Европарламент (ЕП) на пленарной сессии большинством голосов принял резолюцию «О ситуации с правами человека в Казахстане». Это пятая резолюция ЕП, посвященная Казахстану, с 2009 года.
КАК ПРОХОДИЛИ ДЕБАТЫ?
За проголосовали 598 из 693 евродепутатов. Против — 43. 52 члена ЕП воздержались.
Как указывается в тексте резолюции, в Казахстане в последнее время отмечается «вызывающее беспокойство ухудшение общей ситуации с правами человека и подавление организаций гражданского общества».
Голосованию предшествовали дебаты, которые продолжались почти 50 минут. Большинство из 20 выступивших евродепутатов высказывались в пользу документа.
Члены Европарламента напомнили, в частности, что Казахстан взял на себя множество обязательств в области прав человека, в том числе во время заключения расширенного соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Это соглашение было подписано в 2015 году и вступило в силу в марте 2020 года. Но как заявил член ЕП Петрас Аустревичюс, «несмотря на обещания казахстанских властей» учесть рекомендации различных международных организаций и институтов, «нарушения прав человека в стране происходят ежедневно».
В своих выступлениях многие депутаты ссылались на широко раскритикованные парламентские выборы 10 января. В тексте резолюции отмечается, что «избиратели остались без реального выбора в отсутствие реальной политической конкуренции и политических оппозиционных групп, поскольку в стране с 2013 года не зарегистрировали ни одной новой партии».
В документе отмечается также, что в день выборов в «10 разных городах задержали не менее 350 мирных протестующих».
Депутаты упоминали значительное усиление давления на неправительственные организации и независимые профсоюзы и их сотрудников, жесткие ограничения на свободу выражения и участие в политических процессах, преследование мирной оппозиции и журналистов; использование статей уголовного кодекса об экстремизме, распространении ложной информации и других положений с целью подавить несогласных; массовые и произвольные задержания и необоснованные аресты, расширение списка политических заключенных, пытки в тюрьмах, нарушения прав женщин и другие нарушения.
Многие выступающие поднимали вопрос о расследовании гибели в начале 2020 года в СИЗО активиста Дулата Агадила, а также смерти в конце года его сына Жанболата. Ева Божена Копач также сообщила о смертях в прошлом году Аманбике Хайруллы, Серика Оразова и Гарифуллы Ембергенова, которые, заявила депутат, скончались после того, как «были подвергнуты огромному политическому давлению».
«Власти препятствуют справедливому и прозрачному расследованию этих смертей, и ни один из преступников не был привлечен к ответственности», — заявила Копач.
Депутат Начо Санчес Амор выразил мнение, что «переход к демократическому обществу [в Казахстане] потерпел неудачу не вчера, а годы тому назад».
По словам Виолы фон Крамон-Таубадель, надежды 30-летней давности, что Казахстан как независимая страна «примет демократию и построит эффективное государство», а граждане страны «получат фундаментальные права и шанс на достойную жизнь», были «раздавлены диктатурой Нурсултана Назарбаева».
«Во время его правления не были проведены ни одни справедливые выборы, коррупция процветала, свобода слова жестко ограничивалась, представителей оппозиции отправляли в тюрьму, протесты рабочих жестоко подавлялись, а журналистов запугивали и убивали. Преемник Назарбаева [президент Касым-Жомарт Токаев] пообещал, что будет лучше справляться с так называемой “контролируемой демократизацией”. На первый взгляд, партиям облегчили регистрацию, частично разрешили акции протеста, недавно отменили смертную казнь и предоставили больше самоуправления регионам. Но недавнее ухудшение ставит под вопрос усилия нового президента», — отметила фон Краун-Таубадель.
На сессии также прозвучало несколько призывов применить адресные санкции к лицам, причастным к нарушениям прав человека в Казахстане. По словам Хайди Хауталы, «президент Токаев лично и напрямую несет ответственность за преследование гражданского общества, массовые задержания, подавление критиков, преследование членов оппозиции».
«Пришло время призвать к ответу казахстанское руководство. У нас есть глобальный режим санкций в сфере прав человека. Давайте его использовать», — сказала депутат.
