проведения собраний и митингов в населенных пунктах необоснованно ограничены одним или несколькими утвержденными местными органами специализированными местами, а шествий и демонстраций – одним маршрутом, ограничено также время проведения мирных собраний;

– спонтанные мирные собрания запрещены;

– существуют дискриминационные нормы в отношении мирных собраний, организуемых политической оппозицией и гражданскими активистами по сравнению с официальными или культурными мероприятиями;

– установлены необоснованные требования к присутствию журналистов на мирных собраниях и не гарантированы права наблюдателей от правозащитных организаций. 

5. В последниепять лет правоохранительные органы привлекли к уголовной ответственности сотни гражданских активистов за организацию и участие в так называемых «несанкционированных» мирных собраниях. Десятки людей были привлечены к административной ответственности, в том числе им было назначено наказание в виде административного ареста до 25 суток, за обсуждение инициативы проведения мирного собрания, даже тогда, когда само собрание впоследствии не проводилось.

6. Представителям политической оппозиции и гражданским активистам, осужденным за совершение различных преступлений, в результате политически мотивированных досудебных расследований и судебных разбирательств, зачастую назначается дополнительное наказание в виде запрета организовывать и участвовать в мирных собраниях на срок от 1 года до 5 лет.

Рекомендации:

–  привести казахстанское законодательство и правоприменительную практику в области обеспечения гарантий права на мирные собрания в соответствие с международными стандартами, в частности с положениями Замечания общего порядка №37 Комитета ООН по правам человека к статье 21 МПГПП о праве на мирные собрания (2020 год)[5] и Руководящих принципов ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы по свободе мирных собраний (вторая редакция (2011 год)[6], третья редакция (2019 год)[7]), с учетом рекомендаций Специального  докладчика ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и свободу ассоциации, посетившего Республику Казахстан в 2015 году[8], и  заключения международного эксперта, бывшего заместителя председателя и члена Комитета ООН по правам человека Сары Кливленд по проекту Закона РК о порядке организации и проведения мирных собраний[9];

– в пересмотренном законодательстве и общих подходах к правоприменительной практике:

(1) признать де-юре и де-факто, что соблюдение права на свободу мирных собраний играет решающую роль в поощрении плюрализма, воспитании терпимости и широты взглядов, благодаря чему уважаются и защищаются противоположные, отличные от общепринятых или не разделяемые большинством взгляды и убеждения;

(2) обеспечить, чтобы любые ограничения в части права на свободу мирных собраний преследовали законную цель, устанавливались законом, были соразмерными преследуемой цели и необходимыми в демократическом обществе;

(3) чётко и недвусмысленно установить принцип презумпции в пользу свободы организации и проведения мирных собраний, определив порядок и формы его реализации;

(4) закрепить принцип недискриминации в отношении пользования правом на мирные собрания;

(5) ввести чёткий понятийный аппарат в отношении форм мирных собраний, подлежащих регулированию;

(6) обеспечить право на свободу мирных собраний иностранцам, лицам без гражданства, беженцам и устранить необоснованные ограничения права на мирные собрания для лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными или которым назначено наказание по приговору суда в виде исправительных работ, привлечения к общественным работам, ограничения свободы, ареста, лишения свободы, на период отбытия наказания, а также имеющим непогашенную или неснятую судимость;

(7) обеспечить эффективные гарантии защиты свободы слова и выражения мнения при обсуждении в социальных сетях вопросов, связанных с организацией мирных собраний, независимо от обращений в органы власти с уведомлениями об их проведении;

(8) установить исключительно уведомительный порядок проведения мирных собраний;

(9) определить формы мирных собраний, не требующие уведомления, исходя из численности их участников;

(10) предусмотреть возможность проведения спонтанных собраний;

(11) включить исчерпывающий перечень мест, где проведение мирных собраний запрещено или ограничено;

(12) установить чёткие и простые процедуры согласования места, времени и порядка проведения мирных собраний с участием организаторов мирных собраний и уполномоченных государственных органов;

(13) установить процедуры, позволяющие быстро и эффективно рассматривать жалобы, в том числе и в судебном порядке, на отказы в проведении или иные ограничения права на мирные собрания;

