Послушай добрые советы и сделай по-своему. Пока что так воспринимается реакция Нур-Султана на вынесенные ранее рекомендации экспертов ООН по улучшению ситуации с правами человека в РК. В настоящий момент Совет ООН по правам человека представил Казахстану новые предварительные видения, что нужно сделать, включив туда глобальный пласт «невыполненных домашних заданий» с прошлых раз.
7 ноября в Женеве в Совете ООН по правам человека состоялся третий круг рассмотрения отчета Казахстана в рамках Универсального периодического обзора (УПО).
УПО – механизм Совета по правам человека, созданный в 2006 году в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с этим каждое государство – член ООН раз в четыре года предоставляет на рассмотрение и обсуждение свой обзор по выполнению обязательств и обязанностей в области прав человека. По результатам обзора, участвующие представители государств, вошедших в ООН, предлагают свои рекомендации по дальнейшему улучшению или изменению законодательств и практик в соответствии с общепринятыми стандартами.
Презентация отчета казахстанской стороны, как и в прошлые разы, стала перечислением достижений – как старых, вошедших еще в прошлые отчеты, так и новых. Мораторий на смертную казнь, уменьшение тюремного населения, рост количества школ и детских садов и то, как здорово работают госпрограммы по развитию производительности труда и предпринимательства, увеличение на 70% пенсий, реформирование судебной системы и обеспечение ее беспристрастности и справедливости, создание Национального совета общественного доверия. Со стороны, конечно, очень трудно понять, что в этом перечне, озвученном на ооновской трибуне министром юстиции Маратом Бекетаевым, правда, что, мягко говоря, преувеличение, поскольку даже для казахстанцев многое из сказанного явилось бы открытием.
Фото adilet.gov.kz
По возвращению на родину Марат Бекетаев отчитался перед подконтрольными государству медиа о достигнутых успехах.
«Представители государств-членов ООН отметили достигнутый Казахстаном прогресс в области прав человека, в том числе в совершенствовании законодательных, судебных, административных и других мер», – цитирует министра агентство Kazinform. И далее со слов чиновника: большинство из выступающих государств-членов ООН позитивно оценили новые инициативы Президента РК Касым-Жомарта Токаева по созданию и развитию «слышащего государства», а также Национального совета общественного доверия.
Цикличная арифметика
В 2010 году после первого Универсального Периодического Обзора властям Казахстана предложили 128 рекомендаций, из них сразу же отсекли 4 «чувствительных» – относительно соблюдения политических и гражданских прав, с чем в Казахстане как было, так и остается все очень плохо. Еще 3 из той же сферы свобод «подвисли». Наконец, 3 рекомендации наша сторона посчитала лишними, поскольку, по ее мнению, они к моменту отчета уже были реализованы, и тоже отклонила. Итого принято к выполнению 102.
В 2014 состоялся второй цикл УПО. Принципиально ничего не изменилось: все те же заверения официальных посланников Казахстана о выполнении, соответствии и намерениях. Правда, к тому времени казахстанские правозащитники подготовили свой обзор выполнения прежних рекомендаций, откуда выходит, что полностью государство выполнило лишь 10 предложений, тогда как остальные либо не выполнены, либо реализованы частично. Отличительный момент – рекомендаций с учетом ранее невыполненных (здесь мнение экспертов ООН практически совпало с точкой зрения правозащитников) стало уже 198. В ответ государство отклонило 51. Опять все то, что касается политических и гражданских свобод, а также многие моменты, оказавшиеся властям РК не по силам, к примеру, победить пытки или привести в соответствие с требованиями институт Омбудсмана. (см. «От УПО до УПО: Астане предстоит отчитаться перед ООН»).
К 2019 году традиционно подготовились обе стороны. Правозащитники опять же обнаружили только 10 выполненных рекомендаций, и с учетом их общего возросшего количества существенно возросло и неисполнение ранних.
В отличие от сглаженного государственного документа об успехах, предваряющий отчет казахстанского неправительственного сектора совместно с представлениями ряда международных организаций представил совершенно иную ипостась.
К долгоиграющим и нерешаемым из-за отсутствия политической воли проблемам – отсутствию свободы слова, независимого правосудия и равенства сторон в суде, непрекращающимся пыткам в закрытых учреждениях, ликвидации независимых профсоюзов и десяткам других добавились и относительно новые причины для беспокойства. К примеру, несколько организаций, защищающих права юристов и адвокатов обратили внимание на ухудшение положения казахстанских защитников. «Закон 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» включает положения, ограничивающие независимость юристов. В соответствии с этим законом Министерству юстиции предоставляются широчайшие полномочия по контролю за деятельностью адвокатов и ее регулированию, что ставит адвокатов в абсолютную зависимость от исполнительной власти», – указывает «Юристы в борьбе за права юристов» совместно с экспертами ООН. «Репортеры без границ» отметили, что с января 2016 года пользователи Интернета обязаны устанавливать национальный сертификат безопасности, который облегчает работу разведывательных служб по общему надзору за Интернетом. «Международная амнистия» указала, в частности, на отсутствие отдельного закона о запрещении дискриминации в отношении представителей ЛГБТИ-сообщества и их защите от преступлений на почве ненависти и насилия. Не остались в стороне массовые произвольные задержания и аресты граждан, сопровождавшие мирные протесты 2018-2019 годов и вызвавшие недоумение в Организации Объединенных наций.
