Суд над Нурбеком Кушакбаевым: «форс-мажорные обстоятельства»

30.03.2017

28 марта в зале суда, где ожидалось слушание дела Нурбека Кушакбаева, обстановка была наэлектризована с самого начала. С одной стороны, люди желали поддержать подсудимого, даже решили все вместе встать и по традиции аплодировать, когда Нурбек зайдет в зал (что и было сделано). С другой – ощущалось недовольство ведением процесса: обсуждали жалобу на судью, поданную в судейское жюри, победу адвоката Гульнары Жуаспаевой в Верховном суде по делу дальнобойщиков, читали стихи о перестройке и о реформах, свободе… Уже в ходе процесса некоторые не хотели молча мириться с происходящим, и были удалены из зала за излишнюю эмоциональность.

По согласованию сторон судья разрешила представителю СМИ вести запись процесса на смартфон и делать фотографии, в то время как у остальных участников, наблюдателей и зрителей изъяли все девайсы еще на входе.

Напомним, Нурбека Кушакбаева, инспектора по труду профсоюза нефтесервисной компании Oil Construction Company обвиняют в том, что он консультировал заместителя председателя профсоюза ТОО «Techno Trading LTD» Куандыка Сапарбаева, из-за чего якобы на этом мероприятии произошли три забастовки, причинившие общий ущерб предприятию порядка 25 миллионов тенге.

Процесс начался с заявления адвоката подсудимого об отводе судьи. Толеген Шаиков четко и уверенно изложил свою позицию: порядок процесса был нарушен, суд идет с обвинительным уклоном, нет объективности. Все вышеперечисленные причины не дают возможности полностью выполнять свои обязанности по защите.

После непродолжительного перерыва судья Канат Арынов зачитал решение об отказе в отводе судьи.

Зато на процессе появилась новая фигура – вместо Галымжана Ахмадиева в суде компанию «Techno Trading LTD» стал представлять Нурсултан Бегендик, работавший в то время в компании и являющийся свидетелем тех событий. Он и подтвердил, что их ТОО, чьи рабочие бастовали несколько раз в декабре 2016 года и январе 2017 г. и хочет взыскать с подсудимого всю сумму ущерба от забастовки.

Он пояснил, что компания из-за забастовки не выполнила в срок заказ (заказчик – АО «Мангистаумунайгаз»), и заказчик потребовал неустойку по договору. Однако затем выяснилось, что в договоре есть раздел «форс-мажорные обстоятельства», где ясно сказано, что стороны не несут ответственности за неисполнение договора в случае их возникновения. К числу этих обстоятельств относятся забастовки, локауты и прочие трудовые конфликты. То есть ТОО вполне могло, сославшись на этот пункт, отказаться от выплаты неустойки. Но… этого не было сделало, объяснив тем, что они не хотели ссориться со своим основным заказчиком, который дает им 80% заказов и они признают вину.

Однако за все это теперь отвечает Нурбек Кушакбаев, который никогда не являлся сотрудником компании и не имел с ней официальных отношений. По мнению защиты, компания хочет взыскать с профсоюзного деятеля не что иное, как «сверхприбыль», о чем было и заявлено в судье.

29 марта во время продолжения процесса прослушали аудиозапись, ставшую основой предъявления обвинения по ст. 402 ч.2 УК РК (Действия, провоцирующие к продолжению участия в забастовке, признанной судом незаконной).

– Послушайте его, может, вы услышите призывы к продолжению незаконной забастовки? Может я глухая или что-то не поняла?  – задалась вопросом адвокат Гульнара Жуаспаева в Facebook. (запись можно прослушать ЗДЕСЬ).

По крайней мере в суде участники процесса из-за низкого качества «прослушки» не смогли извлечь для себя из записи разговора между Кушакбаевым, Сапарбаевым и Ертановым никакой пользы.

Перекрестный допрос свидетелей Сарина, Жарковой и Ертанова по онлайн-конференции, (так как те находились в другом городе) снова едва не сорвался из-за качества связи. Тем не менее защите удалось выявить факты, способные повлиять на исход судебного разбирательства. Практически на все вопросы участников процесса свидетель Сарин отвечал неуверенно, либо не знал ответа. Что касается Жарковой, то, ссылалась на протоколы допроса, повторяла, что на все уже ответила. Но позже во время допроса Жаркова сменила свои показания, обвиняя Кушакбаева в организации забастовок и голодовки против закрытия Конфедерации независимых профсоюзов РК, хотя в протоколах она указывала на действия совещательного характера со стороны подсудимого.

Защита заявила ходатайство об оглашении показаний свидетельницы Жарковой в связи с возникшими противоречиями. Суд дал добро на оглашение протокола. В это время завязался спор между подсудимым и свидетелем, который суд прекратил и задал несколько уточняющих вопросов свидетелю.

Продолжение суда над профсоюзным лидером Мангистау будет 31 марта в 10 часов в районном суде №2 Алматинского района г. Астаны.


Добавить комментарий