Исторический подарок к открытию ЭКСПО-2017

09.06.2017

Накануне открытия в Астане выставки ЭКСПО-2017 столицу Казахстана посетил 8 июня с.г. бессменный (с 23-летним стажем) президент Белоруссии Александр Лукашенко, который на встрече в Ак-орде с бессменным (стаж 27 лет) президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым вручил ему подарок большого исторического значения. Это были копии архивных документов о женщинах, репрессированных в 1930-х годах в Беларуси и отбывавших заключение в Акмолинском лагере жён т.н. изменников Родины (АЛЖИРе).

Как сообщила пресс-служба президента РК, привезённые из Минска документы предназначены для музейно-мемориального комплекса в селе Акмол близ Астаны, созданного на месте крупнейшего во всём ГУЛАГе женского лагеря, узницами которого были 7 тысяч женщин из всех республик тогдашнего СССР. При этом знаменитый АЛЖИР был лишь одним из многих отделений (26-я точка) гигантского Карагандинского лагеря (КАРЛАГ), узниками которого на протяжении 1930-59 годов перебывали более миллиона человек.

В сообщении акординской пресс-службы ничего не говорится о том, что именно побудило минского авторитарного правителя сделать своему астанинскому собрату именно такой «мемориальский» подарок. Рискну предположить, что белорусского «батьку» навело на эту мысль недавнее выступление казахского «елбасы» в том самом музее-заповеднике «АЛЖИР» в День памяти жертв политических репрессий 31 мая, когда Назарбаев сказал о расположенных в центральной части Казахстана островах сталинского ГУЛАГа: «Там просто в пытках гибли люди. Нельзя забывать это!»

Однако в ходе того выступления президент сказал не только о событиях 70-80-летней давности, но и сегодняшнем дне: «Сегодня трудно даже представить это, потому что мы построили совсем другое государство. Права и свободы граждан защищены, политических преследований в Казахстане нет, узников по этой теме нет».

Это утверждение вызвало резонные возражения со стороны казахстанской общественности, имеющей совершенно противоположные сведения по затронутому главой государства вопросу. Через неделю после Дня памяти жертв политрепрессий, 7 июня, в адрес президента РК было отправлено открытое письмо за 37-ю подписями (совпадение числа подписей с цифрой «37» из круглой даты «1937» было вполне случайным, но прозвучало очень даже значимо). В письме говорилось о современных политических узниках Максе Бакаеву и Талгате  Аяне из Атырау и Жанболате Мамае из Алматы, главу государства призывали освободить и реабилитировать их.

В настоящее время в учреждениях КУИС МВД РК, многие из которых расположены на территории и в помещениях тех самых лагерей ГУЛАГа НКВД и МВД СССР, содержатся как минимум 15 человек (иногда называют гораздо бОльшие цифры и ещё целый ряд имён помимо перечисленных ниже).

По времени нахождения в заключении этот список возглавляют поэт и гражданский активист Арон Атабек (11-й год), топ-менеджер Мухтар Джакишев (8-й год), гражданский активист Вадим Курамшин (6-й год). Второй год находятся в заключении активисты и блогеры из Атырау Макс Бокаев и Талгат Аян, журналисты Сейтказы Матаев (председатель Союза журналистов РК) и Асет Матаев.

Также с конца 2015 года до завершения года 2016-го были осуждены и сейчас отбывают лагерные сроки по «словесной» части статей 174 и 180 УК РК (полный аналог сталинского «общедоступного» 10-го пункта 58-й статьи УК РСФСР) пятеро блогеров за свои посты и репосты в социальных сетях. Актюбинский блогер Санат Досов и его павлодарский коллега Руслан Гинатуллин осуждены за критику политики российского президента Путина, а кордайский блогер Ермек Тайчибеков и петропавловский Игорь Чуприна, напротив, осуждены за мечты об объединении Казахстана с Россией. Риддерский же пользователь сети ВКонтакте Игорь Сычёв осуждён по сепаратистской статье УК не за призыв, а за вопрос об отношении читателей своего блога к проблеме сепаратизма.

Уже в этом году список политических осуждённых пополнился лидерами независимых профсоюзов рабочих-нефтяников из Мангистауской области – Амина Елеусинова и Нурбека Кушакбаева.

Наконец, в следственном изоляторе Алматы четвёртый месяц без единого допроса содержится журналист и общественный деятель Жанболат Мамай, которому суд трижды продлевал срок содержания под стражей. Последний раз это было сделано 31 мая аккурат в День политических репрессий, в то время как ранее продлённый срок истекал 10 июня. Если бы следственный судья Медеуского районного суда внял бы наконец совершенно очевидным доводам защиты Мамая, он мог бы выйти на свободу аккурат ко дню открытия ЭКСПО. Однако как говорил пушкинский летописец Пимен, бог судил иначе, и все мы знаем, как зовут этого самого «бога».

Трудно сказать, будут ли выставлены в главном казахстанском павильоне «Нур алем» на выставочной площадке ЭКСПО привезённые Александром Лукашенко мемориальские документы. Скорее всего, не будут, как не нашлось места даже для простого упоминаниях о политических репрессиях на открывшемся 31 мая в алматинском Сосновом парке памятнике жертвам голода 1931-33 годов.

Однако будь у нас такая возможность, мы бы выставили в казахстанском павильоне ЭКСПО альтернативный стенд, посвящённый достижениям современного Казахстана в деле политических репрессий. Помимо галереи портретов или восковых фигур всех перечисленных выше 15-ти сегодняшних политических узников, копий вынесенных им приговоров и комментарии к ним правозащитников, мы бы выставили и аналогичные экспонаты по делам тех, кто уже отсидели свои сроки полностью либо были выпущены условно-досрочно, но никто из них не был реабилитирован.

Здесь были бы представлены активисты и блогеры Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин, журналист Гузяль Байдалинова из Алматы, блогер и бард Жанат Есентаев из Уральска (2016), политик Владимир Козлов (пробыл в заточении четыре с половиной года в 2012-16 гг.), журналист Рамазан Есергепов (отсидел три полных года в 2008-2012 гг., а в 2016-м получил решение Комитета ООН по правам челвоека с признанием нарушений его прав в ходе ареста, следствия, суда и пребывания в исправительной колонии). Здесь был бы представлен риддерский правозащитник и автор книги о мировых религиях Александр Харламов, провёдший несколько месяцев в СИЗО по обвинению в разжигании религиозной розни через пропаганду научного атеизма. В 2014 году он был освобождён после судебного процесса без вынесения какого-либо приговора, а сейчас уголовное дело против него возбуждено вновь по тем же материалам, что и в 2013-м.

И это ещё далеко не все кейсы предшествующих лет, которые могли бы занять достойное место в казахстанском павильоне на ЭКСПО-2017 на стенде, посвящённом достижениям Ак-орды в деле политического преследования своих критиков и оппонентов. А последним по времени экспонатом такого рода стал бы заочный приговор главному противнику правящего режима Мухтару Аблязову к 20-ти годам заключения, вынесенный 8 июня – тоже к открытию ЭКСПО и как раз в тот день, когда белорусский президент (кстати, выпустивший всех или почти всех своих политзэков в прошлом году) вручал казахстанскому президенту архивы узниц АЛЖИРа.

 

На фотоснимке А.Лукашенко вручает Н.Назарбаеву те самые документы.


Добавить комментарий