КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

УПО-2024. II (02) – Свобода выражения мнения (свобода слова), доступ к информации / Право на свободу совести, религии или убеждений

31.07.2024

ИНФОРМАЦИЯ

Коалиции казахстанских неправительственных правозащитных организаций, подготовленная на основе Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН и в соответствии с пунктом 15 (с) приложения к Резолюции 5/1 и общими руководящими принципами Совета ООН по правам человека в рамках реализации механизма Универсального периодического обзора[1]

Июнь 2024 года

В Коалицию НПО Казахстана по УПО при подготовке сообщений в рамках четвертого цикла Универсального периодического обзора входят: Alma-tq, Ассоциация  религиозных объединений Казахстана, Общественное объединение «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», Инициатива Права особенного ребенка, Казахстанская феминистская инициатива «Феминита», Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз», Международный центр журналистики «Медианет», Молодежная информационная служба Казахстана, Общественное Объединение «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», Общественное объединение «Кадір қасиет», Общественное объединение «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм», Общественное объединение «Талдыкорганский правозащитный центр», Общественное объединение «Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин», Объединение юридических лиц «Союз кризисных центров в Казахстане», Общественный фонд «Аман-Саулық», Общественный фонд «Ар.Рух.Хак», Общественный фонд «Детский Фонд Казахстана», Общественный фонд «Doctor S.N.», Общественный фонд «Еркiндiк Қанаты», Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива», Общественный фонд «Мейрiм», Общественный фонд «Правовой медиа-центр», Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», Центр исследования правовой политики, Национальная сеть НПО Казахстана по экономическим, социальным и культурным правам, Коалиция НПО Казахстана против пыток, Коалиция НПО Казахстана по вопросам безопасности и защиты правозащитников, Коалиция НПО Казахстана за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников, Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей[2].

В Информации содержится общая оценка ситуации в Республике Казахстан в аспекте законодательных, институциональных и практических проблем в обеспечении и защите основных прав и свобод человека в соответствии с международными обязательствами государства, а также оценка выполнения рекомендаций Республике Казахстан в рамках Универсального периодического обзора.

ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права

Свобода выражения мнения (свобода слова), доступ к информации

Право на свободу совести, религии или убеждений

ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права

Свобода выражения мнения (свобода слова), доступ к информации

1. По мнению правозащитных организаций, представляющих информацию, большинство рекомендаций по обеспечению свободы выражения мнения (свободы слова), доступа к информации в рамках предыдущего цикла УПО не выполнены, в частности рекомендации 139.28 139.88, 139.105-139.107 139.90 139.91,139.92, 139.100, 139.102 139.93-139.97, 139.101, 139.103.

2. Частично выполнена рекомендация 139.98: пересмотреть к следующему Универсальному периодическому обзору Уголовный кодекс Республики Казахстан, в частности статьи 130, 274, 400 и 405, в соответствии с обязательствами Казахстана по Международному пакту о гражданских и политических правах.

3. В июне 2020 года статья 130 «Клевета» была исключена из уголовного законодательства, что власти объявили как декриминализацию клеветы. Однако, в действительности клевета вместо уголовного просто стала административным правонарушением и в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание за клевету в виде административного ареста на срок до 20 суток. Таким образом клевета не была переведена в категорию гражданско-правовых отношений, а осталась в публично-правовых отношениях, правда, значительно снижен размер наказания.    

4.  Никаких существенных изменений, соответствующих рекомендациям, в статьи 274, 400 и 405 УК РК внесено не было.  

