30 марта около десяти заемщиков ипотечных кредитов пришли к зданию городского суда в Алматы. Здесь, по словам ипотечников, они собрались, чтобы почтить память тех своих соратников, кто умер «из-за жилищных проблем». Заемщики отметили, что не собираются проводить акций, шествий и иных мероприятий, требующих санкционирования городских властей. (см. «Ипотечники у суда в Алматы»)
Но представители власти посчитали иначе. После того, как ипотечники поставили на тротуар портреты умерших и начали читать заупокойную молитву, к суду прибыли сотрудники прокуратуры и управления внутренней политики акимата Алматы, которые сообщили, что это место не отведено для молитв, и потребовали прекратить акцию.
Собравшиеся не стали вступать в дискуссии и остановили чтение молитвы, ограничившись раздачей принесенных с собой лепешек жети-нан.
В тот день правоохранительные органы не стали никого задерживать и привлекать к административной ответственности. Но 19 апреля планы полицейских почему-то кардинально изменились. В результате чего Сагида Султаниязова и Арзыгуль Тиллябаева были задержаны, и в отношении их был составлен административный протокол по 488 статье КоАП о нарушении порядка проведения мирных собраний.
После трех часов ожидания в полицейском участке задержанные были доставлены в специализированный межрайонный административный суд, где прождали еще более часа. Наградой ожиданию послужили два скорострельных процесса, занявшие не более пяти минут.
Первой “отстрелялась” Султаниязова. Полицейские, позвав Сагиду в судебный зал «для ознакомления с материалами дела», заперли ее там. После чего, в течение пары минут в закрытом режиме прошел и сам процесс. Председательствующий судебного заседания так торопился, что забыл даже представиться (как позднее сказали полицейские, это был Жаманбеков Р. Б.) и пригласить представителя прокуратуры. Само же судебное разбирательство, по словам Султаниязовой, свелось лишь к зачитыванию результативной части приговора: «признать виновной в нарушении части 2 статьи 488 КоАП РК и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 МРП».
Подобное поведение судьи разозлило группу поддержки, в результате чего ипотечники устроили скандал. Недовольные порывались поговорить с председательствующим и выяснить его фамилию. В защиту «служителя Фемиды» полицейские встали стеной.
Став невольным свидетелем происходящего, судья Шаяхметова А. Г. решила не воспрепятствовать группе поддержки Тиллябаевой, позволив всем присутствовать на процессе. Тем не менее, законности происходящему это не придало.
Первым взял слово прокурор Бокенбаев, заявив, что на процессе запрещено проводить аудио и видео фиксацию, так как «она и так будет вестись системой аудио-, видеофиксации».
Один в один подтвердила слова представителя надзорного органа и председательствующая, перейдя к опросу подсудимой.
– Вы согласны с предъявленными обвинениями? – спросила Шаяхметова.
– Нет! Я пришла в городской суд, чтобы поддержать своих коллег по несчастью. В руках фотографий у меня не было. Я рассказала журналистам о своей проблеме. Акции протеста, пикета и иных публичных мероприятий, требующих разрешения по закону не было. Мы раздали жети-нан, которые ели и представители акимата, прокуратуры и полиции. Если это участие в акции протеста, то давайте будем судить и их. Или молитва и поминки являются публичной акцией? – задалась вопросом Тиллябаева.
– Каждое действие в общественном месте необходимо согласовывать с акиматом! – парировал Бокенбаев.
Фактически, на этом весь процесс и закончился. Представитель надзорного органа озвучил свою позицию, что вина Тиллябаевой полностью доказана, а, значит, ее необходимо признать виновной в нарушении части 1 статьи 488 КоАП и назначить в виде наказания предупреждение.
Эту позицию поддержала и Шаяхметова, назначив подсудимой административное взыскание в виде предупреждения.
Осужденные ипотечницы заявили, что не намерены обжаловать приговор, так как считают это бесполезной затеей.