• Главная
  • >
  • Кровь и слезы дома «акбулакского стрелка»

Кровь и слезы дома «акбулакского стрелка»

04.07.2023

Дело «акбулакского стрелка» из Алматы в контексте «битвы за жилище» еще далеко до завершения. Показательный момент – участие в мутном действе печально известного частного судебного исполнителя Алмасбека Елтокова.

Об этом и том, что банковская система, вкупе с институтом частных судебных исполнителей, совместных мошеннических схем при бездействии либо прямой заинтересованности полиции и судом, говорили 1 июля в Алматы на пресс-конференции с участием Анаид Демирчан – супруги Игоря Дужнова, осужденного на пожизненное заключение за убийство частного судоисполнителя, двух полицейских и нового владельца дома, из которого его пытались выселить. Поддержать женщину пришли адвокат Екатерина Безлатнева, политолог Тимур Иксанов и член Народной партии Казахстана Курбанай Нургалиева.

Сентябрьской трагедии 2021 года в поселковом микрорайоне «Акбулак» предшествовало самосожжение при аналогичных обстоятельствах Светланы Тургумбаевой в соседнем микрорайоне того же Алатауского района Алматы. Именно в этом районе долго время работал легендарный судья Умирзак Серимов, пачками выносивший решения по имущественным делам, жертвам которых только и оставалось, что лезть в петлю. В дальнейшем этого судью уволили с формулировкой «за профнепригодность» и даже признали невменяемым, однако вынесенные им решения так и не были отменены.

Подобная практика толкает пострадавших от неё людей на крайние меры – считают участники пресс-конференции. Срыв Дужнова – показательный пример тому. Отличие от предыдущих инцидентов, когда выселяемые совершали публичные суициды, состоит в том, что государство вдруг узнало о существующей вот уже много лет проблеме только после автоматной очереди, выпушенной в его полномочных представителей. Только после этого государство начало принимать какие-то меры по исправлению сложившегося положения. В 2021 году приняло Закон о залоговой политике банков и усилении прав заемщиков, в 2022 году – Закон о банкротстве физических лиц. До Акбулака люди государевы, аффилированные с банками, как могли обогащались на казахстанцах, зачастую отбирая у семей последнее и не обращая внимания на десятки тысяч драм и трагедий.  

Тимур Иксанов рассказал о некоторых аспектах истории осужденного Дужнова, ставших известными спустя год и два месяца после вынесения ему в апреле 2022 года сурового приговора. Речь идёт о незаконной регистрации имущества семьи Дужновых на имя нового владельца (занимавшегося скупкой недвижимости, находящейся в залоге у банков), который сначала инициировал выселение Дужнова, а потом был им убит вместе с судоисполнителем и двумя полицейскими. По поводу незаконной регистрации возбуждено уголовное дело. Если этот факт будет доказан в суде, то и само выселение окажется незаконным, – полагает Иксанов.

Адвокат Екатерина Безлатнева рассказала предысторию дела о купле-продаже дома Дужновых, тянущегося с 2018 года и продолжающего жить своей жизнью даже и после гибели одного из фигурантов и осуждения другого. Судебный процесс, инициированный банком, по взысканию имущества – дома Дужновых уже после трагедии прошел заочно, без участия Анаид и ее представителей, также скрытно прошли торги. Это заочное решение было отменено, а вместе с ним договор купли-продажи нового владельца Турганова (купил у банка дом площадью 224 кв.м. за… 15 миллионов тенге) и регистрацию дома на себя. Однако же городской суд не смог устоять перед чарами банка и вернул собственность Дужнова банку, причем регистрация права собственности осталась прежней – то есть признанной недействительной после решения районного суда.