(14) соблюдать права на безопасность и свободу и право считаться невиновным, пока не будет доказано обратное, в том числе обеспечив, чтобы никто не подвергался «задержанию в превентивном порядке» за осуществление своего права на мирные собрания;

(15) установить основные принципы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, включая стандарты обучения сотрудников правоохранительных органов альтернативам применения силы и огнестрельного оружия, включая мирное урегулирование конфликта, понимание поведения толпы, а также методам убеждения, ведения переговоров и посредничества, а также использования технических средств с целью ограничения применения силы и огнестрельного оружия;

(16) обеспечить, чтобы никто не привлекался к уголовной ответственности за осуществление права на свободу мирных собраний и не подвергался угрозам применения насилия или насилию, притеснениям, преследованию, запугиваниям или репрессиям.

Право на свободу объединения

7. Законодательство Республики Казахстан, обеспечивающее право на свободу объединения, в значительной степени не соответствует международным стандартам. Государственная регистрация любых общественных объединений граждан обязательна, деятельность незарегистрированных общественных объединений запрещена законом и влечет административную или уголовную ответственность для организаторов или участников и приостановление деятельности или ликвидацию объединения.

8. Из правоприменительной практики органов юстиции и прокуратуры следует, что в ряде случаев неправительственная организация, созданная группой граждан, не претендующих на статус общественного объединения, и не приобретшее статус юридического лица, рассматривается как незарегистрированное общественное объединение и его организаторы подвергаются административной ответственности. Аналогичные проблемы возникают и у незарегистрированных религиозных объединений, причем религиозные объединения по непонятной причине в законодательстве выделены из общей категории общественных объединений и регулируются отдельным законом с явно дискриминационными положениями по сравнению с другими общественными объединениями. Так для регистрации местного общественного объединения нужно 3 лица, а для регистрации местного религиозного объединения – 50.

9. Необходимо также отметить ряд проблемных вопросов, связанных с процедурой регистрации некоммерческих организаций в Казахстане, в частности, разграничение деятельности общественных объединений по территориальному признаку: местные, региональные и республиканские. Для регистрации регионального общественного объединения необходимо иметь филиалы более чем в одной области республики, а республиканского объединения – более чем в половине областей Казахстана, включая столицу и город республиканского значения. Если бы региональный или республиканский статус предоставлял общественному объединению какие-то дополнительные права, преимущества или полномочия, было бы понятно требование государства о необходимости наличия филиалов в определённом количестве административно-территориальных образований. Однако никаких подобных преимуществ такой статус не даёт.

10. Законодательство РК позволяет применение крайних мер приостановления деятельности и ликвидацию общественных объединений за любые несущественные нарушения законодательства РК в целом, если они совершены после наложения какого-либо административного взыскания. Общественные объединения могут быть также привлечены к административной ответственности за деятельность, осуществляющуюся полностью в рамках закона, но «выходящую за пределы уставных целей и задач». А в статье 49 Гражданского кодекса РК[10] указано, что систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, может явиться основанием для его ликвидации.

11. В Уголовном кодексе Республики Казахстан[11] существует ряд статей, предусматривающих повышенную уголовную ответственность членов общественных объединений и их руководителей по сравнению с гражданами, не являющимися членами общественных объединений, в том числе «за незаконное вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов». В действующем УК РК также существует специальный субъект права – «лидер общественного объединения», в отношении которого, при несоответствии определения принципу юридической определённости и предсказуемости, предусмотрена повышенная уголовная ответственность по целому ряду статей УК РК.

12. В Республике Казахстан нет закона «об иностранных агентах», однако с 2017 года введены специальная отчётность некоммерческих организаций в Министерство культуры и информации (до сентября 2023 года – Министерство информации и общественного развития), предусматривающая полную информацию о неправительственной организации, её учредителях, членах, программах и проектах, а также дополнительная отчётность в налоговые органы всех юридических и физических лиц, получающих иностранное финансирование на правовую помощь, социологические опросы и исследования, а также сбор, анализ и распространение любой информации. Такая отчетность предполагает предоставление полной и детализированной информации обо всех полученных средствах и расходах.

13. В конце 2022 года в законодательство были внесены изменения и со второго полугодия 2023 года Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан раз в полгода публикует Реестр лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций. Это положение практически не касается коммерческих организаций, является дискриминационным и стигматизирующим по отношению к некоммерческим общественным организациям.