Право на свободу слова и выражения мнения

5.Действующие законы Республики Казахстан «О средствах массовой информации»[3], «О телерадиовещании»[4], «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»[5], «О связи»[6] и «О доступе к информации»[7] создают правовую основу для создания и деятельности СМИ, а также использования онлайн-платформ (социальные сети). Существует определенный пробел в предоставлении правовых гарантий для реализации права каждого на свободу выражения мнений, что приводит к тому, что под запрет и ограничения подпадают различные формы их выражения. Например, одиночные пикеты в Казахстане трактуются как вид мирного собрания, требующего получения разрешения на его проведение от местных органов, тогда как Комитет ООН по правам человека рассматривает одиночные пикеты с участием одного человека как форму выражения мнения, которые защищаются статьей 19 МПГПП[8]. 18 августа 2024 года вступит в силу принятый в июне 2024 года новый Закон Республики Казахстан «О масс-медиа»[9], в связи с чем законы о средствах массовой информации и телерадиовещании утратят силу.

6. Другие несоответствия национального законодательства международным стандартам по праву на свободу выражения мнений заключаются в следующем:

– процедура регистрации СМИ имеет разрешительный характер, существует большой перечень оснований для приостановления, прекращения как деятельности СМИ, так и распространения продукции СМИ. Блокировки сайтов СМИ имеют неизбирательный характер и могут осуществляться во внесудебном порядке;

– остается уголовная ответственность за некоторые составы клеветы в отношении определенных категорий должностных лиц и оскорбления, хотя простая клевета влечет только административную ответственность;

– журналисты не обеспечены правовыми гарантиями при осуществлении профессиональной деятельности, в стране не существует ни на уровне закона, ни на уровне практики эффективных санкций за нарушения прав журналистов. План действий ООН по обеспечению безопасности журналистов и проблеме безнаказанности[10] в Казахстане не исполнен;

– развиты многочисленные формы цензуры и самоцензуры, отсутствует общественная модель вещания, как и альтернативная форма медиасобственности, кроме частной и государственной и т.д.

7. В сентябре 2023 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»[11]. Среди новшеств в документе: определения «блогер» (инфлюенсер), «пользователь онлайн-платформы», их права и обязанности; требование о маркировке онлайн-рекламы, однако без детализации и механизма исполнения данного требования; процедура подачи и рассмотрения жалоб пользователями, а также введение административной ответственности за распространение ложной информации (статья 456-2 «Размещение, распространение ложной информации» Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях[12]). При этом закон детально не объясняет, что именно понимается под ложной информацией, что делает его потенциально опасным для всех интернет-пользователей.

8. Анализ судебной практики[13] показывает, что статья используется выборочно и без достаточных оснований: судьи относят к ложной информации ошибочную информацию, которая не представляет угроз общественному порядку[14]. Так, «Azattyq.org» было оштрафовано на сумму около 220 долларов за фразу о том, что ОДКБ возглавляется Россией[15]. Журналистку Джамилю Маричеву оштрафовали на 168 долларов за пост в поддержку коллег, которым отказали в аккредитации[16]. Подобная практика способствует развитию самоцензуры среди журналистов и блогеров.

9. 22 июня 2020 года в г.Алматы суд приговорил гражданского активиста Альнура Ильяшева к трём годам ограничения свободы, назвав виновным в «распространении заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения» (пункт 2 части 4 статьи 274 УК РК). Обвинения активисту были предъявлены в связи с его тремя постами в социальной сети с критикой партии власти «Нур Отан» на ее действия в период пандемии COVID-19. До суда Ильяшев два месяца находился под стражей. Обвинение строилось на основе экспертного заключения, в котором говорится, что «распространение Ильяшевым сведений, формирующих негативное отношение к «правящей партии» и государству, создает опасность массовых беспорядков во время режима ЧП». Помимо основного наказания Ильяшеву был вынесен пятилетний запрет на занятия общественной и журналистской деятельностью, а также публиковаться в социальных сетях[17].

10. Главная проблема применения указанной статьи – несоблюдение баланса между свободой выражения мнения и противодействием ложной информации. Формулировка статьи и ее применение на практике не соответствует международным стандартам и зачастую носит политический характер. Нечеткие определения, выборочность применения формируют у интернет-пользователей страх и оказывают охлаждающее воздействие на свободу слова. Дефиниции закона размытые, что приводит к злоупотреблениям со стороны государственных органов и судов. Статья не сформулирована ясно и понятно, не соблюден принцип правовой определенности, нет ясного представления правовых последствий и сферы применения данной правовой нормы. Наказание наступает даже в том случае, если нет никаких потенциальных угроз для общества и порядка при распространении информации.

