Честный диалог о правах человека в тюремной системе Казахстана

27.08.2016

С основным докладом выступил директор Восточно-Казахстанского областного филиала ОО «Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности», доктор юридических наук Куат Рахимбердин. Правозащитник рассказал о формах общественного контроля за соблюдением прав осужденных в местах лишения свободы предусмотренные в уголовно-исполнительном законодательстве Казахстана. Куат Рахимбердин подробно остановился о деятельности Национального превентивного механизма против пыток в Казахстане, Коалиции НПО против пыток в Республике Казахстан.
Доктор юридических наук Рахибердин К.Х. презентовал для участников Консолидированный Доклад по итогам посещений участниками НПМ РК за 2015 г. Следует отметить, что Куат Рахимбердин являлся автором раздела Консолидированного доклада посвященного положению лиц, находящихся в исправительных учреждениях Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК.

По мнению правозащитника опасения вызывает то обстоятельство, что в учреждениях и органах исполняющих наказания в виде лишения свободы словно возрождаются «милитаристские начала», проявляющиеся в насаждение среди осужденных строевой шагистики, возложении на них обязанности стоять по стойке смирно и исполнять строевые песни на плацу. Имели место случаи когда песни на государственном (казахском) языке предлагались осужденным не владеющим государственным языком за короткий промежуток времени до их исполнения наизусть. В спальных помещениях осужденных заставляют на «армейский лад» взбивать «кантики» на кроватях и даже разработана схема их «правильной» заправки. Это совершенно бессмысленно с точки зрения ресоциализации осужденных, их исправления и может рассматриваться, как вид унижающего человеческое достоинство обращения способный провоцировать напряженность в исправительных учреждениях, негативное отношение к государственному языку и отчуждение осужденных от персонала уголовно-исполнительной системы. Куат Рахимбердин считаем, что Уполномоченному по правам человека в Республике Казахстан и руководству КУИС МВД РК следует обратить особое внимание на эту порочную практику, с целью ее искоренения.

Региональный директор Бюро по правам человека Куат Рахимбердин сказал, что до сих пор институционально не закреплены механизмы деятельности общественно-наблюдательных комиссий (ОНК) в Республике Казахстан. Данный субъект общественного контроля за местами лишения свободы в настоящее время в Казахстане не эффективен и не выполняет возложенную на нее миссию. Более того в ряде регионов Казахстана возникли «параллельные» ОНК, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству Республики Казахстана.

Куат Рахимбердин отметил, что международные и национальные эксперты, не смотря на общую положительную оценку Национального превентивного механизма (НПМ) Казахстана, считают, «чтобы обеспечить надлежащее функционирование казахстанской модели «Омбудсмен +», необходимо, чтобы НПМ имел возможность работать в условиях большей независимости от Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан (омбудсмена). Члены НПМ должны иметь полномочия на принятие самостоятельных и независимых решений по любым видам инспекций, проведение которых они считают необходимым, и возможность публиковать результаты проверок немедленно по их завершении».

Уголовно-исполнительное законодательство Казахстана предусматривает, что «…участники Национального превентивного механизма обязаны регистрировать принимаемые сообщения и жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в порядке, определяемом Уполномоченным по правам человека» (ч.2 ст.43 УИК РК). Таким образом, определенный алгоритм участия НПМ в расследовании пыток закреплен и в национальном законодательстве Казахстана. К сожалению, в отчете участников НПМ за июнь 2015 г. о посещении исправительное учреждение ДУИС Павлодарской области АП 162/3 не нашли отражения обстоятельства и результаты расследования по жалобам, связанным с пытками. Ничего не сообщается о реакции на эти жалобы со стороны Уполномоченного по правам человека, о принятии государственными органами мера по пресечению пыток, уголовному преследованию виновных в их применении. Вышеуказанное посещение состоялось в июне 2015 г. и к декабрю 2015 г. ничего не известно об официальной реакции государственных органов. Во всяком случае, информации об этом отчет не содержит. Нельзя не отметить, что в отношении одного из участников НПМ, составляющих отчет о посещении АП 162/3 ДУИС Павлодарской области Е.А. Семеновой осуществлялось уголовное преследование. Таким образом, не устранены риски привлечения к ответственности участников НПМ. Уменьшению этих рисков призван способствовать принцип запрета преследования граждан в связи с его участием осуществлении общественного контроля (п.9. ст. 31 УИК РК). Однако в данном случае эта норма УИК РК, направленная на защиту участника НПМ, применения не получила.

Рахимбердин К.Х, обратил на наличие случаев не обеспечения условий, для беспрепятственного доступа участников НПМ в исправительные учреждения. Это проявлялось, в частности в неправомерном и излишнем оформлении спецпропусков на территорию учреждений, в то время как личность участника НПМ подтверждается его удостоверением, которого достаточно для прохождения на соответствующую территорию. Имели место также случаи, когда участников НПМ не допускали в помещения ИУ или выдворяли на пределы учреждения, ссылаясь на окончание рабочего дня.

По мнению правозащитника вызывает тревогу то обстоятельство, что не редко сотрудники исправительных учреждений, а в особенности военнослужащие Национальной гвардии МВД РК, наделенной полномочия производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств находящихся на территории учреждений УИС, совершенно не осведомлены о сущности НПМ, его целях, принципах и правовом статусе участников. Это создает риски не только конфликтных ситуаций, но и пыток по отношению к осужденным.

По мнению классическим примером попытки «заорганизованности» НПМ со стороны администрации КУИС является создание специальных комнат для участников НПМ. Не секрет, что в течение 2015 г. в исправительных учреждениях Казахстана были оборудованы специальные комнаты для проведения конфиденциальных бесед участников НПМ с осужденными. Однако следует отметить, что «комнаты НПМ» оборудованы металлическими решетками разделяющих участников НПМ от осужденных. Таким образом, по инициативе администрации учреждений искусственно создается физический и психологический барьер между представителями независимой инспекции и осужденными.

Восточно-Казахстанские представители гражданского общества внимательно заслушали и обсудили выступление Куат Рахимбердина и задали множество вопросов по актуальным проблемам защиты прав человека в исправительных учреждения Казахстана. Таким образом, круглый стол действительно стал платформой для диалога тюремной администрации и представителей гражданского общества Восточного Казахстана. Ведь для эффективного сотрудничества представителей УИС и правозащитников нужен объективный и профессиональный взгляд на «застаревшие» проблемы тюремной системы Казахстана.


Добавить комментарий