Акиматы, полиция и адмсуды готовятся сорвать возможные акции протеста в дни мартовских праздников: отказывают в согласовании митингов, задерживают активистов и составляют протоколы нарушении ими порядка проведения мирных собраний, арестовывают за участие в несогласованных акций полугодовой и даже годичной давности.
Ровно пять лет назад, в 19 марта 2019 года (любители красивых цифр утверждают, что ещё и в 19 часов 19 минут раннего вечера) тогдашний президент РК Нурсултан Назарбаев, занимавший этот пост без одного месяца 29 лет, сложил с себя президентские полномочия, передав их председателю верхней палаты казахстанского парламента Касым-Жомарту Токаеву. Так начался президентский транзит, завершившийся кровавыми событиями января-2022 и провозглашением так называемого Нового Казахстана. Спустя пять лет после начала транзита и через два года после его завершения приходится констатировать, что в политической и правозащитной сферах порядки и нравы в «новом Казахстане» мало чем отличаются от тех, что были в старом Казахстане. Вот лишь несколько фактов последних дней.
Накануне пятилетней годовщины начала президентского транзита и предстоящих после юбилея пятидневных выходных активисты находящейся в процессе регистрации оппозиционной партии «Алға Қазақстан» подали в акиматы нескольких казахстанских городов уведомления о намерении провести в праздничные дни 21, 22 и 23 марта мирные собрания с политической и правозащитной повесткой: Организаторы этих собраний намеревались призвать власти Казахстана зарегистрировать наконец партию «Алға Қазақстан», освободить её лидера Марата Жыланбаева, осуждённого в прошлом году по надуманным обвинениям, освободить всех политических заключённых и прекратить политические репрессии в стране.
Ответом на эти уведомления из акиматов Алматы, Шымкента, Павлодара, Семея и Уральска были абсолютно единообразные отказы в согласовании мирных собраний. Мотивы отказы были стандартными, если не сказать классическими: неполнота или недостоверность представленных заявителями личных данных и занятость всех митинговых площадок культурно-массовыми мероприятиями в честь весеннего праздника Наурыз мейрам.
Правозащитники из мониторинговой группы «Активисты не экстремисты» подсчитали, что за период с 30 июля 2020 года по 19 марта 2024 года акиматы 22-х населённых пунктов Казахстана выдали 624 отказа на проведение митингов, шествий и одиночных пикетов. Из этого числа 46 отказов выданы за неполные три месяца 2024 года. По этому поводу на язык так и просится модное выражение: «Это всё, что следует знать о свободе собраний в позднетранзитном и послетранзитном Казахстане». Однако это далеко не всё, что требуется знать по этому предмету, поскольку порочную практику тотальных отказов в согласовании протестных акций дополняет и подпирает карательная практика, в некоторых случаях отличающаяся какой-то запредельной злопамятностью.
Вот два примера из жизни одного гражданского активиста в Астане. Второго марта Айдар Сыздыков был арестован на 15 суток за участие в мирном протесте у здания посольства Европейского союза с требованием освобождения политических заключенных, каковая акция состоялась 17 марта 2023 года – без двух недель год назад. Те самые две недели, которых в первый день его ареста не хватало до круглой годовщины его «преступления», как раз и составили срок этого более чем странного наказания.
Однако дело отнюдь не кончилось отбытием этого срока в спецприёмнике для административно арестованных. За день до его окончания, а именно 16 марта Айдара Сыздыкова повторно арестовали на другие 15 суток за участие в протестной акции у здания Министерства юстиции РК, прошедшей 11 октября 2023 года, то есть ровно пять месяцев и пять дней назад. При этом составители мониторинга особо выделяют тот факт, что 11 октября прошлого года у здания Минюста вообще не проводилось никаких протестных акций, а происходило совсем другое: в тот день члены создаваемой оппозиционной партии «Алға Қазақстан» в очередной раз принесли в Минюст документы на регистрацию своей партии после очередного возвращения им этих документов под очередным надуманным предлогом.
В двухарестной эстафете Айдара Сыздыкова можно усмотреть не только мелочную злопамятность власть предержащих (в марте нового года сажать человека за события марта и октября прошлого года), но и использование превентивного наказания, в принципе не предусмотренного казахстанским законодательством. Здесь речь идёт о том, что не выпущенный на свободу 17 марта по первому делу и оставленный под арестом по второму делу до 31 марта гражданский активист просто физически не сможет принять участие в тех протестных акциях 21, 22 или 23 марта, в проведении которых заранее отказали акиматы.
Мотив использования превентивного наказания правозащитники из мониторинговой группы «Активисты не экстремисты» не без оснований усматривают в задержании 18 марта астанинскими полицейскими двух гражданских активистов Канатхана Амренова и Асета Кенжибекова. О причинах их задержания и о содержании предъявляемых им обвинений пока ничего не известно, наблюдатели же полагают, что у полиции и адмсуда есть установка дать активистам от 10 до 20 суток ареста под любым предлогом, лишь бы только лишить их возможности поучаствовать в акциях 21-22 марта. Такая вот перестраховка с двух концов: в согласовании уведомлений на проведение протестных акций отказывать под любым предлогом, а потенциальных участников этих акций также под любым предлогом превентивно «закрывать».
И ведь наверняка описанными выше тремя астанинскими кейсами дело не ограничится, а информация о других таких кейсах будет поступать в ближайшие дни, а к концу мартовских каникул таких фактов наберётся гораздо больше, чем нам сейчас известно. В связи с этим нам остаётся лишь поздравить с одной стороны главного героя сегодняшнего юбилея, а с другой стороны и всех казахстанцев с пятилетием начала президентского транзита и с весенним праздником Наурыз мейрам.