30 января в Алматы были представлены результаты исследования о «жизнеспособности» СМИ в пяти странах постсоветского пространства.
Исследование «Матрица выживания», проведенное в рамках стипендии Пражского гражданского центра, дает представление о мерах давления и способах выживания в шести авторитарных и пост-авторитарных странах постсоветского пространства: Азербайджане, Беларуси Казахстане, Кыргызстане, России и Украине. При этом несмотря на явно более свободное пространство для медиа в Кыргызстане и Украине местным СМИ также приходится обороняться от постоянных «наездов» со стороны новых властей.
«В Казахстане, по официальным данным, на 1 июля 2016 года зарегистрировано 2763 действующих средств массовой информации, выходящих на русском и казахском языках. Но независимых медиа, которые могли бы дать альтернативную информацию о ситуации в стране, сегодня в стране де-факто не осталось, за исключением нескольких региональных изданий», – указывается в начале исследования.
Среди способов давления журналист выделяет судебные иски, угрозы (физические, психологические, экономические), блокировки (интернет-ресурсов, отказы в печати), нападения и убийства. Также существует риск возбуждения уголовных дел на главного редактора/собственника издания (могут быть обвинения в клевете, экстремизме, отмывании денег, контрабанде, продаже наркотиков и так далее) – и этот метод вполне применим в нашей стране.
Из наиболее резонансных примеров преследования независимых СМИ Казахстана, Даримбет напоминает про ситуацию с атаками и закрытием изданий «Республика», уголовное дело в отношении редактора сайта Nakanune.kz Гузяль Байдалиновой и демонстративная попытка убийства редактора независимой газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова.
Не прошли незамеченными «оптовое» закрытие изданий «Республика», запреты на существование независимых изданий Adam readers, Adam bol и Guljan.org, и последнее известное закрытие ультра-популярного сайта Ratel.
В любом случае Казахстан вместе с Беларусью и Азербайджаном вполне заслуженно занимает «почетные» места снизу в ежегодных рейтингах свободы слова «Репортеров без границ» и «Фридом хаус». К ним постепенно приближается Россия.
Среди распространенных мер предосторожности и выживания для СМИ, существующих в репрессивных обществах, Назира Даримбет приводит пример азербайджанского ресурса Meydan.tv. Созданный политическими эмигрантами из Азербайджана с привлечением средств диаспоры за рубежом, с помощью платных услуг и добровольных взносов этот сайт полностью обеспечивает команду и имеет возможность предоставлять всем альтернативное мнение на происходящее в этой «режимной» стране. Также и в Уральске вполне устойчиво одно из редких независимых изданий – «Уральская неделя», которая несмотря на весь спектр удушений, применяемых властью, живо благодаря своим читателям.
Одно из интересных наблюдений, всплывшее во время презентации, стал вывод, что в Казахстане в основном подвергаются преследованиям русскоязычные СМИ, хотя их казахскоязычные коллеги могут публиковать куда более острые материалы.
– Статья может висеть на сайтах Kamshy.kz, Abai.kz, но если ее переведешь и даже вставишь в обзор, то все, начинались звонки, – вспоминает Назира Даримбет свой опыт обозревателя в закрытом сайте Ratel.
Так что по каким-то причинам русскоязычные медиа для власти считаются куда более опасными, либо просто «адресаты» из числа чиновников и силовиков не сильно владеют государственным языком.
«Существование и развитие независимых средств массовой информации сильно зависит от политической ситуации и уровня авторитаризма в каждой отдельно взятой стране. Сопротивляемость давлению властей в свою очередь зависит от уровня квалификации и навыков защиты редакций, а также от готовности гражданского общества и международных организаций их поддерживать», – одно из заключительных обобщений для «матрицы выживания».
К большому сожалению, что касается «готовности» казахстанского гражданского общества поддержать независимые СМИ – все очень грустно. Таковое в реалиях созданной политической системы также прошло почти все стадии «зачистки», то что осталось занято самовыживанием, солидарности в стране нет даже среди коллег. И «пациента» вряд ли получится так просто реанимировать.
Ознакомиться с исследованием можно ЗДЕСЬ.