14. Процедура регистрации политических партий продолжает оставаться крайне затруднительной и не соответствует международным стандартам. В последние годы в Закон Республики Казахстан «О политических партиях»[12] неоднократно вносились изменения и численность членов политической партии для регистрации была снижена в 2018 году с 50 000 до 40 000 человек, в 2020 – до 20 000 человек, а в 2022 году – до 5 000 человек. Однако процедура создания и регистрации политической партии весьма жестко регламентирована законом, который предписывает ряд действий, таких как, создание организационного комитета, уведомительная регистрация в органах юстиции, проведение в течение 3 месяцев учредительного съезда с личным участием не менее 700 человек, представляющих две трети областей, городов республиканского значения и столицы, и, наконец представление в Министерство юстиции РК в течении 4 месяцев списков членов в количестве не менее 5 000 человек. Нарушение сроков или иных процедурных требований ведет к отказу в регистрации партии или даже в уведомительной регистрации организационного комитета. Власти не исходят из принципа презумпции в пользу права при регистрации политических партий, в результате чего ни одна из оппозиционных политических партий, которые в последние несколько лет пытались зарегистрироваться, в частности, партия «Алга, Казахстан!» (начиная с мая 2022 года, партия предприняла 24 попытки зарегистрироваться)[13], Демократическая партия Казахстана, политические партии «El Tiregi», «BIZDIN TANDAU» («Наш выбор»),  «Namys», «Нағыз Атажұрт», «Жанашыр», «Народный конгресс Казахстана», «ENBEK», «Парасат», «Аграрлық-индустриялық партия» не смогли этого сделать.

15. Согласно данным Экспертного совета правозащитников, составляющего список политических заключенных в Казахстане, в него на 2024 год входят 24 человека[14]. Хотя власти не признают существование политических заключенных в стране, правозащитники считают, что обвинительные приговоры, вынесенные активистам политической оппозиции или гражданским активистам по статьям 174 «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни», 179 «Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан» и 405 «Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма» в ходе политически мотивированных и иногда закрытых от доступа публики процессах, дают основания полагать, что к этим лицам применимо определение «политический заключенный».

16. Кроме того, представителям политической оппозиции и гражданским активистам, осужденным за совершение различных преступлений, зачастую, в результате политически мотивированных досудебных расследований и судебных разбирательств, назначается дополнительное наказание в виде запрета на срок от 1 года до 5 лет участвовать в общественно-политической деятельности, хот это понятие не соответствует принципу юридической определенности и предсказуемости.

17. В 2020 и 2023 гг. в Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах»[15] были внесены изменения, которые несколько облегчили условия для создания и регистрации профсоюзов, а в Трудовой кодекс Республики Казахстан[16] – изменения, касающиеся условий для проведения забастовок. Тем не менее давление на независимые профсоюзы продолжается, Конфедерация независимых профсоюзов Казахстана так и не смогла зарегистрироваться после ее ликвидации, забастовки признаются незаконными, а лидеры и активисты независимых профсоюзов привлекаются к ответственности.  

Рекомендации:

– привести законодательство в области обеспечения права на свободу объединения в соответствие с международными стандартами прав и свобод человека, устанавливающими право человека создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, включая статьи 19, 22 и 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в том числе ассоциации неформального характера;

– исключить из законодательства положения об обязательной государственной регистрации объединений граждан и правовые нормы об ответственности за их деятельность только по причине отсутствия регистрации;

– привести ограничения и санкции в отношении реализации права на свободу объединения в соответствие с международными стандартами и критериями допустимости и пропорциональности;

– устранить дискриминационные и стигматизирующие нормы, касающиеся отчетности общественных организаций, в том числе в отношении финансирования из иностранных источников;

– пересмотреть законодательство о политических партиях и привести его в соответствие с международными стандартами и принципами презумпции в пользу права, недискриминации, юридической определенности и предсказуемости и пропорциональности;

– пересмотреть законодательство о профсоюзах и привести его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями Международной Организации Труда и международных профсоюзных объединений;

– пересмотреть нормы уголовного законодательства, касающиеся участия в деятельности общественных и религиозных объединений в соответствие с принципами необходимости в демократическом обществе и пропорциональности;

– провести анализ контрольно-надзорных механизмов государственных органов в отношении общественных объединений и других некоммерческих организаций с целью исключения незаконного вмешательства государства.