11. Правозащитники называют статью «инструментом мягкой цензуры». Использование этой статьи указывает на стремление государственных органов заставить замолчать журналистов, помешать их профессиональной деятельности и лишить общество получать важную и объективную информацию. При этом в публикациях журналисты нередко поднимают вопросы коррупции госслужащих, недобросовестного исполнения должностных полномочий, что может расцениваться исключительно как критика.

12. В июне 2024 года приказом Министра культуры и информации Республики Казахстан были утверждены Правила об ограничении доступа к интернет-ресурсам, иностранным онлайн-платформам и сервисам обмена мгновенными сообщениями по предписанию уполномоченного органа в области средств массовой информации. В этих правилах установлено, что государственные органы и организации в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг сети Интернет на предмет выявления нарушений законодательства Республики Казахстан, а при выявлении нарушений уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с момента выявления направляет в адрес администрации иностранной онлайн–платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями уведомительное письмо об удалении информации, запрещенной законами Республики Казахстан. В случае неудаления информации могут быть приняты меры по ограничению доступа к онлайн-платформе.

13. Привлечение журналистов и блогеров к административной и уголовной ответственности по фактам публикаций в СМИ, социальных сетях является существенной проблемой, имеет «охлаждающий» эффект, провоцирует рост самоцензуры.

14. Редакции ведущих СМИ заявляли также о DDOS-атаках на сайты изданий и информационных агентств[18]. Диффамационные иски часто подаются в суды без достаточных правовых оснований и имеют своей целью заставить журналистов замолчать, не освещать какие-то темы, не проводить расследования и т.д. Административные барьеры для журналистов и медиа возникают в связи с практикой тотального мониторинга СМИ, социальных сетей, интернет-ресурсов, возможностью блокировок сайтов СМИ, использование процедуры аккредитации с целью ограничить или прекратить деятельность как журналистов, так и редакций иностранных СМИ[19].

15. Основными проблемами реализации права на свободу выражения мнений и свободы слова в цифровой среде являются:

– внесудебный порядок блокировки сайтов, блогов, который активно применяется в Казахстане;

– наличие уголовной и административной ответственности за распространение ложной информации без привязки к возможному ущербу, вреду, непредумышленности;

– слабые гарантии и правовые механизмы защиты персональных данных от несанкционированного распространения.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста

16. За годы независимости Казахстана известны три случая, когда журналисты получили правовую защиту по статье 158 Уголовного кодекса Республики Казахстан за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. В двух случаях были вынесены обвинительные приговоры и в одном случае (в 2019 году) дело было прекращено в связи с примирением сторон. В феврале 2023 года суд приговорил начальника охранной службы Сагындыкова к 1 году ограничения свободы за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов телеканала «Хабар 24». При этом пострадавшие журналисты больше года добивались передачи дела в суд. Как отметил суд, Сагандыков совершил преступление «путем создания условий, препятствующих выполнению журналистами законной профессиональной деятельности с использованием своего служебного положения с повреждением их имущества». Однако на основании Закона Республики Казахстан «Об амнистии» он был освобожден от основного наказания.

17. По данным Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» с 2019 по июнь 2024 года зафиксировано более 300 случаев воспрепятствования законной деятельности журналистов и 44 случая нападений на них, и, хотя в полицию журналисты обращались только в 19 случаях, говорить о влиянии государства на ситуацию с защитой прав и безопасностью журналистов не приходится, а статья 158 УК РК представляется неэффективной.

