Мы продолжаем нашу кампанию «Обязался – делай!», где мы говорим о решениях Комитетов ООН, вынесенных в отношении Республики Казахстан.
В рамках кампании мы взяли интервью у экспертов, которые составляли дорожные карты по решениям Комитетов (см. предыдущее интервью со Светланой Ковлягиной)
Давайте узнаем, что такое «дорожная карта» и почему важно исполнение решений для государства.
– Здравствуйте, Евгений Александрович! Благодарим Вас, что уделили время для интервью.
Вы написали семь «дорожных карт» по выполнению решений (мнений, соображений) конвенционных органов ООН по сообщениям Рамазана Есергепова, Владислава Челаха, Аршидин Исраила, Андрея Свиридова, Зинаиды Мухортовой, Анны Белоусовой, Николая Валетова. Скажите пожалуйста, это первый Ваш опыт в написании подобной работы?
Евгений Жовтис: Да, несмотря на то, что ранее я готовил целый ряд «дорожных карт» по выполнению рекомендаций Совета ООН по правам человека, конвенционных органов и специальных процедур ООН.
– Не могли бы Вы вкратце представить нашим читателям, что собой представляет «дорожная карта» по выполнению решений (мнений, соображений) конвенционного органа ООН?
Евгений Жовтис: «Дорожная карта» по решению (мнению, соображениям) конвенционного органа ООН представляет собой перечень мер и шагов, которые надо было бы предпринять правительству Казахстана для того чтобы выполнить это решение (мнение, соображения). По структуре «дорожная карта» состоит из нескольких основных разделов: фабула (суть) индивидуальной жалобы; перечисление статей соответствующего международного договора по правам человека и гарантированных в них прав и свобод, которые были признаны конвенционным органом нарушенными по результатам рассмотрения данной индивидуальной жалобы; обзор мер, которые предприняло государство для выполнения этого решения (мнения, соображений), если они имели место; краткое описание международных стандартов в отношении тех прав и свобод, нарушение которых было установлено конвенционным органом; предложения по изменениям и дополнениям в национальное законодательство, которые нужно внести для выполнения решения (мнения, соображений); краткий обзор некоторой зарубежной практики обеспечения и защиты прав и свобод, которые были признаны конвенционным органом нарушенными в результате рассмотрения индивидуальной жалобы; меры, необходимые для выполнения (шаги по выполнению) решения (мнения, соображений), и схема выполнения с указанием сроков, уполномоченных государственных органов и заинтересованных неправительственных организаций; индикаторы выполнения.
– Почему важно исполнять решения конвенционного органа, вынесенные в отношении государства?
Евгений Жовтис: Государство-участник, ратифицируя тот или иной международный договор по правам человека берет на себя обязательство выполнять его положения в отношении всех гарантированных прав и свобод. Компетенцию конвенционного органа рассматривать индивидуальные жалобы на государство-участника, это государство признает либо путем специального заявления о признании такой компетенции в соответствии с конкретной статьёй международного договора, либо путём ратификации факультативного (дополнительного) протокола к договору. Таким образом, государство, во-первых, берёт на себя обязательства уважать, защищать и поощрять права и свободы человека, гарантированные соответствующим международным договором, который оно ратифицировало, в целом, а во-вторых, признавать компетенцию конвенционного органа рассматривать индивидуальные жалобы, в случае нарушения права, гарантированного договором. Решения (мнения, соображения) представляют собой авторитетное определение, выносимое учрежденным в соответствии с международным договором по правам человека органом, на который возложена задача толкования этого договора. Характер этих решений (мнений, соображений) и придаваемое им значение вытекают из ключевой роли конвенционного органа согласно международному договору и факультативному протоколу к нему.
Например, в соответствии с пунктом 3а) статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах каждое государство-участник обязуется «обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». Это составляет основу формулировки, которую Комитет ООН по правам человека, созданный в соответствии с Пактом, последовательно употребляет при распространении своих Соображений в тех случаях, когда факт нарушения установлен. Характер Соображений Комитета определяется и обязательством государств-участников действовать добросовестно как в рамках их участия в процедуре согласно
Факультативному протоколу, так и в отношении самого Пакта. Причём обязанность сотрудничать с Комитетом вытекает из применения принципа добросовестного выполнения всех договорных обязательств в соответствии со статьей 26 Венской конвенции о праве договоров 1969 года, которая также ратифицирована Республикой Казахстан.