Право на участие в управлении своей страной, выборы

18. В ходе предыдущего универсального периодического обзора Казахстан получил 3 рекомендации по праву избирать и быть избранным – 139.125-139.127, которые, мнению авторов данной Информации, не были выполнены.

19. Избирательный процесс в Казахстане не соответствует ряду ключевых международных стандартов для демократических и свободных выборов. Среди основных проблем: отсутствие прозрачной системы для регистрации новых политических сил, а также отсутствие политических условий для соревновательности партий и кандидатов, неравный их доступ к средствам массовой информации, отсутствие беспристрастности избирательных комиссий, принуждение избирателей к участию в голосовании, закрытость ряда избирательных процедур для наблюдателей и непрозрачность подсчета голосов.

20. Конституция РК[17] и Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»[18] позволяют Президенту назначать проведение внеочередных выборов без каких бы то ни было обоснований, объясняющих необходимость, логичность и разумность данного решения. Таким образом, с точки зрения действующего законодательства объявление досрочных выборов может носить произвольный характер. Практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев целью подобной произвольности является минимизация риска появления организованного сопротивления действующей власти на политическом уровне.

21. Начиная с 2019 года, общественно-политическую жизнь Казахстана сопровождает череда электоральных процессов. За это время прошло пять электоральных кампаний только на республиканском уровне: двое президентских выборов, двое выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов РК и один референдум.

22. 5 июня 2022 года прошёл первый республиканский с 1995 года референдум, связанный с внесением изменений в Конституцию РК, когда предполагалось внесение 56 поправок в 33 статьи Конституции. Голосование проходило «пакетно», то есть, гражданам было предложено голосовать не за каждую отдельную статью или поправку, а за все сразу. Между публикацией текста поправок 6 мая 2022 года и днем голосования по вопросам референдума 5 июня 2022 года, прошло всего лишь 30 календарных дней.

23. За данный период времени были приняты поправки в законодательство о выборах, в числе которых были смягчены требования к регистрации политических партий, частично с учетом предыдущих рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, однако, на практике свобода ассоциаций все еще не обеспечивается, и зарегистрировать партию, не аффилированную с властями практически невозможно. Политические группы, пытавшиеся зарегистрироваться перед выборами, говорят о серьезных административных препятствиях. Эти препятствия предоставляют властям широкие дискреционные полномочия в процессе регистрации, а также отсутствие эффективных средств правовой защиты в судебном порядке.

24. Согласно последним поправкам в законодательство о выборах, в нижнюю палату Парламента могут выдвигаться независимые кандидаты по одномандатным округам, так же, как и в маслихаты – местные представительные органы. На практике в 2023 году они также столкнулись с ограничениями, главным образом – с аннулированием регистрации, в основном из-за расхождений в предоставленных данных о финансовых средствах или имуществе.

25. Большинство крупных телеканалов и газет в электоральный период продвигают политику правительства и широко освещают ее в редакциях, ограничивая разнообразие мнений. Преимущества, которыми пользуются правящая партия «Amanat» и кандидаты от неё, сужают выбор и информацию, доступные избирателям.

26. Ухудшилось положение НПО, занимающихся вопросами проведения демократических реформ и свободных выборов и не аффилированных с органами власти. Внесенные в выборное законодательство поправки ввели процедуру обязательной аккредитации некоммерческих организаций в Центральной избирательной комиссии, тогда как ранее любая общественная организация могла наблюдать за выборами. При этом по новым требованиям зарегистрированный устав организации должен быть дополнен видом деятельности «наблюдение за выборами всех уровней», что, по существу, является вмешательством государства в дела общественных организаций, что прямо запрещено пунктом 2 статьи 5 Конституции РК и пунктом 3 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах. На стадии рассмотрения законопроекта в нем также предлагалось не допускать к наблюдению общественные организации, получающие иностранное финансирование, однако, после череды громких заявлений казахстанских общественных организаций, реакции международного сообщества законодатель от данной формулировки поправки отказался.

