5 марта в восточно-казахстанском городе Риддер состоялся сход группы жителей по поводу несправедливого осуждения их земляка – Владимира Черкашина, предпринимателя, мецената, отца двух несовершеннолетних детей, ранее не судимого. Обращение горожан было записано на видеокамеру и эту запись участники схода планируют отправить президенту РК.
Хочу напомнить, что печальная история, участником которой стал В. Черкашин, началась в ночь с 1-го на 2-ое мая 2015 г. в ночном кафе «От заката до рассвета», где тот отдыхал с друзьями. Там же находился со своими друзьями бывший оперуполномоченный риддерской полиции Куанган Каримов, известный в г. Риддере как дерзкий хулиган, совершавший неоднократные нападения на граждан с применением ножа, с причинением телесных повреждений своим жертвам. Друзья Каримова спровоцировали конфликт, в ходе которого экс-полисмен пытался применить физическую силу к Черкашину, но получил достойный отпор в виде нокаута. Прибывшие сотрудники полиции не стали задерживать ни Каримова, ни Черкашина, ни их друзей, т.е. не приняли никаких мер по предотвращению дальнейших событий, несмотря на то, что Каримов находился под следствием по уголовному делу, возбужденному в отношении него по ст. 293 ч. 3 п.2 УК РК – хулиганство с применением ножа. В итоге все завершилось гибелью одного и арестом другого участника конфликта. (см. «Пуля – дура, но имеет свою цену»).
20 августа 2015 г. приговором Специализированного межрайонного суда по уголовным делам по Восточно-Казахстанской области Владимир Черкашин был осужден по ст. 102 УК РК – за совершение убийства при превышении пределов необходимой обороны, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года. Кроме этого Черкашиным была выплачена денежная компенсация за причиненный вред в размере трех миллионов тенге родственникам погибшего Каримова.
Однако родственников такой приговор не устроил, и они вместе с адвокатом стали обращаться в вышестоящие судебные инстанции.
30 октября 2015 г. апелляционный суд оставил первоначальный приговор без изменений.
Но 29 декабря 2015 г. кассационный суд отменил первоначальный приговор, а 26 января 2016 г. постановлением судебной апелляционной коллегии ВК области действия Черкашина были переквалифицированы на ст. 99 ч.2 п.6, п. 9 УК РК – т.е. умышленное убийство из хулиганских побуждений и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком уже на восемь лет.
Вот этим то обстоятельство вызвало возмущение родственников Черкашина, его друзей, а также просто жителей Риддера. И возмущение их вполне обоснованно: в действительности Черкашин не убил Каримова, а ранил – т.е. причинил ему тяжкие телесные повреждения, после чего К. Каримов скончался в больнице.
Автор внимательно ознакомился с заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной И. Николенко, которым установлено следующее: «Смерть К. Каримова наступила от огнестрельного дробового ранения с повреждением левого легкого, осложнившегося обильной кровопотерей. Данное ранение по степени тяжести квалифицируется как причинившее тяжкий вред здоровью. По факту обнаружения дробин, следует вывод о том, что все ранения являются дробовыми, и они образовались от одного выстрела, который производился с дальней дистанции. С момента причинения телесных повреждений до наступления смерти прошло около 40-60 минут. В случае оказания потерпевшему своевременной квалифицированной медицинской помощи, исход мог быть благоприятным, т.к. имелись реальные шансы на спасение жизни потерпевшего».
Таким образом, основываясь на неопровержимых доказательствах, установленных экспертом, можно утверждать:
Смерть К. Каримова наступила в соответствии со ст. 112 УК РК – причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, повлекшее смерть по неосторожности. Очевидно, что в действиях В. Черкашина нет состава преступления, предусмотренного ст. 99 УК РК – т.е. умышленное убийство, тем более
из хулиганских побуждений.
Напрашивается закономерный вопрос – а куда же смотрели следователь, расследовавший это дело, прокуроры, которые проверяли законность предъявленного обвинения, и судьи, которые выносили приговор и постановления, почему они проигнорировали очевидные факты? И почему подобные случаи имеют место в правоохранительной практике?
Ответ прост – подобные явления происходят потому, что следователи, прокуроры, судьи, создающие подобные прецеденты, не несут никакой ответственности. А безнаказанность, как известно, порождает порочную систему, которая рано или поздно может привести к социальным взрывам.
Тем более что и в Риддере, и в Восточно-Казахстанской области и в целом по стране действительно немало подобных дел, т.е. фактов предъявления обвинений и вынесения обвинительных приговоров, необъяснимых с точки зрения здравого смысла, авторами которых являются чиновники от правоохранительных и судебных органов.