24 февраля 2016 г в исправительном учреждении АП 162/3 (известна под названием 18-ая колония) города Павлодар было обнаружено тело 45-летнего 5-ти кратного чемпиона Казахстана по дзюдо, вице-президента областной Федерации по дзюдо Бахытжана Абдыкаримова. Позже представители администрации колонии рассказали родственникам спортсмена, что Бахытжан якобы разбил окно, перерезал осколком стекла горло и выбросился из барака.
Осужденный еще некоторое время после случившегося был жив. Его доставили в больницу, но врачи не смогли спасти ему жизнь. Однако экспертиза показала, что на теле спортсмена были многочисленные гематомы, раны со следами дубинки, более 13 ножевых ранений, обширные кровоподтеки. По словам судмедэкспертов, смерть осужденного наступила в результате острой кровопотери в результате резаной раны шеи, нанесенной предметом, имеющим форму лезвия.
Из материалов дела стало известно, что за три дня до смерти осужденного Абдыкаримова систематически избивали за нарушения режима. Избиение происходило как в служебных помещениях, так и на территории режимного объекта при других осужденных. После побоев его доставляли в медсанчасть, а когда он отказывался от госпитализации, вновь жестоко избивали. Сам Абдыкаримов считал, что его нахождение в исправительном учреждении несправедливо и унижает его честь и достоинство. Подсудимые, а ранее сотрудники колонии Канкин, Муканов, не разбираясь в причинах поведения Абдыкаримова и нарушения им режима, неоднократно оказывали на него психическое и физическое давление, угрожая «опустить» и определить в «гарем».
Также стоить отметить тот факт, что смерть осужденного наступила за два дня до суда, который должен был рассмотреть частную жалобу относительно срока его наказания. В ходе следствия стало известно, что за несколько до этого осужденный Абдыкаримов написал жалобу руководству колонии, в который высказал свои опасения за свою жизнь и перечислил имена своих обидчиков. Но никаких мер принято не было.
По факту произошедшего было начато досудебное расследование, а позже дело было передано в Суд № 2 города Павлодара. Обвиняемыми были признаны три человека: начальник режимного отдела колонии Канкин Ержан, оперуполномоченный оперативного отдела Муканов Кайрбай и начальник колонии Саспанов Ернур. Канкину и Муканову вменяли сразу три статьи: «Пытки, совершенные группой лиц, по предварительному сговору, неоднократно», «Доведение до самоубийства», «Злоупотребление должностными полномочиями», а Саспанов отделался лишь «злоупотреблениями».
Однако же в суд дело было передано по ст. «Доведение до самоубийства», хотя экспертиза, что стекло, которым якобы погибший перерезал себе горло, отсутствует, а на ране обнаружились следы алюминия. По этим основаниям родственники убеждены, что спортсмена убили, перерезав ему горло алюминиевой заточкой.
В ходе досудебного расследования потерпевшая сторона ходатайствовала о переквалификации статьи на «Убийство, совершенное группой лиц», однако счел это излишним.
На предварительном заседании сестра погибшего, а также адвокат ходатайствовали об отводе судьи Оспанова, аргументировав тем, что служитель Фемиды слишком быстро ознакомился с материалами дела. Кроме того, родные Бахытжана требовали заменить прокурора, объяснив это тем, что не доверяют ни одному сотруднику прокуратуры Павлодарской области, требуя прислать государственного обвинителя из другой области. Но и эти ходатайства были отклонены.
Следствие установило, что, боясь своего разоблачения, сотрудники колонии оказывали давление на свидетелей. В конце концов свидетелей перевели из одной тюрьмы в другую, при этом в пределах одного города. Неудивительно, что на суде они стали менять показания, а другие рассказали, что их опять избивали сотрудники колонии, заставляя пересмотреть свои свидетельства.
Заключенным удалось рассказать в каких нечеловеческих условиях они содержатся, и что каждый из них является бессловесной игрушкой в руках садистов – сотрудников колонии. Всего на процессе допросили несколько десятков заключенных.
Осужденный Мартыненко вспомнил, как он пожаловался в правозащитную организацию, написав заявление, и через полчаса после этого был избит сотрудниками колонии, которым следователь зачитал его заявление слово в слово, а адресата больше к нему не допустили.
Один из свидетелей по делу, который отбывал наказание в тот период, в ходе беседы с представителями НПО, высказал предположение, что все произошло в ночь с 23 на 24 февраля, когда сотрудники колонии отмечали День защитника отечества.
На протяжении всего времени, пока длилось судебное разбирательство, а это четыре месяца, начиная с июня 2017 года, подследственные сотрудники вели себя на судебных заседаниях, мягко говоря, нескромно, временами даже агрессивно.
В ходе судебного заседания ни один из бывших сотрудников вину не признал, равно как и исковые требования потерпевших в части материального и морального ущерба.
В судебных прениях сторона потерпевшего заявила ходатайство о назначении повторной экспертизы и просила направить дело на доследование в прокуратуру. Родные Бахытжана Абдыкаримова уверены: он не собирался умирать, а на его теле было обнаружено слишком много телесных повреждений. Кроме того, есть свидетели, слова которых расходятся с официальной версией следствия. Однако и это ходатайство было отклонено судьей Оспановым.
Во время последнего слова бывший начальник колонии Саспанов и оперуполномоченный Муканов произнесли одну и ту же фразу: «Прошу суд принять справедливое решение». Разве что Ержан Канкин объявил, что данное дело было сфальсифицировано.
Государственный обвинитель Елена Белова просила суд признать всех подсудимых виновными и назначить им наказание в виде четырех лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе, без конфискации имущества. Кроме того потерпевшая сторона потребовала от бывших сотрудников колонии выплатить по 2 млн тенге морального ущерба.
18 октября 2017 года судья вынес приговор, не сильно расходящийся с позицией гособвинения:
Саспанов Ернур признан виновным с отбыванием четырех лет с конфискацией имущества и с пожизненным лишением права занимать должности в правоохранительных органах и на госслужбе, Канкин и Муканов приговорены к трём с половиной годам лишения свободы условно с лишением права занимать должности в правоохранительных органах и работать на госслужбе до трёх лет. Также каждому потерпевшему трое подсудимых должны выплатить по 250 тысяч тенге, общая сумма составляет 3 миллиона тенге.
Стоит отметить, потерпевшие приговором остались недовольны и намерены обжаловать его. Родственники Абдыкаримова намерены подавать апелляционную жалобу, и будут добиваться отмены приговора. В неменьшей степени возмущены приговором и родные осужденного Саспанова.
Но будет ли после вынесения приговора поставлена точка в издевательствах над осужденными в колонии АП 162/3, поставленными на поток?
И заключенные, и адвокаты, и правозащитники неоднократно пытались обратить внимание прокуратуры на пытки и унижения, ставшие нормой для этого закрытого учреждения (см. «Аномальные «зоны» Павлодара», «Ю-туб в помощь», «Пыточная страда в казахстанских «зонах», «Пишет вам никто»). Однако лишь смерть не самого простого заключенного внезапно открыла глаза надзорного органа на кровавую вакханалию, царившую в 18-ой колонии.