«Глава КУИС о пытках в колонии в Заречном: Это единичный случай» — такое сообщение появилось вчера на сайте Informburo.kz и других новостных ресурсах РК.
Председатель Комитета уголовно-исправительной системы Дархан Канатбеков на брифинге в МВД прокомментировал случай пыток заключенных в исправительном учреждении в поселке Заречный под Алматы.
«Этот случай – единичный. В 2018 году у нас за пытки уголовные дела возбуждали, но не один случай до суда не дошёл. Поэтому это единичный случай. Да, действительно вопиющий факт», — заявил глава КУИС.
ВЕРДИКТ: МАНИПУЛЯЦИЯ
Глава КУИС прав только в том, что такие дела практически не доходят до суда, а если и доходят, то по ним не выносятся обвинительные приговоры. Однако за 6 месяцев даже текущего года в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано 119 преступлений по статье 146 УК РК «Пытки».
Брифинг последовал после того, как в конце июля в сети появились видеозаписи пыток заключенных в колонии ЛА 155/8 (пос.Заречный Алматинской области)
За этими видеозаписями последовало наказание 14 сотрудников Департамента Комитета уголовно-исполнительной системы по Алматинской области. «Из них семь сотрудников уволены. От занимаемой должности освобожден начальник учреждения ЛА 155/8, где произошел инцидент. Два его заместителя уволены», – сообщили на специальной пресс-конференции.
В то же время министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев через пресс-службу министерства сообщил: «По фактам применения физической силы в отношении сотрудников учреждения и их руководителей возбуждены уголовные дела» (не уточнив, по какой статье Уголовного кодекса РК возбуждено дело). Известно, что пятеро сотрудников учреждения помещены в следственный изолятор. «Этот инцидент является одним из позорных фактов в нашей уголовно-исполнительной системе», – дополнил Тургумбаев.
О пытках в колонии пос.Заречного высказался и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, написав в своем Twitter:
Единичность или постоянство?
Говоря о «единичности» случая пыток внутри своей системы Дархан Канатбеков сказал правду в том отношении, что действительно за 2018 год ни один случай пыток в колониях, имевших место в том году, не завершился вынесением обвинительных приговоров.
В этот же день международная организация Penal Reform International в столице представила свои цифры, уже нивелирующие слова Тургумбаева.
«По всем СИЗО, всем учреждениям зафиксировано 53 факта пыток за последние три года. 13 – это учреждения уголовно-исполнительной системы, 33 – это органы внутренних дел, а также семь других фактов», – высказалась по Казахстану заместитель директора представительства PRI в Центральной Азии Жанна Назарова.
Как же получилось, что глава исправительной системы МВД обнаружил только один «вопиющий» случай?
«За прошлый год НПМ (Национальный превентивный механизм) и омбудсмен собрали 176 фактов, которые требовали незамедлительной реакции прокуроров. Это означает, что 176 раз правозащитники были уверены, что перед ними факт пыток или жестокого обращения, и именно поэтому факты были перенаправлены в прокуратуру. Прокуроры на основании этих фактов провели 101 проверку. Восемь человек привлечены к дисциплинарной ответственности. 31 факт зарегистрирован в ЕРДР, из них 29 – прекращено. Внимание: 0 человек осуждено! То есть никто не осужден», – пишет участник Национального превентивного механизма Сауле Мектепбаева.
Согласно данным Комитета правовой статистики и специальным учетам, в прошлом году было зарегистрировано 73 преступления по статье «Пытки», из них до суда дошло 10 – то есть, по всей видимости (исходя из информации госпожи Мектепбаевой), все дела, дошедшие до суда, касались полиции и органов следствия.
Для сравнения: за 6 месяцев текущего года в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано 119 преступлений по статье 146 УК РК «Пытки» (большинство, очевидно, на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов), из них 13 дел было направлено в суд. Однако в этом случае не указывается чем закончились судебные заседания – по всей видимости, приговоров еще нет.
В 2018 по информации Коалиции НПО Казахстана против пыток, ей было получено 143 жалобы на пытки, большинство из которых исходили от заключенных. Однако, как и заявлял Тургумбаев, ни одно из них в прошлом году до основного судебного разбирательства не дошло.
Также не секрет, что у нас «пыточные» инциденты стараются по возможности маскировать под другую статью УК 362 «Превышение должностных полномочий». Суть та же, но звучит не так угрожающе и наказание не столь суровое.
|
2018 |
2019 |
Зарегистрировано в ЕРДР (ст. 362) |
248 |
304 |
Дошло до суда |
44 |
38 |
Еще один момент: расследование пыток следственные органы могут максимально затянуть, но и в этом случае иногда дела доходят до суда. Так, в марте этого года 15 сотрудников колонии АП 162/3 предстали перед судом за пытки, имевшие место еще в 2016 году. Приговор еще не вынесен.
Но то, что ни одно дело не завершилось вынесением приговора, вовсе не характеризует ситуацию как «единичный случай».
Итоги
Говоря о «единичности» случая глава КУИС действительно сказал часть правды, так как лишь единичные дела завершаются наказанием преступников, тогда как большинство из них не доходит до суда, либо прокуратура и органы внутренних дел не находят оснований для возбуждения уголовных дел по заявлению о пытках.
В то же время сами пытки, как и ранее, носят в стране системный характер и большинство их них происходят в стенах следственных изоляторов и исправительных учреждений.
ИСТОЧНИК:
Factcheck.kz
https://factcheck.kz/glavnoe-en/manipulyaciya-glava-kuis-o-pytkax-v-kazaxstane/