18. Министерство культуры и информации Республики Казахстан крайне редко высказывается о нарушениях прав журналистов, а в основном реализует контрольно-надзорные функции. Так, в связи с противоправными действиями в отношении редакций Орда, Гиперборей, Elmedia, UlysMedia, Dinarion (нападения на эти редакции)[20], министерство выразило реакцию, скорее «для галочки» и только  после поручения Президента Токаева силовикам провести тщательное расследование.

Право на доступ к информации, в том числе во время чрезвычайных событий

19.Принятие Закона РК «О доступе к информации»[21] в 2015 году стало отправной точкой для повышения уровня открытости, прозрачности и подотчетности правительства и других органов власти, улучшились и стали более информативными сайты государственных органов, граждане получили возможность участвовать или наблюдать онлайн за открытыми заседаниями коллегиальных органов. Появилась возможность публичного обсуждения проектов НПА, бюджетной информации[22]. Стали доступны открытые данные, которые собирают и хранят государственные органы. Казахстан расширил сферу действия Закона РК «О доступе к информации», включив в категорию обладателей информации дополнительно широкий круг организаций, ведомств, в том числе предприятия и компании квазигосударственного сектора.

20. В то же время существующими проблемами в сфере доступа к информации в Казахстане остаются:

– отсутствие презумпции открытости информации о деятельности государственных органов и других обладателей информации, закрепленной на законодательном уровне. Доступ к нужной информации для граждан предоставляется чаще всего в реактивном режиме, то есть по запросу;

– ограничения права на доступ к информации не соответствуют трехчастному тесту, типичному для ограничения всех неабсолютных прав[23]. Ограничения права на доступ к информации четко не указаны в Законе РК «О доступе к информации», что оставляет широкое пространство для возможностей незаконных действий со стороны обладателей информации;

– четкая тенденция к увеличению количества документов, сведений, информации органов власти, которая подлежит ограничению как ДСП, то есть информация для служебного пользования[24]. К информации ДСП отнесены даже сведения о расходовании бюджетных средств. Соответственно, доступ общества к такой информации ограничен, что повышает риски коррупции и неэффективного их использования;

– отсутствие соразмерной и эффективной ответственности государственных служащих за нарушение права на доступ к информации;

– отсутствие четкого регулирования по проведению открытых для общества заседаний коллегиальных государственных органов, местных представительных органов власти и органов самоуправления.

21. В ходе Январских протестов[25] в период со 2 по 7 января 2022 года в ряде городов Казахстана была отключена сеть Интернет, а от власти поступала скудная информация через СМС-сообщения или телевизионные каналы, которая, в основном, сводилась к превенции перемещений граждан по улицам, объявление режима антитеррористической операции и приказ президента стрелять в протестантов на поражение, новости о прибытии сил ОДКБ.

22. 5 января 2022 интернет-провайдеры «Казахтелеком» и Beeline отключили доступ к интернету — и мобильному и проводному. Так как интернет в Казахстане централизован через монополиста АО «Казахтелеком», то выхода в сеть лишилось все население страны. Провайдеры сообщили, что действуют по предписанию госорганов.

23. Президент Казахстана К. Токаев позже признал «информационный вакуум» во время январских событий. «Информационно мы проиграли, это надо признать», — сказал он в интервью гостелеканалу «Хабар 24», отвечая на вопрос об отключениях интернета во время январских событий[26]. Доступ к полной и объективной информации о Январских событиях также не был предоставлен жителям Казахстана после завершения протестов и на всем протяжении их расследования.

24. Правозащитный Альянс в поддержку фундаментальных прав[27] провел документирование Январских протестов: всего было собрано 733 свидетельства очевидцев, Общественный фонд «МИСК» провел также качественное исследование мнений экспертов: правозащитников, адвокатов и журналистов и медиа-мониторинг 200 000 материалов СМИ и социальных сетей за 2022 год. Анализ собранных данных показал, что граждане боялись обращаться за информацией о происходящем или за защитой к государству, а журналисты и правозащитники обращались, но безрезультатно.