– Как неисполнение обязательств по ратифицированным международным договорам по правам человека, в том числе по Международному пакту о гражданских и политических правах, а также Факультативного протокола к нему, может отразиться на государстве?
Евгений Жовтис: У конвенционных органов ООН нет полномочий накладывать какие-то санкции или предпринимать какие-либо иные правовые действия в отношении государств-участников за неисполнение обязательств по ратифицированным договорам по правам человека или по решениям (мнениям, соображения) по индивидуальным жалобам. Однако невыполнение обязательств по ратифицированным договорам по правам человека и/или решений (мнений, соображений) конвенционных органов имеет весьма негативные последствия для имиджа государства, его репутации и авторитета, оценки добросовестности выполнения обязательств по разным международным договорам, не только по правам человека, соблюдения им обязательств как члена ООН и добросовестного содействия структурам ООН в осуществлении ими своих полномочий.
О таком невыполнении обязательств с трибуны ООН могут говорить Генеральный секретарь ООН, Верховный комиссар ООН по правам человека, представители конвенционных органов и специальные процедуры, что весьма негативно сказывается и на рейтинге страны как надежного партнёра, следующего своим обязательствам.
– Какие статьи Пакта Комитет признал нарушенными государством по Вашим «дорожным картам»? Не могли бы Вы вкратце пояснить, что это за статьи, какие права человека нарушены были государством?
Евгений Жовтис: «дорожная карта» по индивидуальной жалобе Рамазана Есергепова: пункт 5 статьи 9 (право на свободу и личную неприкосновенность, право на компенсацию), пункты 1, 3 (b) и d)) статьи 14 (право на справедливый судебный процесс), пункт 2 статьи 19 (право на свободу выражения мнения) Международного пакта о гражданских и политических правах;
«дорожная карта» по индивидуальной жалобе Владислава Челаха: пункт 3 b) статьи 14 (право на справедливый судебный процесс) Международного пакта о гражданских и политических правах;
«дорожная карта» по индивидуальной жалобе Аршидина Исраила: пункт 3 a) статьи 2, статья 2 (право на эффективные средства правовой защиты), статья 6 (право на жизнь), статья 7 (свобода от пыток), пункт 1 статьи 9 (право на свободу и личную неприкосновенность) Международного пакта о гражданских и политических правах;
«дорожная карта» по индивидуальной жалобе Андрея Свиридова: статья 19 (право на свободу выражения мнения) Международного пакта о гражданских и политических правах;
«дорожная карта» по индивидуальной жалобе Зинаиды Мухортовой: статья 7 (свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания), статья 9 (право на свободу и личную неприкосновенность, право на компенсацию) Международного пакта о гражданских и политических правах;
«дорожная карта» по индивидуальной жалобе Анны Белоусовой: статья 1, пункт e) статьи 2, пункт a) статьи 5, пункт 1 a), f) статьи 11 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
«дорожная карта» по индивидуальной жалобе Николая Валетова: статья 7 (право на свободу от пыток) Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 1 Факультативного протокола Международного пакта о гражданских и политических правах (содействие Комитету в рассмотрении сообщения).
– Были ли у Вас трудности в написании «дорожной карты?
Евгений Жовтис: Определённые трудности возникли с получением информации о тех мерах, которые государство приняло для выполнения решения (мнения, соображений) по той или иной карте; о том, была ли направлена государством в течение 180 дней, как это указано в решении (мнении, соображения) по каждой индивидуальной жалобе, конвенционному органу информация о таких мерах; о выводах Спецдокладчика по последующим действиям.
= Будут ли у Вас комментарии по нашему проекту «Имплементация Решений Комитетов ООН»?
Евгений Жовтис: Очень полезный и перспективный проект.
– Спасибо Вам, Евгений Александрович, за время и за помощь в реализации нашей работы!
ИСТОЧНИК:
Интернет-сайт ОО «Кадыр-Касиет»
kkassiyet.wordpress.com/2020/12/07/evgeny_zhovtis_interview2020/