Сейчас в суде рассматривается апелляционный иск Анаид Демирчян о признании недействительным того акта, на основании которого действовали организаторы и исполнителей выселения. Адвокат также указывает на наличие в этом деле мошеннической схемы «продажа залогового имущества самому себе» с участием банка ЦентрКредит. Так как действительно у семьи Дужновых был долг перед банком, однако же было и залоговое имущество в виде коммерческой недвижимости, значительно перекрывающей задолженность. Однако же банк без уведомления Дужновых попросту продал имущество самому себе по приятной цене – вдвое ниже рыночной. Так что Дужновы не только лишились коммерческого объекта, но и остались опять должны банку, решившему, что частный дом вполне удовлетворит аппетиты финансовой структуры.

Политолог Тимур Иксанов подробно разложил всю схему, по которой действовал данный, да и другие банки, в связке с судисполнителями. Через два с лишним года после стрельбы в Акбулаке президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о залоговой политике банков и усилении прав заемщиков, где, как пояснил Иксанов, прописан запрет схемы продажами банков залогового имущества самим себе. Причем закон имеет обратное действие, так что случай Дужновых попал под его действие. Однако теперь суд не намерен считать этот закон законом, уверяя, что именно на эти правоотношения новая норма не распространяется.

Анаид Демирчян рассказала о новых попытках выселить её из дома, каковые действия нового частного судоисполнителя Елтокова она называет бандитизмом и требует привлечь его к ответственности. В этом её горячо поддержал присоединившийся к участникам пресс-конференции активист общественного движения «За справедливость» Ильшат Кензин. По его мнению, само введение института частных судоисполнителей подрывает доверие к судебно-исполнительной системе как таковой. Что же до бывшего государственного, а ныне частного судоисполнителя Алмасбека Елтокова, то Ильшат Кензин напомнил о том, что именно он исполнял решение судьи Серимова о выселении Светланы Тургумбаевой, которая в его присутствии облила себя бензином и сгорела заживо.

Тот же Елтоков помимо трагедии 2011 года, когда он по сути подтолкнул женщину к крайнему шагу, неоднократно попадал в поле зрения СМИ в связи с участием в исполнении решений в случаях, где его коллеги, по всей видимости, отказывались принимать участие по морально-этическим принципам или сомнениям в законности (см. «В Алматы выселили должника за квартиру», «Куда ни кинь – всюду клин», «Большую семью в Алматы выселили перед началом отопительного сезона», «Квартиру взяли приступом… и точно так же отстояли», «Судоисполнители в погоне за призраком “единого СМИ”»).  

26 июня господин Елтоков, который, как заверяют очевидцы, фактически руководил всей операцией с участием полицейских, попытался вломиться в дом Анаид Демирчан (где находилась парализованная мать и малолетний сын Анаид), в то время как в тот же день районный прокурор заверил адвоката выселяемой, что выселение приостановлено. Тем не менее Елтоков, в отношении которого, как говорит Демирчан, возбуждено уголовное дело за избиение инвалида при выселении, вёл себя как уголовник. Однако то ли опасность того, что Анаид взорвет себя вместе с ним, то ли после какого-то звонка команда неожиданно развернулась и покинула зону «боевых действий».

Активистка Народной партии Курбанай Нургалиева считает порочной саму идею частного судебного исполнительства, когда государство фактически делится частью своих функций со случайными людьми, которые работают даже не за зарплату, а за долю от добычи. Узаконенная таким образом алчность и ощущение безнаказанности толкает частных судоисполнителей на любые нарушения законов и этических ограничений. По словам Нургалиевой, в парторганизации представляемой ею партии обращаются десятки простых казахстанцев с жалобами на несправедливые решения судов, передаваемые для исполнения частным судоисполнителям, которые зачастую даже не скрывают своей корыстной заинтересованности в условно узаконенном отъёме чужой собственности, даже если предстоит отобрать у своей жертвы её единственное жильё или транспортное средство.

С подобной практикой надо кончать, иначе трагические развязки судебно-исполнительных историй в виде самоубийств и убийств станут обыденным явлением. В этом участники пресс-конференции видят прямую угрозу для безопасности страны.