Административное наказание по статье, в которой фигурирует новый для казахстанского законодательства термин, выглядит продолжением старой порочной практики наказаний людей за выражение собственного мнения по предлогом борьбы с распространением ложной информации.
28 сентября в Зерендинском районном суде Акмолинской области состоялся процесс по административному делу гражданской активистки Назгуль Жусуповой. Её обвинили, а затем и осудили по части 3 статьи 456-2 Кодекса об административных правонарушениях, карающей за распространение ложной информации пользователями онлайн-платформ. Судья Кайрат Хасенов вынес постановление о наложении на Жусупову денежного штрафа размере 69 тысяч тенге (около 140 евро).
Отметим, что само понятие онлайн-платформы появилось в казахстанском законодательстве всего два месяца назад после принятия закона «Об онлайн-платформах», так что зерендинское дело наверняка является первым в богатой истории административных и уголовных преследований за слова случаем привлечения именно пользователя интернет-платформы.
Распространением же ложной информации правоохранительные органы и суд усмотрели в следующих действиях Назгуль Жусуповой: 20 сентября она поместила на своей странице в социальной сети Инстаграм фотографию президента РК Касым-Жомарта Токаева с подписью: «Этот человек опасен! Он продал России земли Бурабайского района!»
На суде Назгуль Жусупова настаивала на том, что в своём посте вообще не распространила какой-либо не информации – ни ложной, ни правдивой, а только выразила своё личное отношение к давно известной жителям Акмолинской области информации об одном общественно значимом факте. Достоверность же этой информации подкрепляется вынесенным более двух лет назад, а именно 10 августа 2021 года определении Специализированного межрайонного экономического суда Акмолинской области. Этим судебным актом подтверждается факт передачи права временного безвозмездного долгосрочного землепользования на 22 земельных участниках общей площадью 43 гектара акционерному обществу «Сбербанк России» и ООО «Сбербанк Инвестиции».
Если у кого-то в зерендинских или бурабайских карательных органах возникло такое уж сильное желание привлечь Назгуль Жусупова за этот пост в Инстаграме как за распространение ложной информации, то эти преследователи могли бы уцепиться за упоминание фамилии Токаева: дескать не сам же он продал российскому «Сбербанку» эти несчастные 22 участка столь мизерной по меркам огромного Казахстана площади. Однако и эта зацепка не должна была устоять при справедливом рассмотрении, поскольку этот клочок казахстанской земли переданы не казахстанскому, а российскому банку, отношения же с Россией как главной страной ОДКБ или как страны-агрессора (аккурат между августом 2021-го и сентябрём 2023-го вписался 2022 год, когда Россия развязала агрессивную войну против Украины) являются прерогативой главы государства. Так что не так уж важно, принял ли президент страны какое-то решение в этой сфере лично или же это сделал кто-то из его подчинённых хотя бы и на несколько ступенек ниже.
И ещё раз повторим: какой аспект злополучного поста ни возьми – упоминание ли фамилии Токаева само по себе или с эпитета «опасен» не может считаться распространением ложной информации, поскольку таким образом Назгуль Жусупова высказала своё личное мнение, оно же оценочное суждение. Не путать одно с другим и не преследовать людей за выражение своих мнений – вот на какой платформе должны стоять правоохранительные органы и особенно суды, если правители «нового Казахстана» и впрямь хотят, чтобы он выглядел лучше путинской России не только в том плане, что она воюет со своими соседями, а мы не воюем, но ещё и в том плане, что у них сейчас людей преследуют за любой вдох и выдох, а у нас за такое всё же не преследуют. Однако такой платформы у нас как не было, так и нет – ни онлайн, ни офлайн.