• Главная
  • >
  • С наступлением зимы суд над Мамаем заморожен

С наступлением зимы суд над Мамаем заморожен

05.12.2022

1 и 2 декабря в Бостандыкском районном суде № 2 проходили очередные судебные заседания по делу оппозиционного политика Жанболата Мамая. Главным содержанием обоих заседаний стало выдвижение прокурором Баймагамбетовым ходатайства о назначении политологической экспертизы вдогонку сделанной полгода назад на стадии предварительного расследования лингвистической экспертизе и мучительное долгое рассмотрение этого ходатайства судьёй Еленой Кван.

Жанболат Мамай и его сторонники в зале ожидания

И вот понедельничным утром 5.12 судья наконец вышла из совещательной комнаты (маловероятно, чтобы она провела в ней весь уик-энд, но такова официальная формула) и огласила своё решение: ходатайство прокурора удовлетворить, назначив политологическую экспертизу тех слов и действий подсудимого годичной и более давности, за которые ему предъявлены обвинения по трём статьям УК РК, но не предусмотрено лишения свободы, а только её ограничение.

А поскольку на проведение такого рода экспертизы уголовно-процессуальное законодательство отводит ровно месяц, то судебный процесс по обвинению Жанболата Мамая в распространении ложной информации о кредитной амнистии, в нарушении порядка проведения мирных собраний и в словесном оскорблении полицейских, разгонявших протестный митинг, откладывается до нового 2023 года. Правовой статус подсудимого остаётся прежним: домашний арест.

Напомним, что под домашним арестом Жанболат Мамай пребывает со 2 ноября после выхода из СИЗО, где провёл восемь месяцев, на протяжении которых ему трижды продлевали следственный арест. Изменению его положения предшествовало, а скорее всего прямо способствовало проведение 1 ноября телемоста Лондон-Алматы, в котором участвовали с британской стороны член палаты лордов британского парламента лорд Макдональд из Ривер-Главена и партнёр адвокатской конторы Bindmans LLP Тайаб Али, а с казахстанской стороны директор КМБПЧ Евгений Жовтис и один из адвокатов Мамая юрист Ернар Кенжебаев.

Первое и второе судебные заседания по делу Жанболата Мамая в Бостандыкском райсуде прошли 7 и 8 ноября в онлайн-формате, следующие три проходили 9, 11 и 18 ноября в офлайн-формате для участников процесса и в формате трансляции на монитор для публики и наблюдателей. Назначенное на 24 ноября заседание не состоялось вообще, а про заседания 1 и 2 декабря мы уже говорили в первых строках этой заметки.

На трёх последних из ноябрьских заседаний суда были допрошены потерпевшие, в каковом статусе выступали представители акимата и департамента полиции Алматы, республиканского Агентства по финансовому мониторингу, а также свидетелей обвинения, в каковом статусе выступали полицейские и финансисты. До начала же допроса свидетелей защиты пока что не дошло, а теперь дойдёт и вовсе уже в новом году.

Что же касается прокурорского ходатайства о назначении политологической экспертизы, то здесь собака зарыта не в том даже, что назначить её вдруг потребовали почти через год после исходных событий, а проведение таковой экспертизы подвешивает и без того долготекущий процесс ещё на месяц. Возражая против удовлетворения ходатайства прокурора, адвокаты Жанара Балгабаева и Ернар Кенжебаев прямо указали на тот факт, что данное предложение не основано на законе, а значит противозаконно.

– Действующее в Казахстане законодательство не предусматривает такого вида экспертизы, как политологическая, возможно лишь привлечение эксперта-политолога в помощь другим экспертам для проведения комплексной экспертизы. Однако об этом прокурор на данном процессе ходатайствовать не стал. Нам очень странно, что наш процессуальный противник, представляющий на суде не только сторону обвинения, но и прокурорский надзор за соблюдением закона, выдвигает требование, не основанное на законе, – говорит адвокат Жанара Балгабаева.

Развивая эту мысль, можно указать не ещё более странные действия судьи как главной служительницы правосудия на ведомом ею процессе: вместо того, чтобы отказать прокурору в удовлетворении его ходатайства как незаконного и перейти наконец к допросу свидетелей защиты, а затем и к судебным прениям, судья идёт на поводу у прокурора и замораживает процесс самое малое на месяц.

Кстати, календарный месяц после сегодняшнего оглашения «морозильного» решения истечёт аккурат 4 и 5 января, когда в Казахстане будут отмечать первую годовщину трагических событий янврая-2022, обвинение в организации коих полицейское следствие долгое время ладилось навесить на Жанболата Мамая. Это обвинение было снято с него лишь к концу восьмого месяца его заточения в СИЗО и накануне замены тюремного ареста на домашний. Теперь же этот арест фактически продлён ещё на месяц.

В течение предыдущего месяца параллельно семи судебным заседаниям по делу Мамая в стране прошли досрочные перевыборы президента Токаева. В течение предстоящего месяца, пока суд по данному делу заседать не будет, страна отметят очередной День независимости с расстрельной годовщиной Жанаозена-2011, а затем и ещё более расстрельную годовщину Канатар-2022. В связи с этим у нас возникает смутное подозрение: а не было ли целью заморозки суда над Мамаем заблокировать ему возможность участия в политических мероприятиях, связанных с вышеназванными годовщинами, притом что отгораживать молодого политика от общественной жизни будут не тюремные стены, в условия домашнего ареста?

Так это или нет, мы в любом случае вынуждены проститься с постоянными читателями наших репортажей о Мамаевом судилище-2022 до конца этого года и начала следующего. Сейчас календарная и политическая зима 2022-23 годов ещё только на старте, к моменту же возобновления слушаний зима будет на самом пике, а там уже недалеко и до весны – пока что сугубо календарной, а не политической.