20 сентября в Актауском городском суде судьей Нагашбаевым был вынесен приговор в отношении Абловаса Джумаева. Суд назначил ему по ст. 174 ч.1 УК РК – 3 года лишения свободы, по ст. 179 ч. 1 УК РК – 2 года лишения свободы. На основании ч. 3, ст. 58 УК РК по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания окончательно к отбытию определено 3 года лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Следует напомнить, что Абловас Джумаев был задержан за участие в телеграмм-чате общественно-политического движения «Демократический выбор Казахстана», деятельность которого запрещена в Казахстане.
Фото Сергея АНТОНИШЕНА (Итальянская федерация прав человека)
5 декабря в здании областного суда Мангистауской области апелляционная судебная коллегия по уголовным делам постановила оставить решение Актауского городского суда в отношении Абловаса Джумаева, осужденного по ст. 174 ч.1, ст. 179 ч. 1 УК РК, без изменения.
Рассмотрение апелляционной жалобы, поданной адвокатами подсудимого Абловаса Джумаева, началось 8 ноября. Тогда защитой было заявлено ходатайство о вызове в качестве свидетелей Кадиева (следователь), Бисенова (сотрудник ДКНБ Мангистауской области), а также ходатайство о присутствии Абловаса Джумаева во время рассмотрения дела в апелляционном порядке. Ходатайства были удовлетворены судом апелляционной инстанции. Судебное следствие по делу Джумаева было возобновлено. На тот момент это давало надежду на справедливое судебное разбирательство и наилучший исход.
Однако же вызванные ранее свидетели не приняли участие на процессе 15-го ноября, ввиду того, что следователь Кадиев был откомандирован в Бейнеуский район, а руководство сотрудника спецслужб Бисенбаева никакого ответа не дало. На судебном заседании адвокат Жанар Сундеткалиева снова ходатайствовала о вызове вышеназванных лиц в качестве свидетелей, а также о привлечении дополнительного свидетеля Жениса Бисенгазиева, который проходил по такому же делу (на данный момент продолжается досудебное расследование). Суд на месте удовлетворил ходатайство защиты. А вот на ходатайство о проведении повторной комплексной психолого-филологической экспертизы решил ответить отказом.
28 ноября из вызванных ранее свидетелей, как в шутку говорят «не опять, а снова», отсутствовал только Бисенбаев. По официальному ответу ДКНБ Мангистауской области сотрудник с такой фамилией у них в штате… НЕ ЧИСЛИТСЯ.
Начался допрос свидетеля Кадиева (следователь). Видеоматериал о личном обыске и обыске машины, подшитый к делу, был воспроизведен в зале суда от начала до конца. После адвокатом осужденного было задано порядка 30-ти вопросов касательно досудебного расследования. На вопросы: «По какой причине посторонние люди участвовали во время обыска? Почему с обеих сторон Джумаеву блокировали движение рук? Почему вы применяли психологическое давление в отношении Джумаева? и т. д.» свидетель давал неоднозначные ответы, а то и вовсе отвечал вопросом на вопрос.
На вопрос осужденного Джумаева: «Когда Вы обнаружили листовки в машине, почему не дали возможность дочитать ту информацию, которая была на ней?» свидетель ответил, что не посчитал это нужным, потому как шла видеофиксация изъятия предметов.
Также были вопросы со стороны прокурора и судьи касательно обыска машины («Где стояла машина? Кто открыл машину? Где стояли понятые?»).
После завершения допроса следователя в зал суда пригласили второго свидетеля Бисенгазиева, против которого возбуждено уголовное дело по ст. 179 ч. 1. (Пропаганда или публичные призывы к насильственному изменению государственного строя Республики Казахстан, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространения материалов такого содержания). Свидетель рассказал при каких обстоятельствах познакомился с Джумаевым. Вместе с тем, свидетель заявил, что узнал тех лиц, которые присутствовали во время личного обыска Джумаева, в том числе и сотрудника ДКНБ Мангистауской области Бисенбаева (который, если помните – в штате НЕ ЧИСЛИТСЯ).
Возникает весьма интересный вопрос: «Куда пропал Бисенбаев Ержан?». Увы, ответы канули в Лету.
В преддверии оглашения постановления, 4 декабря сторона защиты заявила о возобновлении расследования уголовного дела с привлечением в качестве свидетелей сотрудника Департамента КНБ Мангистауской области Ержана Бисенбаева, заместителя начальника управления кадров ДКНБ области. Вместе с тем, адвокат осужденного Жанар Сундеткалиева заявила ходатайство о приобщении к материалам дела аудио записей телефонных разговоров супруги Джумаева – Айгуль Акбердиевой с Бисенбаевым и Кадиевым. Государственный обвинитель выразил протест по вышеуказанным ходатайствам.
Посовещавшись, апелляционная судебная коллегия оставила ходатайства защиты без удовлетворения, после чего председательствующий судья Карабаев объявил о переходе к судебным прениям. Однако адвокат Сундеткалиева и ее подопечный Джумаев выразили недоверие составу апелляционной коллегии по данному уголовному делу и заявили ходатайство об отводе апелляционной коллегии. Со стороны государственного обвинителя возражений по данному ходатайству не было. После чего суд объявил перерыв и удалился в совещательную комнату для вынесения постановления. Вернувшись в зал суда, апелляционная судебная коллегия постановила оставить ходатайство защиты без удовлетворения, вновь заявив о переходе к прениям сторон.
Во время выступления адвоката судьи то и дело высказывали замечания, поглядывали на часы, прерывали речь защиты «подгоняя» ее к завершению. Более того, некоторые из судей успевали вздремнуть в это время. Да что там судьба человека, когда сон является важнейшим условием для здоровья…
В прениях государственный обвинитель заявил о том, что вина Джумаева полностью доказана и что он не видит никаких оснований для отмены или изменения приговора суда первой инстанции, осудившего Абловаса Джумаева на трехлетний тюремный срок.
В своем последнем слове Джумаев сказал, что вместо распечатывания листовок, призывающих к насильственному свержению государственной власти, он купил бы детям фрукты. Боль звучала в его голосе, а в глазах искрилась надежда на справедливое решение…
И напомним, что в настоящее время в Актау судят супругу Джумаева. По тем же политическим обвинениям.