Государству вновь напомнили и про трагедию Жанаозена и Шетпе 2011 года, поскольку тогда еще Астана отказалась от проведения международного расследования, представив свою малоубедительную версию событий.
Что такое хорошо и что такое плохо?
В свою очередь отчет государства, как уже говорилось, пытался все перевести в наиболее безопасную для себя плоскость того, где действительно что-то делается: защита прав лиц с ограниченными возможностями, детей, в какой-то степени женщин и трудящихся, но все остальное, что хоть как-то затрагивает интересы правящей верхушки – табу.
Вполне ожидаемо, что после 7 ноября Республике Казахстан представили теперь 245 пунктов (их число может незначительно измениться, когда окончательный вариант будет согласован внутри Рабочей группы по универсальному периодическому обзору).
Также ожидаемо представители государств условно разделились на «сторонников» и «противников» официального отчета.
Сторонники – Россия, Туркменистан, Бахрейн, КНДР и далее по списку – привычно приветствовали и поддерживали.
«Беларусь с удовлетворением отметила улучшение уровня жизни и благосостояния казахстанцев и достижения в области образования, здравоохранения и социальной помощи; Корейская Народно-Демократическая Республика высоко оценила усилия по укреплению общественно-политической и судебной систем; Нигер высоко оценил создание Национального совета по общественному доверию, создание Национального превентивного механизма и Комиссии по правам ребенка», – краткая выжимка выступлений представителей этих стран и подобных стран.
К слову, действительно – изменение отношения к людям с ограниченными возможностями, усиление представленности женщин во власти, появление института детского омбудсмана вызвали вполне теплый прием со всех сторон.
Однако же условные «противники» из стран Запада вполне определенно дали понять, что с точки зрения демократии и гражданских свобод у нас ничего не поменялось. Отсюда – «отсутствие прогресса» и выражение дипломатической обеспокоенности. Австралия обеспокоена тем, что применение пыток остается систематической проблемой, требующей решения. Дания – правовыми ограничениями в отношении исповедания религии или убеждений. Эстония – по поводу ограничений свободы выражения мнений, в частности закона об Интернете. Финляндия – дискриминацией в отношении представителей ЛГБТИ. Германия – по поводу ограничений свободы выражения мнений и собраний. Ирландия – в связи с сообщениями о массовых арестах, задержаниях и уголовном преследовании мирных демонстрантов, активистов, журналистов и адвокатов; Нидерланды – отсутствием прогресса в обеспечении права на свободу выражения мнений и собраний; Великобритания – в связи с обвинениями в клевете, которые использовались для контроля над средствами массовой информации. США призвали к дальнейшим мерам по обеспечению и защите свободы мирных собраний и выражения мнений.
Как проходило заслушивание отчета (трансляция из офиса КМБПЧ с переводом на русский язык)
«Данные рекомендации начинаются со слов «продолжить», «завершить», «сохранить», что практически подтверждает, что государства-члены Совета по правам человека ООН признают и одобряют проводимую политику Казахстана в области прав человека», – сделал вывод перед СМИ министр юстиции Бекетаев.
Будем нести ответственность и дальше
При всем при этом, «за внедрение результатов УПО несут ответственность в первую очередь рассматриваемые государства», тогда как «Международное сообщество оказывает помощь в осуществлении рекомендаций и выводов, касающихся наращивания потенциала и технической помощи, в консультации с соответствующей страной и с ее согласия», – разъясняется на сайте Совета ООН по правам человека. И ключевая фраза в этом «несут ответственность в первую очередь рассматриваемые государства». Другими словами, они сами должны решать, нужны ли им советы, и если политика государства такова, чтобы во всем поступать по-своему, то никакие последующие циклы не помогут кардинально переломить ситуацию. К тому же условных сторонников Нур-Султана даже на трибунах ООН всегда будет с избытком просто по той причине, что в мире еще есть десятки стран, «идущих своим путем», и где считают, что народ не дорос до того, чтобы управлять собой.
Хотя не все так, наверное, действительно плохо. В любом случае какие-то внешние имиджевые потери и утрата инвестиционной привлекательности, равно как возрастающая угроза для определенных лиц появления глобального списка Магнитского заставляет пересматривать свои политические доктрины даже самые отсталые сообщества.
За последние четыре года с момента второго цикла в Казахстане было создано управление Уполномоченного по правам ребенка; Всемирный экономический форум признал прогресс в достижении равенства женщин; Для борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми была создана межведомственная комиссия – хотя бы ради этого стоило напрячь власти.
Следующий цикл состоится теперь уже через пять лет. За это время можно будет подготовиться и реализовать хотя бы часть предложений или, чего бы крайне не хотелось, к невыполненным старым рекомендациям накопить еще новых, тем самым заверив мир: с прогрессом нам не по пути.