Мифы и легенды древней прописки

11.01.2017

Понеслась по форумам и блогам волна критики в адрес нового-старого закона о миграции и новых положений о временной регистрации граждан. Масштабы критики варьировались от «революционных» предложений до очень качественного юмора.

Хотя, по существу, ничего кардинально нового государство не ввело.

Напомню, что если в Законе «О миграции населения» 1997 года о внутренних мигрантах, то есть о перемещающихся по стране гражданах, не говорилось ничего, то уже в редакции закона от 2011 года вопрос был освещён. Согласно статье 51 этого закона, «внутренние мигранты обязаны: зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан…». И правительство этот порядок определяло.

А ещё в старом Кодексе РК об административных правонарушениях 2001 года была статья 377 «Проживание в Республике Казахстан без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность». И там уже было зафиксировано: «проживание граждан Республики Казахстан без (…) регистрации по месту жительства сроком свыше десяти календарных дней – влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей».

В новом Кодексе 2014 года, в статье 492 то же самое положение было уточнено: «проживание без регистрации по месту жительства сроком от десяти календарных дней до трёх месяцев – влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей».

То есть, по существу, что сделало государство в конце прошлого года: сократило срок возможного проживания без регистрации с трех до одного месяца, причём гостям и родственникам можно жить до месяца беспрепятственно, а потом – регистрироваться. А всем остальным надо регистрироваться в течение 10 дней и потом, если не зарегистрируешься до месяца, будет предупреждение, а после месяца – штраф. Ну и штраф увеличили с 5 до 7 месячных расчетных показателей, который у нас нынче составляет 2269 тенге.

Термин «прописка» непереводим на другие языки

Так что дело не в нововведениях, а в принципе, в системе. Мы продолжаем в лучших традициях советского прошлого жить в системе «прописки», которую назвали «регистрацией», хотя в обиходе её так и называют – прописка.

Она сколь нарушает права человека, в том числе и на свободу передвижения, столь и практически выполнима только в тоталитарном или жестко авторитарном режиме и полицейском государстве.

Небольшой исторический экскурс. Впервые общая паспортизация населения была осуществлена в наполеоновской Франции. Её целью был как раз контроль за местом жительства и передвижением граждан, и именно в связи с этим тогда и возникло выражение «полицейское государство».

Что ещё примечательно, термин «прописка» вообще непереводим на другие языки по причине того, что эта система «закабаления» по месту жительства характерна для тоталитарных политических систем типа советской.

Да и сам этот термин появился в 1925 году, когда вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». Ну, а в 1932-33 гг. система обязательной паспортизации и прописки была сформирована окончательно.

Она была и остаётся эффективным инструментом «привязки» граждан к месту жительства. Устройство на работу, услуги учреждений образования, здравоохранения и ещё целый ряд государственных услуг и т.д. без прописки, а теперь без регистрации невозможны.

Причем раньше надо было прописываться, если сменил место жительства на срок более трех суток. Так что 10 дней – это просто разгул демократии, аж в трехкратном размере отличающий нас от тоталитарной системы. И еще одно важное послабление – регистрация стала носить уведомительный, а не разрешительный характер.

Вопросы на засыпку

Однако санкции за отсутствие регистрации делают ее обязательной, что немедленно создало серьезные проблемы для людей, учитывая большое число граждан, не имеющих своего жилья, мигрирующих в города в поисках работы и т.д.

Но что ещё интереснее, эта система выдвигает совершенно невыполнимые требования к нашим правоохранительным органам и гражданам в части выполнения соответствующих норм законодательства. На некоторые хочу обратить внимание.

Итак, по порядку.

Нам разъяснили, что гости и родственники могут проживать без регистрации до 1 месяца. Можно узнать, что будет являться доказательством, что данное лицо, проживающее у меня, – гость? Соседи вряд ли смогут это подтвердить. Нотариус статус гостя удостоверить не сможет по причине отсутствия такой юридической процедуры.

Ау, миграционная полиция, как быть?

А родственники, с точки зрения генеалогического древа, до какого колена считаются? До седьмого или дальше тоже можно считать?

И ещё один вопрос. Если гость или родственник жил у меня 29 дней, на 30-й выехал и отправился к другому родственнику (знакомому), а через пять дней вернулся – срок заново считается? Когда, например, в Россию приезжаешь на временное жительство, то там срок регистрации заканчивается, ты выезжаешь в близлежащую страну, границу пересёк, штамп поставили – и обратно заехал. Начинается новый срок регистрации. А в нашем случае что будет являться подтверждением временного выезда гостя или родственника и его заезда обратно?

И как будет определяться первый день для отсчёта срока?

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, никто не обязан доказывать свою невиновность. То есть доказывать вину должны правоохранительные органы. Можно узнать, как они это будут делать? По показаниям свидетелей? То есть соседей? Тем самым создавая атмосферу взаимной слежки? Это, конечно, замечательный способ обеспечения стабильности и снижения социальной напряжённости.

Пусть полицейские представят доказательства

Кроме того, люди мигрируют постоянно. Исходя из этого, полицейские должны ходить по домам всё время, а то вдруг кто-то к кому-то заехал, а с какого дня – неизвестно

Полицейские уже и пошли по домам с проверками.

Обращу внимание читателей на то, что, согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 6 Закона об органах внутренних дел, полицейские имеют право «входить беспрепятственно, осматривать жилые и иные помещения, территории и земельные участки (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) при преследовании подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, угрожающих безопасности физических лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается уголовное или административное правонарушение, произошел несчастный случай, для обеспечения личной безопасности физических лиц и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках».

То есть я сначала попрошу полицейских представить достаточные данные о том, что у меня в квартире совершается административное правонарушение, а потом – пожалуйте в дом.

И ещё. Согласно подпункту 3 того же пункта той же статьи, сотрудники полиции имеют право «вызывать в органы внутренних дел физических лиц и представителей юридических лиц по находящимся в производстве материалам и делам, получать от них объяснения и показания, документы, их копии…».

Так что любые объяснительные у вас должны брать только по находящимся в производстве материалам и делам.

Пора кончать с атавизмами

А вообще надо кончать с этим не соответствующим XXI веку атавизмом в виде слегка модернизированной советской прописки, которую называют регистрацией.

С точки зрения борьбы с терроризмом и экстремизмом она ничего не даёт, здесь даже нет необходимости приводить аргументы.

А в остальном – надо переходить к принятой в мире системе косвенного учёта граждан. Через водительские удостоверения, постановку на учёт в налоговых органах, регистрацию права собственности, трудоустройство, регистрацию избирателей и т. д.

И уж тем более наличие или отсутствие регистрации никак не может быть связано с реализацией всех закреплённых в Конституции прав, включая право на труд, охрану здоровья, образования и социальную помощь.

Тем более что и сама Конституция этого не предполагает.

ИСТОЧНИК:
Ratel.kz
http://ratel.kz/outlook/mify_i_legendy_drevnej_propiski 


Добавить комментарий