• Главная
  • >
  • Первый митинг по новому закону и второй за полгода пандемии

Первый митинг по новому закону и второй за полгода пандемии

14.09.2020

13 сентября в Алматы состоялся первый после вступления в силу 6 июня нового закона «О мирных собраниях» митинг, санкционированный по новому закону. Подчеркну, что этот митинг был именно первым санкционированным, а не первым вообще.

Первая попыткой провести митинг по новому закону была предпринята группой алматинских гражданских активистов аккурат в день вступления в силу нового закона, но была сорвана полицейскими силами точно так же, как это делалось при старом законе. В тот день люди, пришедшие на митинг, подверглись задержаниям, задержанные предстали перед административным судом, от которого получили постановления об арестах и штрафах, а гражданская активистка Ася Тулесова после двух месяцев в СИЗО предстала перед уголовным судом и получила год ограничения свободы.

С того дня прошло три с гаком месяца, на протяжении которых отдельные активисты и группы таковых пытались подать в акимат Алматы уведомления о проведении митинга, но акимат не подтверждал получения этих уведомлений, то есть по сути не давал разрешения на проведение митингов. Дело в том, что новый закон о митингах, на что не раз указывали правозащитники, вводит уведомительную процедуру вместо разрешительной лишь декларативно – путём замены второго термина на первый, оставляя органам власти полный спектр возможностей запрещать проведение неугодных им митингов, а для участникам таковых митингов оставляя весь спектр административной и уголовной ответственности.

Впрочем, есть и явная подвижка в законоприменительной сфере: если применение старого закона о митингах регулировалось в южной столице постановлением маслихата об отведении для протестных митингов одного-единственного места – площадки за кинотеатром «Сарыарка», то теперь то постановление скорректировали, прибавив к той окраинной площадке ещё две – в чуть более близком к центре города парке имени Махатмы Ганди и даже в самой сердцевине исторического центра города – на площади имени Чокана Валиханова. Именно там и прошёл сегодняшний митинг, организованный инициативной группой по созданию Демократической партии во главе с Жанболатом Мамаем.

К сказанному выше о санкционированном митинге 13 сентября и о сорванной попытке митинга 6 июня следует добавить, что оба этих события наложились не только на принятие нового закона о митингах, но и на пандемию коронавируса, накрывшую собой всю прошедшую весну, всё прошедшее лето и продолженную наступившей осенью.

Санитарный и противоэпидемический аспекты проведения массовых мероприятий проявились на сегодняшнем митинге достаточно выпукло. На подходах к площади со стороны перекрёстков улиц Шевченко и Кунаева, Шевченко и Пушкина плюс со стороны бульвара по улице Валиханова позади памятника Чокану были выставлены столики с бесплатными масками, санитайзерами и памятками о правилах предохранения от заражения, а задействованные при столиках медработники с тепловизорами проверяли у всех приходящих температуру, как это делается вот уже почти что полгода во всех местах массового пребывания людей.

Наконец, сама площадь Валиханова была размечена с севра на юг 15-ю, а с востока на запад 45-ю рядами крестиков (умножая 45 на 15, получим 675), обозначавших желательное место стояния митингующих на расстояния полутора метров друг от друга, чтобы не нарушать социальную дистанцию. Правда, указанного выше количества участников сегодняшний митинг не набрал, а пришедшие на него примерно полторы сотни человек группировались в центре длинной северной стороны площади ближе к импровизированной трибуне.

Однако совсем уж впритык друг к другу никто не стоял, а на лицах практически у всех участников митинга и журналистов были марлевые повязки.   

Сотрудников полиции в форме на площади и вокруг неё не наблюдалось, если не считать двух патрулей при полицейских легковушках (не автозаках), стоявших на каждом из въездов на площадь. За спинами патрулей были видны передвижные загородки, временно перекрывшие проезд автомобилей по тому отрезку улицы Шевченко, который собственно и образует площадь Валиханова, ставшую на два часа местом проведения санкционированного митинга.

Среди участников митинга были наиболее заметны три десятка людей, стоявших то полукругом, то в один ряд и державшими в руках плакаты, написанными разноцветными фломастером на листах ватмана. В содержании плакатов доминировали две близко связанных друг с другом темы: недопущение продажи казахстанских земель сельхозназначения иностранным гражданам и противодействие китайской экспансии.

При этом я не нашёл ни одного плаката, на котором значилось бы имя атырауского гражданского активиста Макса Бокаева, который вместе со своим другом Талгатом Аяном провёл в апреле 2016 года первый в Казахстане митинг с такими требованиями. После этого волна митингов с такими требованиями прокатилась по всей стране, сотни людей на этих митингах были задержаны, десятки из них административно арестованы и оштрафованы, а Бакаев и Аян получили по пять лет лишения свободы за «возбуждение национальной розни» и «нарушение порядка проведения мирных собраний». Спустя четыре с половиной  года митинг с такими требованиями проходят невозбранно, из двух же организаторов самого первого земельного митинга один вышел на свободу условно-досрочно, а другой продолжает мотать срок в местах лишения свободы. Казахстанские и международные правозащитники не забывают Бокаева и при каждом удобном случае призывают к его освобождению.

Справедливости ради отмечу, что один из плакатов был посвящён другому политическому узнику – поэту и диссиденту Арону Атабеку, чей арестантский стаж аж на десять лет старше. Общего же призыва освободитель всех казахстанских политзаключённых, официальный список которых на днях был дополнен шестью новыми именами при прежних десяти, также не был замечен мною ни на одном из плакатов.

Из того же, что на тех плакатах было, отмечу призыв к президенту Токаеву начать политические реформы в целом, а в частности провести наконец честные выборы в парламент. В политико-экономической же и социальной сферах Токаева призывали активизировать борьбу с коррупцией, в том числе заставив олигархов вернуть в Казахстан 160 миллиардов долларов, ранее выведенных ими в оффшоры, а для простых граждан провести кредитную амнистию. Все эти темы звучали и в выступлениях ораторов.

В целом митинг продолжался с 11 часов утра до часу дня, поле чего мирно и организованно завершился. Известно также, что аналогичные митинги прошли в воскресенье в Караганде, Актобе и Семее.