25. Журналисты отметили, что информация в период Январских событий была «абсолютно недоступна». Они подчеркивают, что в эти дни весь информационный поток тщательно отслеживался и все усилия власти были направлены на то, чтобы доступ к информации был ограничен у медиа и общества в целом. Отдельно журналисты отмечают, что информация во время январских событий передавалась обрывочно и только посредством государственных медиа, тогда как частные, и тем более, независимые, не имели к ней никакого доступа.

26. Представители СМИ отметили, что закрытый характер имели судебные расследования, связанные с организаторами январских событий, было засекречено дело объявленного одним из организаторов событий бывшего премьер-министра и действовавшего на тот момент времени председателя Комитета национальной безопасности Казахстана Карима Масимова. Представители СМИ отметили, что они делали множество запросов, связанных с январскими событиями, тем не менее ответы или носили характер отписки и не несли никакой новой информации, либо запросы были вовсе проигнорированы властями.

27. Правозащитники также указали, что делали официальные запросы в связи с январскими событиями.  Тем не менее, в связи со сложностью получения требуемой информации, они были вынуждены прибегать к различным ухищрениям: привлекать журналистов во время официальных обращений, неоднократно писать обращения, дублируя их в различные государственные инстанции.

Рекомендации:

– разработать пакеты релевантных поправок в законы, создающие условия для реализации права на свободу выражения мнений, свободу слова, деятельности СМИ, свободу информации и принять их для обеспечения, в том числе, выполнения рекомендаций договорных органов по данным правам, включая их реализацию в цифровой среде, предусмотреть там следующие изменения:

(1) пересмотреть процедуру контроля (мониторинга информационного пространства)[28] с тем, чтобы редакции СМИ имели возможность оспаривания уведомлений о нарушениях законодательства о СМИ;

(2) ответственность должностных лиц за нарушения процедуры уведомлений редакций СМИ о нарушениях законодательства РК;

(3) аналогичные нормы внести в Закон РК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»;

(4) расширить обязанности журналиста при получении аккредитации в государственных органах, парламенте, правительстве, местных исполнительных и представительных органах власти и органах самоуправления;

(5) внедрить дополнительные меры контроля, прозрачности и подотчетности при бюджетном финансировании медиа и проектов в медиасфере; 

– детализировать понятие «ложной информации» и исключить его широкую трактовку во избежание судебных дел против журналистов и блогеров, а также развития самоцензуры в обществе; привести к единообразию судебную практику в части наступления административной ответственности только в тех случаях, когда доказан существенный вред, нанесенный распространением ложной информации, с установлением умысла и последствий в виде создания условий нарушения общественного порядка или причинения такого вреда правам и законным интересам;

– разработать страновой план действий по безопасности журналистов и прекращения безнаказанности, на основе аналогичного плана ООН, и реализовать его совместно с МКИ РК, МВД РК, включив туда, как минимум, следующие положения:

(1) четкое определение статуса журналистов как профессионалов, выполняющих важную социальную и общественную миссию;

(2) правовые гарантии соблюдения прав журналистов, особенно в нестандартных ситуациях;

(3) наличие соразмерных и эффективных санкций за нарушение прав и воспрепятствование деятельности журналистов;

(4) обучение сотрудников правоохранительных органов взаимодействию со СМИ в экстренных и нестандартных ситуациях;

(5) публичность проведения расследований в отношении журналистов. 

 – по каждому факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов обеспечить тщательное досудебное расследование;

– разработать пакет поправок в Закон РК «О доступе к информации», включив туда, как минимум, следующие положения:

(1) презумпция открытости информации о деятельности госорганов и других обладателей информации;

(2) проактивный режим предоставления информации для общества;

(3) усиление ответственность обладателей информации за нарушения права на доступ к информации – дисциплинарную и административную;

(4) сокращение перечня информации, отнесенную к категории ДСП;

(5) регулирование доступа на открытые заседания госорганов, местных исполнительных и представительных органов, органов самоуправления; других обладателей информации;

