Жасмин, 12 лет, Риана, 9 лет, Алматы, дети политического заключенного Асхата Жексебаева.
(о работе 1 читайте ЗДЕСЬ)
В прошлой работе дочери политических осужденных был создан аллегорический портрет гражданского активиста из Алматы Асхата Жекксебаева. А вот рисунки детей самого Асхата – у него их пятеро. Так, 12-летняя Жасмин и 9-летняя Риана отразили свои детские впечатления, и они уже прекрасно всё осознают.
Пожалуй, алматинец Асхат Жексебаев стал рекордсменом по числу проведенных одиночных пикетов, во всяком случае непрерывных – каждый день как по расписанию в течение месяца. Два главных требования – прекращение политических преследований и освобождение казахстанских политических заключенных. Теперь он сам попал в их число.
Грамотный, рассудительный, открытый, и самое главное – не скрывающий своих взглядов. В обществе, построенном на лжи и коррупции, таким людям на свободе зачастую делать нечего. Поэтому судьба Жексебаева была определена после ряда «посадок» в административном порядке, за те самые одиночные и неодиночные пикеты. Ведь после «предупредительных выстрелов» он не забился в угол, а продолжал настаивать на своем, чувствуя за собой правду.
Однако, как писал Джордж Оруэлл, «Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм». Его роман-предупреждение «1984» – в том числе калька с нынешнего Казахстана, где бывшие «пламенные» партократы-коммунисты во власти либо не читали этого произведения, либо восприняли его как руководство к действию.
23 августа 2020 года суд санкционировал арест Жексебаева по всеобъемлющей статье УК «405» – за участие в запрещенном районным судом оппозиционного движения «Коше партиясы». Про запрет смысла писать нет, всем и так все понятно, в том числе и за рубежом. Не было бы «Коше», обвинили бы в чем-нибудь другом: сталинские принципы в республике, пережившие сталинский террор, остались незыблемы.
Но теперь, чтобы было еще больше как в романе «1984», Асхату Жексебаеву, а также трем его товарищам по несчастью – Кайрату Клышеву, Абаю Бегимбетову и Нояну Рахимжанову дополнительно вменяют статью 182 «создание экстремистской организации». А это уже от 10 до 17 лет лишения свободы (за одиночные пикеты, музыкальные шествия и критику власти, которой все же удается каждый раз высекать саму себя, перекладывая ответственность за это на других – как было в Жанаозене).
Еще до запрета движения «Коше партиясы» Асхат Жексебаев открыто говорил, что он и другие вовлеченные намерены подать документы на регистрацию. По всей видимости, это намерение могло сыграть свою роль и в последующем запрете, и в том, что из Асхата «лепят» создателя экстремистской организации.
Подобное в большей или меньшей степени в XX-ом столетии пережили десятки стран. Большинство, к счастью, переосмыслили происшедшее и прошли очищение, кто-то остановился в развитии. Тем же, кто невзирая на прошлый опыт человечества и изменившиеся времена, только начали повторять ошибки прошлого, это еще предстоит.
* * *
Желающие помочь политическим заключенным Казахстана могут сделать денежный перевод по этим данным:
Zhanar Sarkulova
Kaspi gold: 4400 4301 4386 3881
ИИН: 851018400698
QIWI-Кошелек: 77013700438