27. Согласно действующему законодательству у наблюдателей есть права на осуществление фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов. Данное право продолжает нарушаться, и наблюдатели отмечают, что им запрещали осуществлять фото- и видеофиксацию избирательного процесса. Фото- и видеосъемка также стала основанием для удаления независимых наблюдателей с участков. Несмотря на то, что запрет на съемку мотивировался требованиями защиты персональных данных избирателей, он касался не только съемки избирателей, но и членов участковой комиссии и других наблюдателей, которые находились при исполнении должностных обязанностей. Причем здесь налицо правовая коллизия, которая заключается в том, что согласно избирательному законодательству у наблюдателей есть эти права, а согласно правилам, действующим на избирательных участках, они обязаны подчиняться председателю избирательной участковой комиссии, который в свою очередь не разрешает вести фото-, аудио- и видеозапись. Кроме того, проведение и публикация опросов общественного мнения и экзит-полов крайне ограничены, что не позволяет адекватно отразить мнение казахстанцев.

28. Необходимо отметить также, что уровень профессиональных навыков членов избирательных комиссий остается крайне низким, включая юридические, процедурные и общечеловеческие компетенции.

Рекомендации:

– выполнять свои обязательства по международным договорам о правах человека и в сфере проведения свободных и справедливых выборов;

– обеспечить свободное и справедливое проведение всех выборов, гарантировать полную беспристрастность и независимость избирательных комиссий, предпринять решительные меры для предотвращения давления на избирателей и соблюдать основные свободы в ходе избирательных кампаний;

– обеспечить надлежащее соблюдение графика проведения выборов;

– в случае проведения досрочных выборов установить четкий перечень правовых обстоятельств, при которых может рассматриваться вопрос о проведении досрочных выборов. Любые выборы должны начинаться не позднее 90 дней или трех месяцев со дня прекращения полномочий. (Сейчас время составляет 60 дней, за этот период ни кандидаты, ни наблюдатели, не успевают подготовиться к электоральной кампании);

– обязать осуществлять открытое предоставление и публикацию отчетов каждого избирательного участка на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии;

– обеспечить проведение независимых расследований всех утверждений о нарушениях прав человека в связи с выборами;

– заблаговременно до следующих выборов пересмотреть избирательную законодательную базу (выборов и референдумов) на основе подлинного процесса участия и консультаций, привести ее в соответствие с международными стандартами и обязательствами, гарантировать конституционно защищаемые права и свободы, устранить пробелы и двусмысленности;

– расширить представленность людей с инвалидностью в избирательных органах в соответствии с принципом адекватного и справедливого представительства, и обеспечить надлежащим образом приспособленные для людей с инвалидностью технические, пространственные и другие условия работы избирательных органов, чтобы стимулировать участие таких людей в работе этих органов;

– разработать эффективные долгосрочные меры по расширению участия молодежи и женщин в деятельности организаций гражданского общества и в политической жизни, избегая формальной системы квот;

– пересмотреть положения об опросах общественного мнения и внести в них изменения в соответствии с международными стандартами, чтобы гарантировать свободу выражения;

– пересмотреть и привести в соответствие с международными стандартами положение о том, что наблюдатель обязан выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией. (Данная норма очень часто становится основой вседозволенности членов избирательных комиссий, серьезно затрудняющей работу наблюдателя);

– исключить неоднозначное понятие «не мешая ходу голосования и подведению его итогов» из разрешения наблюдателю делать фото-, аудио- и видеозаписи во время наблюдения.

29. Все рекомендации по продвижению гендерного равенства путем принятия эффективных мер, направленных на повышение участия женщин в политической и общественной жизни а также в принятии решений (139.178-139.185 и 139.91)[19], получили поддержку Казахстана в ходе 3-го цикла Универсального периодического обзора.

30. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в качестве одной из эффективных мер особо рекомендовал пересмотреть концепцию семейной и гендерной политики с целью установления 50-процентных квот представительства женщин во всех сферах жизни[20], ускорить полное и равное участие женщин на руководящих должностях в выборных и назначаемых органах, в частности в министерствах, Сенате, дипломатической службе, вооруженных силах, местных администрациях и представительных органах.

31. В Казахстане правом на участие в управлении государством не могут воспользоваться в полной мере женщины, люди в зависимости от их вероисповедания и/или принадлежности к различными дискриминируемым группам. Несмотря на ряд рекомендаций УПО, где Казахстану рекомендовано принять меры по участию женщин в общественной и политической жизни[21], можно наблюдать намерения государства в поддержку анти-гендерного движения в документе, принятом Казахстаном в декабре 2016 года, именуемом как Концепция семейной и гендерной политики до 2030 года[22].