Против резолюции высказалось незначительное число евродепутатов, участвовавших в дебатах. Тьерри Мариани выразил мнение, что резолюция «несправедливо атакует одну из азиатских республик, которая является примером в регионе». «Она посылает отвратительный сигнал другим странам в регионе, которые пытаются идти по тому же пути, таким как Узбекистан», — сказал он. Евродепутат Максимиллиан Крах назвал резолюцию попыткой Европы «читать нотации» и результатом «лоббистской работы». Татьяна Жданока высказала мнение, что, хотя Казахстану «нужно сделать многое, чтобы положить конец нарушением прав человека», ЕС «в своем нынешнем виде не подходит на роль судьи относительно нарушений прав человека в третьих странах», поскольку нарушения происходят и внутри евроблока.
Депутат Копач, напомнив, что в текущем году Казахстан будет отмечать 30-летие со дня провозглашения независимости, выразила мнение, что этот юбилей для страны «не станет настоящим праздником, пока не будут отпущены на свободу все политические заключенные, пока не прекратятся политически мотивированные суды, а также любые виды преследований критиков режима, правозащитников и гражданских активистов».
Депутат Никлас Ньенасс также напрямую обратился к казахстанскому руководству, заявив: «Дорогое правительство Казахстана, если вы не хотите, чтобы мы публиковали подобные резолюции, всё очень просто: соблюдайте права человека».
Все упомянутые депутатами нарушения нашли свое отражение в финальном тексте резолюции.
В ней также говорится, что казахстанское правительство «ненадлежащим образом использовало ограничения во время пандемии [коронавирусной инфекции] как повод для усиления политических репрессий».
В документе упоминаются оппозиционные движения «Көше партиясы» и «Демократический выбор Казахстана», «запрещенные секретными судебными решениями, причислившими их к “экстремистским организациям”». В резолюции говорится о 17 лидерах «Көше партиясы», которым «грозят длительные тюремные сроки», а также о 26 «политзаключенных, которые стали жертвами политических преследований в связи с тем, что поддерживали эти движения».
В резолюции также указываются десятки правозащитников, активистов, сторонников оппозиции, которые сталкиваются с давлением, угрозами и преследованием, в том числе в уголовном порядке. Отдельно упомянуты иски против Елены Семеновой, отстаивающей права заключенных. В суд на правозащитницу с обвинениями в «клевете» подали несколько колоний страны и их сотрудники.
В документе также упомянуты преследования журналистки Азаттыка Сании Тойкен и главного редактора газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова. «В 2020 году власти возбудили более 38 уголовных дел против журналистов за предполагаемое совершение таких преступлений, как распространение ложной информации», — отмечается в документе.
Резолюция содержит 27 призывов и рекомендаций. В частности, Европарламент призвал власти Казахстана соблюдать взятые международные обязательства, а также:
– Прекратить все политически мотивированные дела, а также «все формы произвольного задержания, репрессий и преследований правозащитников, религиозных организаций, гражданского общества, профсоюзов, журналистов и политических оппозиционных движений и позволить людям свободно выражать свои политические, религиозные и другие взгляды»;
– «Внести поправки в новый закон о мирных собраниях, чтобы эта свобода гарантирована»;
– Немедленно освободить и реабилитировать Алмата Жумагулова, Арона Атабека, Нургуль Калуову, Ержана Елшибаева и около 30 других политических заключенных;
– Прекратить использование антиэкстремистского законодательства против сторонников мирных оппозиционных движений и криминального кодекса — «против активистов, блогеров и других за то, что они пользуются своим правом на свободу выражения»;
– Отказаться от «злоупотреблений механизмами судебного сотрудничества… с целью преследования противников режима за рубежом и получения доступа к конфиденциальной информации»;
– Позволить свободно работать независимым профсоюзам;
– «Обеспечить безопасность этнических казахов и представителей других меньшинств, бежавших из концентрационных лагерей в Китае»;
– Искоренить пытки и ненадлежащее обращение в тюрьмах;
– «Ввести надлежащие меры защиты личных данных и усилить
законодательство» в этой сфере;
– Обеспечить свободное и безопасное пространство для независимых журналистов.
Ряд рекомендаций адресованы институтам Евросоюза, в частности требование ставить «права человека во главе повестки участия ЕС в Центральной Азии».
Евродепутаты также напомнили о наличии «недавно утвержденного режима глобальных санкций ЕС в области прав человека, который позволяет ЕС преследовать виновных в серьезных нарушениях прав человека во всем мире» и призвали «вице-президента Еврокомиссии / верховного представителя по иностранным делам и безопасности рассмотреть возможность введения адресных санкции в отношении лиц в [Казахстане], виновных в нарушениях прав человека».
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»