Специализированный межрайонный следственный суд города Нур-Султан поздно вечером во вторник санкционировал меру пресечения в отношении активистки правозащитной организации Veritas Алии Жакуповой и правозащитной активистки Айнур Мырзалиевой в виде домашнего ареста сроком на два месяца, сообщили правозащитники.
В опубликованном во вторник видео Мырзалиева, которой вменяют «участие в деятельности запрещенной организации», сообщает, что около 17 часов ее вызвал «на допрос» следователь. Позже она узнала, что в отношении нее состоится суд по избранию меры пресечения. «Ни я, ни адвокат не были оповещены, никто не был ознакомлен с делом. Мы заявляли отвод судье, но его не рассмотрели. Хотя у нас абсолютно не было времени для подготовки к процессу», – говорит Мырзалиева. Судья, который удовлетворил ходатайство следователя об избрании меры пресечения, также запретил ей использование средств связи и ограничил общение с кем-либо, кроме членов семьи, адвоката и следователя.
Алия Жакупова на видео сообщает, что ей «экстремизм» вменяют «за телодвижение». Она показала согнутую в локте руку, сжатую в кулак, которая, по ее словам, «кому-то якобы напоминает движение» проживающего в изгнании за рубежом оппозиционного политика Мухтара Аблязова.
Тексты постановлений в открытом доступе не опубликованы. Номера пресс-службы столичного суда в среду утром не отвечали либо были недоступны.
Днем ранее специализированный межрайонный следственный суд Алматы санкционировал меру пресечения в отношении активистки Дианы Баймагамбетовой в виде содержания под стражей на два месяца – до 12 февраля. Во вторник суд в Алматы продлил сроки содержания под стражей активистам Кайрату Клышеву, Асхату Жексебаеву, Абаю Бегимбетову и Нояну Рахимжанову – все эти четыре активиста экспертным советом казахстанских правозащитников отнесены к политическим заключенным. Во вторник суд в Алматы активистке Даметкан Аспандияровой продлил домашний арест на месяц – до 23 января.
По данным казахстанских правозащитников, в настоящее время в стране насчитывается свыше 125 человек подследственных по подозрению или обвинению в участии в запрещенной организации (в движении ДВК или «Көше партиясы») и/или в создании экстремистской группы или участии в ней. Правозащитники отмечают, что число преследуемых продолжило расти в преддверии парламентских выборов 10 января в Казахстане и возможных митингов в среду.
16 декабря в Казахстане — День Независимости. Эта дата совпадает с девятой годовщиной событий в городе Жанаозене Мангистауской области, где в 2011 году власти силой подавили забастовку нефтяников, в результате чего погибли, по официальным данным, 17 человек, а также с 34-летием массовых демонстраций в Алматы, когда казахская молодежь выступила против назначения руководителем Советского Казахстана Геннадия Колбина, ставленника Кремля.
Движение «Көше партиясы» было запрещено в мае текущего года решением Есильского районного суда столицы по ходатайству Генпрокуратуры как «экстремистская организация» и как структура, в которую, по мнению прокуратуры, «трансформировалось» другое запрещенное в стране движение — «Демократический выбор Казахстана» (ДВК, созданное экс-банкиром и оппозиционным политиком Мухтаром Аблязовым, признано в марте 2018 года тем же судом «экстремистской» организацией, однако в прошлогодней резолюции Европарламента ДВК упоминается как «мирное оппозиционное движение»).
Судебное решение о запрете «Көше партиясы», как и о запрете ДВК, не опубликовано. Сторонники этих организаций подвергаются в Казахстане преследованиям. Активисты утверждают, что движение «Көше партиясы» является независимым. В опубликованном в октябре письме группы из 16 членов Европарламента президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву «Көше партиясы» названо «мирным оппозиционным движением». В июне столичный суд вернул апелляцию на решение Есильского районного суда столицы о запрете движения «Көше партиясы», заявив, что подавшие ее участники инициативной группы «не являются стороной по делу».
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»