32. В отчётный период представительство женщин в законодательной, исполнительной и судебной системе на уровне принятия решения уменьшилось[23].

Рекомендации:

– принять меры по недопущению в государственных программах, стратегических документах и информационной политике анти-гендерной политики, которая противоречит принципам равенства прав и возможностей и нарушает, в том числе, право женщин на участие в управлении государством;

– прописать норму в Этическом кодексе государственных служащих Республики Казахстан[24] о том, что гендерная экспрессия, в которой может быть религиозная атрибутика (например, платок), соответствует общепринятому стилю государственных служащих;

– ввести стимулы для политических партий продвигать женщин на руководящие должности и в руководящие органы в своих партийных структурах, а также повышать заметность женщин-кандидатов в ходе избирательных кампаний;

– обеспечить обучение женщин навыкам политического лидерства, проведения кампаний и ведения переговоров;

– обеспечить сбор данных с разбивкой по возрасту, этнической группе и региону об участии женщин в политической и общественной жизни;

– принять эффективные меры по устранению региональных различий в политическом представительстве женщин, в том числе путем поощрения их активного политического участия;

– повысить осведомленность политических лидеров и широкой общественности о том, что полное, равное, свободное и демократическое участие женщин наравне с мужчинами в политической и общественной жизни является требованием для полного осуществления прав человека женщин;

– выполнить все рекомендации Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.


[1] Контактная организация: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Адрес: 050035, Казахстан, г. Алматы, 8 микрорайон, д. 4-а, оф. 423

Тел/факс: +7 (7272) 249 5962

E-mail: Diana Berezovskaya <Diana.Berezovskaya@gmail.com>

Web-site: www.bureau.kz

[2] В подготовке данной Информации принимали участие не все перечисленные выше организации. В связи с этим содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут не отражать точку зрения организаций, не принимавших участие в ее подготовке.

[3] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000333

[4] https://bureau.kz/wp-content/uploads/2021/01/report-freedom-assemblies_rus-1.pdf

[5] https://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsrdB0H1l5979OVGGB%2BWPAXj3%2Bho0P51 AAHSqSubYW2%2FROAag545hCEpG5u5zQsDpYQPUYSNeyb456XRPbWnwZ%2Bpk4wqETaf037bwQ9eOWaCR

[6] https://www.osce.org/files/f/documents/d/6/83237.pdf

[7] https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2019)017-e

[8] https://adilet.zan.kz/rus/docs/O1500000001

[9] https://www.icj.org/wp-content/uploads/2020/05/Kazakhstan-Assembly-Law-Opinion-Advocacy-2020-ENG.pdf

[10] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_

[11] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226

[12] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000344_

[13] https://tirek.info/k-aktivistam-v-24-j-raz-podavshim-na-registratsiyu-partii-alga-kazahstan-prishla-politsiya/

[14] https://tirek.info/lists/wpbdp_category/list01/page/2/

[15] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000211

[16] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414

[17] https://adilet.zan.kz/rus/search/docs/va=%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A1

[18] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002464_#z0

[19] A/HRC/43/10, III, §139, рек. 139.178 (Джибути), 139.179 (Египет), 139.180 (Мьянма), 139.181 (Непал), 139.182 (Никарагуа), 139.183 (Пакистан), 139.184 (Шри-Ланка), 139.185 (ОАЭ), 139.191 (Доминиканская Республика).

[20] https://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsglff%2FiazrVw%2BcyfdY9GxZ5qyL8U47Nsb KdrKR%2BR3rnRv0xyGiOpaHJd38wHbs%2FkDDEga9Irqc%2BIe8spNAMTF5T418jg21QFvbiB8VbelmzX

[21] A/HRC/43/10, III, §139, рек. 139.178 (Джибути), 139.179 (Египет), 139.180 (Мьянма), 139.181 (Непал), 139.182 (Никарагуа), 139.183 (Пакистан), 139.184 (Шри-Ланка), 139.185 (ОАЭ), 139.191 (Доминиканская Республика).

[22] Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года, утверждена указом Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384.

[23] Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=70&slug=-57&cat_id=9&lang=ru

[24] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000153