Прерванный почти два месяца назад судебный процесс над оппозиционным политиком Жанболатом Мамаем возобновился зачтением нового обвинительного акта. Новое обвинение оказалось хорошо забытым старым: прокуратура решила гальванизировать прошлогоднее обвинение Мамая в организации массовых беспорядков, которое сама же три месяца назад исключила.
Сегодня утром в Бостандыкском районном суде № 2 возобновился процесс по делу Жанболата Мамая. Этот процесс начался 7 ноября прошлого года и был приостановлен 2 декабря по ходатайству стороны обвинения, заявившей о необходимости проведения новой судебной экспертизы. На основе полученного перед Новым годом экспертного заключения прокуратура в начале января (аккурат к первой годовщине Кантара) сообщила о предъявлении Мамаю нового обвинения, но в чём именно оно состоит, не раскрывала до сегодняшнего дня.
И вот 26 января на возобновившемся судебном процессе гособвинитель огласил новое обвинение, которое оказалось хорошо забытым старым: Жанболату Мамаю вновь предъявляют статью 272 УК РК – организация массовых беспорядков в городе Алматы в начале января 2022 года.
По этому обвинению в прошлом году Жанболат Мамай просидел без малого восемь месяцев в СИЗО, откуда был 27 октября переведён под домашний арест в связи с исключением из обвинения 272-й статьи. В переданном после этого в суд обвинительном акте этой статьи не было, а по трём другим статьям лишение свободы предусмотрено не было. Извлечённая же теперь из «отбоя» тяжёлая статьи предусматривает до десяти лет лишения свободы.
Чтение гособвинителем нового обвинительного акта заняло около часа в первой половине сегодняшнего заседания суда, а потом ещё один час после обеденного перерыва. Обвинительный акт представляет собой подробное описание всех или почти всех безобразий, происходивших на улицах Алматы 5, 6 и 7 января прошлого года (нападения агрессивной толпы на полицейских и военнослужащих, штурм и поджоги зданий, разграбление магазинов и прочее).
Все эти события описаны как якобы вызванные выступлением Мамая ранним вечером 4 января перед спорткомплексом «Алматы арена», который был разогнан полицейскими, а самого Жанболата задержали и долго возили из одного райотдела полиции в другой, а отпустили уже тогда, когда собравшиеся безотносительно к выступлению и задержанию Мамая колонны демонстрантов двигались с окраин города к площади Республики. Каких-либо причинно-следственных связей между этими событиями в обвинительном акте не прослежено.
Также в этом документе полностью проигнорирован (вообще не упомянут) тот факт, что в середине дня 5 января на Жанболата Мамая было совершено нападение так и не установленными следствием лицами, которые нанесли политику тяжёлые травмы, после чего его в тяжёлом состоянии увезли домой, так что вдохновлять толпу, штурмовавшую и поджигавшую вечером 5 января здания акимата Алматы, алматинской резиденции президента РК и государственных телеканалов, расположенной на площади Республики или вблизи неё, Жанболат не смог бы даже при самом большом желании.
Наряду с подробным описанием массовых беспорядков, происходивших год назад на улицах Алматы, в обвинительном акте названы миллиардные цифры материального ущерба, нанесённого госорганам в результате погромов и поджогов. Однако пока не ясно, названы ли эти цифры просто для пущего впечатления или же для того, чтобы потом повесить на подсудимого ещё и выплату этих миллиардов в виде компенсации нанесённого ущерба.
Также осталось не совсем понятно: предъявлено ли старо-новое обвинение в организация массовых беспорядков (ст. 272) вместо прежних трёх обвинений в распространении ложных сведений о деятельности банковской системы (ст. 274), в словесном оскорблении полицейских, разгонявших участников несанкционированного митинга (ст. 388) и в нарушении порядка проведения митингов и шествий (ст. 405) или же оно их дополняет. Точнее будет сказать – предваряет, причём не только по нумерации, но и по тяжести.
Ответить на предъявленные обвинения, представив критические возражения о существу и форме оных подсудимый и его адвокаты смогут на следующем судебном заседании, которое назначено на 6 февраля.
Мы же пока что хотим предложить нашим читателям обратить внимание на такую хронологическую и событийную парность:
– 26 октября прошлого года прокуратура исключила обвинение Мамая по 272-й статье и направила дело в суд по трём другим обвинениям, а 26 января текущего года та же прокуратура оглашает старо-новое обвинение на возобновлённом судебном процессе ровно через три месяца его прошлогоднего исключения;
– исключение 272-й статьи и освобождение Жанболата из СИЗО произошло через два дня после проведения в Лондоне пресс-конференции британских парламентариев во главе с лордом Кеннетом Макдональдом, бывшим королевским прокурором Англии и Уэльса, где было объявлено о создании общественной комиссии по расследованию январских событий и дела Мамая. Возвращение же «кантарской» статьи произошло через шесть дней после прошедшей уже в Алматы пресс-конференции членов той самой комиссии во главе с тем самым лордом Макдональдом.
Как известно, члены британской делегации просили казахстанские власти разрешить находящемуся под домашним арестом Жанболату Мамаю принять их у себя дома. Бостандыкский же районный суд, за которым числится арестант, сначала дало такое разрешение, но потом отозвал его. Также отменили свои уже назначенные встречи с членами комиссии вице-министр иностранных дел и председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса (правда, в последнем случае вроде была уважительная причина – роспуск нижней палаты 19 января).
Уже после отбытия делегации и Казахстана пресс-секретарь МИД РК Айбек Смадияров озвучил резкий «отлуп» британцам в духе «не ваше дело, кого и за что мы в своей стране сажаем, а в кого приказываем стрелять без предупреждения», начисто забыв о том, что соблюдение прав человека не может считаться только лишь внутренним делом страны, ратифицировавшей международные пакты и конвенции по правам человека. Теперь же можно сказать, что после того, как в Астане отыграл свою партию МИД, в Алматы свою партию разыгрывает прокуратура. Продолжение сего концерта в суде будем слушать уже в феврале.