В Казахстане развивается практика применения превентивных репрессивных мер в отношении наиболее активных граждан. Произвольные задержания и административные аресты становятся обыденностью накануне объявленных оппозицией митингов, либо праздничных мероприятий. Основанием для «превентивного реагирования» выступают высказанные людьми намерения принять участие в протестной акции, участие граждан в ранних акциях, за которые они не были привлечены к ответственности, либо предположения полицейских о том, что тот или иной гражданин потенциально может выйти на площадь, т.е. на всякий случай.
Казахстанское международное бюро по правам человека, которое на системной основе проводит мониторинг мирных собраний в Казахстане и связанных вокруг этого событий, подготовило информационную справку о практике применения превентивных репрессивных мер в отношении гражданских активистов, реализующих право на мирные собрания.
«В преддверии мирных собраний правоохранительные органы превентивно задерживают потенциальных участников мирных собраний, в том числе за подготовку к мирным собраниям (обсуждение в социальных сетях), срочно доставляют их в отделы полиции для проведения допросов, блокируют активистов в их домах, блокируют места проведения мирных собраний, – отмечается в документе, при этом «как правило, в качестве административного взыскания активистам практически всегда избирается административный арест, то есть изоляция от общества. Срок административного ареста рассчитан ровно на столько, на сколько необходимо изолировать определенного активиста от участия в планируемом мирном собрании».
Чтобы не быть голословными, приводим два показательных примера того, как в 2021 году людей ограничивали от общества, используя явно натянутые предлоги. Хотя, на самом деле подобной тактике в разной степени за последние полтора года подверглись уже сотни граждан.
6 января 2021 г. в Жанаозене Специализированный административный суд вынес постановления об административном правонарушении в отношении двух жителей – Нурлыбека Нургалиева и Муратбая Джумагалиева. 13 ноября они попытались выехать в Алматы, чтобы присоединиться к митингу, заявленного оппозиционной Демократической партией. Однако по дороге в аэропорт полицейские задержали их и отправили обратно, в связи с чем они вышли на протестную акцию 14 ноября 2020 г. в парк ветеранов афганской войны, чтобы сообщить об этом инциденте. Прошло более полутора месяцев и обоих внезапно привлекли к ответственности за их появление в парке, назначив наказание 10 суток ареста каждому.
5 января 2021 г. в Алматы постановлением Специализированного межрайонного административного суда Сауле Аймухаметова была признана виновной и привлечена к административной ответственности по ст.488 КоАП РК и арестована на 15 суток. Из постановления следует, что «7 декабря 2020 г. в городе Алматы, находясь на прилегающей территории задании Департамента полиции города Алматы, в группе лиц, принимала участие в публичном мероприятии – в собрании, без согласования с местным исполнительным органом, повторно в течение года после применения административного взыскания, где выражала свое недовольство по поводу задержанных [активистов] – Жексебаева А., Клышева К., Рахимжанова Н. и Ахметова У.».
Надо заметить, что 10 января в Казахстане проходили парламентские выборы, когда граждане в отсутствие реальной альтернативы, гипотетически могли выйти с протестом. И, как водится, аресты этих и десятков других потенциальных недовольных были приурочены именно к этой дате.
Хотя в указанных примерах людей привлекли к ответственности в течение одного-двух месяцев, есть целый ряд случаев, когда срок для вынесения наказания значительно растягивается.
Здесь очевидны следующие моменты.
1) Особый законодательный подход к участникам несанкционированных мирных собраний.
«Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца – применяется и к таким статьям КоАП РК, как ст.73-1 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст.73-2 «Побои», ст.324 «Нарушение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды» или стт.434 «Мелкое хулиганство». А за проведение мирного собрания в виде пикета, митинга или шествия без уведомления или согласования и даже просто обсуждение вопроса их проведения в социальных сетях к административной ответственности могут привлечь в течение года», – указывается в справке.
2) Особый судебный подход к участникам мирных собраний.
«Согласно ч.7 ст.62 КоАП РК: «Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения».То есть если даже срок давности в один год истек, то, как правило, в судах указываются даты совершения предыдущих административных правонарушений, по которым определенное лицо было привлечено к ответственности. Таким образом, судьи «подчеркивают, что срок в один год для привлечения к ответственности в связи с данным административным правонарушением не истек».
Кроме того, «в соответствии с п.1 ст.50 КоАП РК административное взыскание в виде ареста назначается в исключительных случаях, в некоторых случаях и вовсе не применяется». Однако, данное положение не касается политически-активных граждан.
3) Особый полицейский подход к участникам мирных собраний.
«В вышеизложенных административных делах само правонарушение имело место в одно время, в то время как административное производство возбуждалось через 2 и даже 3 месяца с момента его совершения. При этом никаких препятствий для своевременного возбуждения административного производства сразу по факту совершения правонарушения не было. Хотя, в соответствии с ч.1 ст.806 КоАП РК, «протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения. В рассматриваемых нами случаях протокол об административном правонарушении в отношении активистов оформлялись подозрительно с большим запозданием по сравнению со временем вменяемого правонарушения».
Более того, власти даже не пытаются скрыть основную – политическую составляющую – в своих взаимоотношениях с гражданским обществом.
«В настоящее время, существует много случаев назначения административного ареста лицам, «призывавшим» или «обсуждавшим» в социальных сетях организацию или участие в определенных мирных собраниях еще до уведомления или получения согласования властей и до проведения самого мирного собрания, которое могло вообще не состояться», – указывается в тексте. Другими словами, людей привлекают за намерения или же за «мыслепреступления». Нередко, когда в судебных постановления присутствуют формулировки, связанные с политикой. К примеру, формулировка «направленную на дестабилизацию в обществе» была указана в нескольких постановлениях по вышеизложенным делам. При этом намерение привлекаемого к ответственности лица «на дестабилизацию в обществе» никак не доказывалось. Достаточно того, что так могло показаться полицейскому или судье.
Наконец, «граждане, которые были привлечены к административной ответственности в виде ареста за прошлое административное правонарушение в виде участия в несанкционированном собрании в преддверии другого мирного собрания, лишаются права на своевременное рассмотрение дела беспристрастным судом, а также права на мирные собрания так как находятся под административным арестом» – делается вывод в конце справки.
Полностью с информационной справкой можно ознакомиться ЗДЕСЬ.