• Главная
  • >
  • Тело сгнило, пытки проигнорированы

Тело сгнило, пытки проигнорированы

26.06.2020

Судья Карасайского районного суда (Алматинской области) проигнорировал сообщения о пытках, зато вынес суровые приговоры «по внутреннему убеждению», поскольку экспертиза оказалась бессильна.

Сегодня во всём мире отмечается Международный день поддержки жертв пыток, установленный Организацией Объединённых Наций в память о принятии Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая вступила в силу  26.06.1987, а за последующие годы ратифицирована 162-ю странами мира. Одной из этих стран была и Республика Казахстан, однако с выполнением требований конвенции дело обстоит далеко не лучшим образом.

Вот одно вполне себе рядовое уголовное дело, в котором фигурировали пытки при задержании подозреваемых ради получения от них признательных показаний. Мы уже рассказывали об этом деле, процесс по которому проходил в городе Каскелен в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматинской области (см. публикацию «Процесс онлайн, пытки офлайн»). Теперь же судебный процесс завершён, приговор вынесен, но вопрос о пытках, а также других нарушениях законности так и остался вне поля рассмотрения.

Вынесенным 16 июня приговором подсудимые Исмаилов и Жунисова признаны виновными в исполнении заказного убийства и получили по 15 лет лишения свободы. Кроме того, две пожилых женщины – Артамонова (вдова потерпевшего Шевцова) признана виновной в заказе убийства мужа и получила 7 лет лишения свободы) и Елизаренко (подруга Артамоновой), признана виновной в недонесении о готовящемся преступлении и получила 4 года лишения свободы).

Однако у наблюдателей почему-то не осталось такого впечатления, что наказаны настоящие виновные. Напротив, остались сомнения в том, что вообще имело место какое-либо убийство, а не естественная смерть. Наконец, суд полностью проигнорировал жалобы двоих подсудимых (тем самых, что получили самые неподъёмные сроки) на пытки, а двух других на такие странные действия полицейских, как вселение в дом одной из подсудимых и длительное проживание в нём.

Очень большие вопросы остались к медико-криминалистическому исследованию, экспертиза по которому основывается на утверждении о том, что на изъятой части трупа имеется повреждение, которые лишь с некоторой долей вероятности указывают на насильственный характер смерти. Установить характер травмирующего орудия, причинившего данное повреждение, экспертизе не удалось. Имело ли место удушение, экспертиза также не показала, сославшись на то, что ко времени проведения исследования труп уже сгнил. Как говорится, простенько и со вкусом, извините за чёрный юмор.

Все эти обстоятельства должны были подпасть под одну из основополагающих норм Уголовно-процессуального кодекса (статья 19), согласно которой все неустранимые сомнения в виновности подозреваемого, обвиняемого и подсудимого толкуются в их пользу. Каскеленский же суд эту норму проигнорировал.

Также суд критически отнёсся к показаниям свидетельницы Н. о том, что следователи оказывали на неё давление, заставляя подписать заявление о преступлении, совершённом подсудимыми. По этим показаниям суд даже и проверки не назначал: судья пришёл к определённому заключению «по внутреннему убеждению «на месте.

Теперь вопрос обо всех этих сомнениях и нарушениях, а отдельной строкой – о пытках предстоит рассмотреть апелляционной коллегии по уголовным делам Алматинского областного суда по апелляционной жалобе осужденных и их адвокатов.