Вместе к обществу без пыток

27.04.2018

Входе конференции прошло обсуждение методов, путей предотвращения и расследования пыток, а также были рассмотрены предложения о реабелитации жертв пыток и возможности совершенствования законодательства в вопросах предотвращения пыток. В рамках мероприятия заместителем директора КМБПЧ и координатором Коалиции НПО Казахстана против пыток были представлены рекомендации о следующих шагах по реализации Стратегии «К обществу без пыток».

Далее предоставляем вам возможность ознакомиться с ними.

Рекомендации Коалиции НПО Казахстана против пыток
о следующих шагах по реализации Стратегии «К обществу без пыток»

Уважаемые дамы и господа, коллеги.

Разрешите поприветствовать вас от им. КМБПЧ и Коалиции НПО Казахстана, а это 46 участников – 33 НПО, 13 представителей адвокатского сообщества, а также, независимый эксперт.

Нулевая терпимость к правонарушениям начинается, в первую очередь, с нулевой терпимости к преступлениям должностных лиц. Свобода от пыток имеет наивысшую степень защиты и не предусматривает каких-либо ограничений.  Казахстан с 2008 года объявил политику нулевой терпимости к пыткам и жесткому обращению на самом высоком уровне, на данный момент существует необходимость довести данный месседж до каждого сотрудника правоохранительных органов, прокуратуры и всех сотрудников, работающих в закрытых учреждениях Казахстана.

Правозащитники, общество отмечают, что, к сожалению, еще пока рано говорить о прогрессе в правоприменительной практике, особенно в закрытых учреждения УИС МВД РК. Назрел вопрос: когда проверяли сотрудников всех уровней на психо-эмоциональное выгорание? Кто изучал проблемы сотрудников УИС МВД РК? Если бы это сделали, то, наверное, тогда бы получили ответ – почему происходит так много преступлений, таких как действия сексуального характера и других особо жестоких преступлений.

Коалиция НПО Казахстана против пыток приветствует в этом свете инициативу Генеральной прокуратуры, и в частности, разработку Проекта «К обществу без пыток», Плана комплексных мер по противодействию пыткам и благодарит за приглашение Коалиции к сотрудничеству в рамках данных инициатив. Коалиция представила основные предложения по вопросу предотвращения пыток в Казахстане. Необходимо отметить, что МВД РК, также разработало План-закрепление по реализации заключительных замечаний и рекомендаций КПП ООН по результатам 3го доклада страны.

Хотела бы озвучить концептуальные рекомендации, раз мы сегодня говорим о следующих шагах по продвижению стратегии «К обществу без пыток».

Коалиция предлагает ввести институт постоянных тематических парламентских комитетов, уполномоченных заслушивать отчеты о деятельности государственных органов и давать оценку их эффективности. Такая позитивная практика в Казахстане действует. Такие заслушивания проходят на заседаниях Комиссии по правам человека при Президенте РК, где уже отчитались министры юстиции, здравоохранения; и последнее время на Экспертном Совете Уполномоченного по правам человека, где  уже были заслушаны международные эксперты и представители миграционной службы. Необходимо рассмотреть возможность заказывать проведение независимых оценок деятельности ведомств, и на их основе делать рекомендации по улучшению деятельности. Развитие парламентского надзора является следующим шагом в повышении роли парламента в стране.  Такой надзор позволит повысить эффективность общественного контроля за деятельностью, в данном случае, правоохранительных органов.   

Необходимо создать действующий на постоянной основе комитет по вопросам полиции и уголовно-исполнительной системы в Парламенте РК.

Необходимо обеспечить выделение Комитета уголовно-исполнительной системы в отдельное ведомство, независимое от правоохранительных органов. Опыт КУИС в МЮ тоже не был успешен. Этим объясняется возврат ведомства обратно в МВД в 2011 году. Поэтому следующим этапом должно быть именно отдельное ведомство, со своей стратегией развития, бюджетом, и прямой ответственностью за эффективность исправительной практики.  

Коалиция предлагает разработать законопроект о «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия пыткам и иному жестокому обращению и наказанию». Принятие отдельного закона, предусматривающего комплекс мер по предотвращению, расследованию и реабилитации по вопросам пыток и жестокого обращения также продемонстрирует приверженность государства к реальному изменению ситуации по этому вопросу в стране.