– разработать протокол информирования граждан во время чрезвычайных событий и разработать каналы быстрого и полного распространения официальной правдивой информации о событии;

– исключить практику отключения сети Интернет во время чрезвычайных ситуаций, превентируя распространение дезинформации и обеспечивая граждан своевременной и полной правдивой информацией о происходящем;

– отменить практику вынесения дополнительных наказаний в виде запрета на занятия общественной и журналистской деятельностью, а также участвовать в публичных мероприятиях и публиковаться в социальных сетях;

– внести необходимые корректировки в стратегические документы, в первую очередь, Информационную доктрину Республики Казахстан[29], с тем, чтобы она больше отвечала международным обязательствам страны по данному праву и  обеспечивала его реализацию для каждого на территории страны.

Право на свободу совести, религии или убеждений

28. Действующее законодательство и правоприменительная практика в сфере свободы мысли, совести и религии в значительной степени не соответствует международным стандартам. Они основаны на принципах «презумпции виновности», субъективно интерпретируемой идеологической и политической целесообразности и дискриминационном подходе к регулированию деятельности религиозных объединений; имеют разрешительно-ограничительный характер, накладывают множество запретов и ограничений, полностью или частично не соответствующих критериям допустимости ограничений прав и свобод человека, сформулированным в международном праве, не соответствуют принципам юридической определенности и предсказуемости.

29. В правоприменительной деятельности органов правопорядка и национальной безопасности религиозные объединения отнесены к источникам угроз для национальной безопасности. Для религиозных объединений установлена неравная ответственность за нарушения законодательства по сравнению с другими юридическими лицами; ограничены права на отправление культа «сообща с другими» (запрет на деятельность без регистрации), на признание юридического статуса, на миссионерскую деятельность и религиозное образование, на приобретение и использование религиозной литературы и предметов культа, на установление и поддержание международных контактов и т.д.

30. Государство жестко контролирует деятельность нетрадиционных религий и религиозных течений. Сотрудники органов правопорядка и спецслужб, проводят рейды с изъятием религиозной литературы, проповедников привлекают к ответственности за религиозные семинары, проводимые вне юридического адреса религиозного объединения.

31. Практически не выполнены рекомендации предыдущего цикла УПО 139.53, 139.95, 139.96. 139.122; 139.123. Частично выполнены или выполняются рекомендации 139.121 (продолжается проведение «Съездов лидеров мировых и традиционных религий»), 139.230-139.232.

32. По существу основные усилия по выполнению рекомендаций предыдущего цикла УПО были направлены на выполнение только общих рекомендаций, касающихся поддержания межрелигиозного согласия, толерантности. Государственные органы продолжают пропагандировать ценности межнационального согласия, проводить имиджевые мероприятия. При этом не выполняются рекомендации, направленные на конкретные действия по улучшению ситуации со свободой религии или убеждений. Основной проблемой законодательства является понимание права на свободу религии или убеждений как коллективного права, которое позволяет основывать религиозные организации группе лиц, при соблюдении множества условий: не менее пятидесяти граждан-инициаторов, религиоведческая экспертиза и другие ограничивающие процедуры.

33. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»[30], который содержит целый ряд норм, не соответствующих международному праву и его принципам (предсказуемости, юридической определённости, пропорциональности), продолжает действовать без серьезных изменений. По своей сути, он является отраслевым законом, где большинство норм касаются деятельности религиозных организаций, что противоречит нормам международного права, в частности статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 18 Всеобщей декларации прав человека, где право на свободу религии или убеждений, в первую очередь, описывается как индивидуальное право.  При этом, право на свободу выражения мнения, гарантированное в статье 19 МПГПП, также нарушается через введение цензуры, запрещенной в Конституции Республики Казахстан. Любая религиозная литература и другие информационные материалы религиозного содержания на материальном носителе, должны проходить обязательную процедуру религиоведческой экспертизы, после положительного заключения которой они могут быть распространены только в культовых зданиях или в специально утвержденных местах.