Необходимо ввести уголовную ответственность за совершение других актов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, не подпадающих под определение пыток, что будет способствовать реализации статьи 16 Конвенции ООН против пыток, которая предусматривает ответственность за совершение других актов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, не подпадающих под определение пыток, не повлекших тяжких последствий и не имеющих целей пыток.

Введение такого состава позволит разграничить случаи пыток от жестокого обращения, и таким образом, предотвратить существующие проблемы с квалификацией правонарушений, подпадающих под Конвенцию против пыток.
    
При этом, минимальное наказание за пытки, согласно рекомендациям Комитета ООН против пыток, не должно быть ниже 6 лет лишения свободы и должно исключать меры, уводящие виновных от адекватной содеянному ответственности (напр., условное осуждение, примирение сторон, акты амнистии и меры наказания, не связанные с лишением свободы). Коалиция предложила дополнить ч. 6 ст. 63 УК РК, включив пытки в перечень уголовных правонарушений, исключающих условное осуждение.

По вопросу обеспечения эффективных гарантий против пыток

Согласно сложившейся международной практике, основными гарантиями защиты от пыток лиц, лишенных свободы, являются: 1) право задержанного уведомить о своем задержании третью сторону по своему выбору (близких, друзей, консульство, т.д.); 2) право на доступ к адвокату; и 3) право быть осмотренным врачом по своему выбору (кроме обязательного осмотра медицинским работником по предложению властей).

По наблюдениям Коалиции, по делам о пытках уведомление заявителя об уголовной ответственности за ложный донос является серьезным препятствием для реализации права жертв на доступ к правосудию. Это подтверждается недавним выводом Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в отношении Казахстана. Комитет рекомендовал Казахстану «обеспечить, чтобы при осуществлении положений статьи [«Заведомо ложный донос»] Уголовного кодекса от потерпевших не требовалось подписание какого-либо заявления, если такое заявление может фактически являться препятствием для реализации их права на доступ к правосудию». Это правило справедливо в отношении жертв любых нарушений прав человека. Соответственно, Коалиция призывает исключить возможность привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложный донос лиц, заявивших о пытках.

Необходимо прекратить практику безнаказанности за преступления пытки, совершенные должностными лицами. Существующая альтернативная подследственность по расследованию пыток не работает. В результате, шансы, что дело расследуют и доведут до суда составляют 2-3% от зарегистрированных заявлений. В основном спец.прокуроры доводят дела по пыткам до суда.

В части реформирования существующего механизма расследования пыток Коалиция рекомендует принять следующие меры:

  • Исключить существующую в настоящее время альтернативную подследственность по делам о пытках.
  • В Уголовно-процессуальном кодексе наделить Департамент специальных прокуроров Генеральной прокуратуры исключительными следственными полномочиями по делам о пытках (расследовать случаи пыток и смертей в закрытых учреждениях).
  • Внедрить, как обязательные, стандарты Стамбульского протокола по расследованию случаев пыток.
  • Ввести практику ежегодных публичных заслушиваний отчетов Генеральной Прокуратуры РК депутатами Парламента о ситуации с расследованием пыток, жестокого обращения и смертей в закрытых учреждениях.

Также важен доступ к независимому медицинскому работнику. Это одна из ключевых  и эффективных мер по предотвращению пыток и жестокого обращения при задержании или водворении в закрытое учреждение. Обеспечить доступ к независимому медицинскому обследованию всех задержанных, заключенных под стражу и осужденных лиц, для этого:

  • Предусмотреть в законе обязательное медицинское освидетельствование задержанных лиц;
  • Перевести медицинскую службу из состава КУИС в ведомственное подчинение Министерства Здравоохранения РК;
  • Внедрить стандарты Стамбульского протокола, как обязательные, для судебно-медицинских экспертов при документировании случае пыток;
  • Усовершенствовать механизм рассмотрения (реагирования) на индивидуальные обращения в Комитет ООН по фактам пыток. Причиной неисполнения является отсутствие в законодательстве правовых возможностей реагирования на заключения международных органов. Систематическое неисполнение решений КПП и КПЧ рассматривается, как недобросовестное выполнение своих договорных обязательств. Это повышает критику со стороны общественных и международных органов.

Акылбекова Р.М., заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Координатор коалиции НПО Казахстана против пыток


Добавить комментарий