34. 29 декабря 2021 года были приняты некоторые поправки в Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», причем их введение преподносится как либерализация действующего законодательства, в основном, потому что разрешительный характер для проведения религиозных мероприятий вне культовых зданий заменили на уведомительный. При этом, уведомительная процедура, которую должно пройти религиозное объединение, планирующее провести такое мероприятие, фактически не является таковой, а содержит множество условий. В проведении мероприятия может и вовсе быть отказано. Схожая ситуация наблюдается и в вопросе обычных мирных собраний нерелигиозного характера.

35. С середины 2023 года в СМИ со стороны высокопоставленных представителей государственных органов периодически озвучивается предложение ужесточить нормы действующего законодательства в сфере религиозной деятельности. Данные заявления по своему содержанию вызывают серьёзную обеспокоенность, и свидетельствует о продолжающемся внутриполитическом курсе репрессивного характера в отношении права на свободу религии и убеждений. 

Рекомендации:

– привести политику государства в отношении религиозных групп и объединений в соответствие с международными стандартами в области свободы мысли, совести и религии;

пересмотреть статью 22 Конституции РК[31], где указано что «каждый имеет право на свободу совести».  Данная норма не раскрывает понятие «свобода совести», однако в соответствии с международным правом, свобода совести включает в себя и право на свободу религии или убеждений. Данная норма должна защищать все аспекты данного права и ясно об этом заявлять;

– пересмотреть или принять новый Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях для приведения национального законодательства в соответствие со взятыми обязательствами по выполнению положений статей 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, с учетом рекомендаций Комитета ООН по правам человека, экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений[32]. Закон должен содержать, как минимум, развернутое понятие свободы совести и религии, соответствующее международным стандартам; широкую типологию религиозных объединений с учетом их специфики; принцип заявительного характера учетной регистрации и добровольности государственной регистрации; условия государственной регистрации, недискриминационные по сравнению с условиями для других юридических лиц;

– отменить обязательную регистрацию религиозных объединений, дав приоритет индивидуальному измерению права на свободу религии или убеждений, обеспечив религиозные меньшинства возможностью беспрепятственно исповедовать свои убеждения как частным, так и коллективным образом;

– внедрить добровольную процедуру получения религиозным объединением правосубъектности юридического лица, снизив необходимое количество граждан для регистрации до 10 человек;

– отменить процедуру обязательной религиоведческой экспертизы, как противоречащую статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 20 Конституции Республики Казахстан;

– законодательно обеспечить возможность отказа от прохождения воинской службы по мотивам религиозных или пацифистских убеждений через введение альтернативной воинской службы;

– пересмотреть положения административного и уголовного законодательства об административной или уголовной ответственности в части нарушения законодательства о религиозной деятельности, руководствуясь принципами юридической определенности, предсказуемости и соразмерности.

– пересмотреть законодательство об экстремизме и терроризме, приведя его нормы в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, рекомендациями Комитета ООН по правам человека и Специального докладчика ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом[33].


[1] Контактная организация: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Адрес: 050035, Казахстан, г. Алматы, 8 микрорайон, д. 4-а, оф. 423

Тел/факс: +7 (7272) 249 5962

E-mail: Diana Berezovskaya <Diana.Berezovskaya@gmail.com>

Web-site: www.bureau.kz

[2] В подготовке данной Информации принимали участие не все перечисленные выше организации. В связи с этим содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут не отражать точку зрения организаций, не принимавших участие в ее подготовке.

[3] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000451_

[4] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000545

[5] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000018

[6] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000567_

[7] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000401

[8] Соображения, принятые Комитетом в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Факультативного протокола относительно сообщения № 2545/2015. Текст документа доступен по ссылке: https://rb.gy/itvdft

[9] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38665430&pos=841;-55#pos=841;-55&sdoc_params=text%3D%25D0%2597%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%2520%25D0%25BE%2520%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%2520%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25B0%26mode%3Dindoc%26topic_id%3D38665430%26spos%3D1%26tSynonym%3D1%26tShort%3D1%26tSuffix%3D1&sdoc_pos=0

[10] План действий ООН по обеспечению безопасности журналистов и проблеме безнаказанности. Документ доступен по ссылке: https://www.ohchr.org/ru/safety-of-journalists/un-plan-action-safety-journalists-and-issue-impunity

[11] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000018

[12] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235

[13] https://lmc.kz/ru/news/svobodnaya-pressa-svobodnaya-strana

[14] https://adilsoz.kz/pravovye-obzory/mozhet-li-post-v-zaschitu-kolleg-byt-obschestvenno-opasnym-pravovoy-ob.html

[15] https://rus.azattyq.org/a/32687264.html

[16] https://rus.azattyq.org/amp/32944675.html

[17] https://vlast.kz/novosti/40365-alnur-ilasev-prigovoren-k-3-godam-ogranicenia-svobody.html

[18] Больше информации доступно по ссылке: https://informburo.kz/stati/ddos-ataki-na-kazaxstanskie-smi-komu-eto-vygodno 

[19] Больше информации доступно по ссылке: https://orda.kz/mid-kazahstana-ostavil-korrespondentov-izdanija-radio-azattyk-bez-akkreditacii-381898/

[20] https://adilsoz.kz/statistika/

[21] Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V ЗРК. «О доступе к информации». Текст закона доступен по ссылке: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000401

[22] В рамках портала «Открытое правительство». Портал доступен по ссылке: https://open.egov.kz/

[23] Замечание общего порядка по статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Текст документа доступен по ссылке: https://rb.gy/xrd312

[24] Единый (типовой) перечень служебных документов, подлежащих ограничению с пометкой “ДСП”, приложение 1. Документ доступен по ссылке: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000429

[25] Январские протесты, Январские события – массовый протест смешанного характера, который начался как мирный митинг 2 января 2022 года после повышения цен на сжиженный газ в западноказахстанском городе Жанаозене, в регионе, где добываются нефть и газ. 3 и 4 января протест перекинулся на г.Алматы и другие города страны. Участники перешли от экономических требований к политическим, включавшим отставку правительства и уход из политики первого президента страны Н. Назарбаева. 4-5 января в Алматы протесты перешли в массовые беспорядки, в ходе которых были сожжены бывшая резиденция президента и акимат, захвачен аэропорт г. Алматы, началось мародерство. В большинстве других городов, включая столицу Астану, власти сохраняли контроль над происходящим. 6 января в страну по приглашению президента К. Токаева прибыли силы ОДКБ, включавшие вооружённые силы России и ещё 5 стран, заявленные как миротворческая миссия по охране важных объектов и помощи в поддержании правопорядка. Был объявлен режим антитеррористической операции. 7 января власти Казахстана сообщили о восстановлении порядка в стране.

[26] «Хабар 24», 29 января 2022 года, интервью Вере Захарчук

[27] Правозащитный альянс в поддержку фундаментальных прав был создан 14 января 2022 года. Целью Правозащитного альянса является содействие объективному и беспристрастному установлению хронологии, хода протестов, анализу действий правоохранительных органов и различных групп демонстрантов, причин перехода протестов из мирной фазы в насильственную, соблюдению фундаментальных прав граждан в ходе расследования.

[28] «Об утверждении Правил проведения мониторинга средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан, и методики его расчета». Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2019 года № 84. Текст приказа доступен по ссылке: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900018617

[29] Информационная доктрина Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 20 марта 2023 года № 145. Документ доступен по ссылке: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2300000145/links

[30] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000483

[31] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_

[32] https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g14/249/41/pdf/g1424941.pdf?token=SvECpngsuY9J3OWqrm&fe=true

[33] https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g20/016/45/pdf/g2001645.pdf?token=A4BNNo8sxx89ZsPfKw&fe=true