• Главная
  • >
  • Чем был полезен для Казахстана визит спецпредставителя ООН

Чем был полезен для Казахстана визит спецпредставителя ООН

28.01.2015

 

Давайте по порядку. Это была не единственная встреча господина Киаи с представителями гражданского общества. Как известно, Спецдокладчик находился в Казахстане с официальным визитам по приглашению казахстанских властей.

 

Спецдокладчик не может посетить страну без согласия властей. Так что сам факт того, что наши власти его пригласили, достаточно позитивен. Со времени его назначения он запрашивал посещения у властей ряда стран (Спецдокладчики обычно посещают не более двух стран в год). Его пригласили и он посетил, например, Грузию, Великобританию, Руанду. А Россия отказалась его приглашать. Так что сам факт приезда уже важен.

 

Спецдокладчик – это так называемый тематический механизм ООН. В данном случае тема – право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации (объединения). Спецдокладчик докладывает Генеральной Ассамблее ООН о своих выводах о ситуации с этими правами в мире в целом и о результатах своих визитов в отдельнеы страны, в частности.

 

Визит проходил с 19-го по 27-е января. За это время он встретился с целым рядом официальных лиц, включая министра иностранных дел, депутатов Парламента, представителей силовых структур, с Комиссией по правам человека и Уполномоченным по правам человека. Он также встретился с целым рядом представителей политических партий, неправительственных организаций, профсоюзов. Наши власти удовлетворили его просьбу встречи с Владимиром Козловым и поездки в Актау – Жанаозен.

 

Я встречался ним во время его визита и участвовал во встрече сегодня. Естественно, что я в максимальной степени представил свою точку зрения на соблюдение этих прав и привёл примеры. Кроме того, я достаточно хорошо с ним знаком, поскольку являюсь членом Группы экспертов ОБСЕ по свободе мирных собраний и много раз с ним встречался до этого.

 

По результатам своего визита он сделал предварительное заявление,  видеозапись которого уже есть в Интернете. Практически все его выводы и рекомендации повторяют то, что казахстанские правозащитники говорят на протяжении многих лет. Что нужно пересматривать законодательство политических партиях, о профсоюзах, об общественных организациях, о религиозных ассоциациях и мирных собраниях. Что законодательство и практика должны исходить сначала из обеспечения права, а потом можно говорить о необходимых ограничениях.

 

Он так прямо и сказал, что в этой области всё надо с головы ставить на ноги. Он призвал к созданию независимого от исполнительной, представительной и судебной власти органа, который бы занимался регистрацией политических партий. Он сказал, что если партия – оппозиционная и стремится прийти к власти, то у неё явно будут проблемы с регистрацией, если регистрировать её должны те, с кем она собирается конкурировать.

 

По результатам встреч с пострадавшими в Жанаозенских событиях и родственниками осуждённых он призвал к проведению независимого международного расследования этой трагедии. Он поддержал создание и деятельность диалоговой площадки по человеческому измерению при МИДе РК, куда входят представители госорганов и многие казахстанские правозащитные организации как механизма поиска взаимоприемлемых решений. Мне трудно сказать о реакции властей, хотя присутствовавший на встрече представитель  МИДа – посол по особым поручениям У.Сулеймен был настроен весьма конструктивно.

 

Что особенно было интересно в его заявлении о предварительных выводах по результатам визита, которое он сделал задании ООН ещё до нашей встречи, так это достаточно резкая реакция на инцидент, который произошёл в Актау. Там, когда он встречался с местными активистами и они выходили из здания,  он заметил, что их снимают на видеокамеру из машины, в том числе и его. Он пошёл выяснить, кто это, но машина быстро уехала.

 

Разразился скандал, он потребовал, чтобы нашли, кто это. В результате, когда уже он был в аэропорту, представители местного УВД привезли какого-то человека, который «признался», но это был не тот человек. Поэтому Спецдокладчик в своём заявлении специально упомянул этот инцидент, указав на то, что он демонстрирует проблемы безопасности правозащитников и потребовав от властей гарантировать безопасность всех, с кем он встречался. Ему пообещали, как он сказал.

 

Польза, как мне представляется, здесь не от самой встречи, а от визита в целом такого имеющего специальный мандат официального представителя ООН.

 

Текст ответов Евгения ЖОВТИСА передан им самим
для публикации на сайте Bureau.kz

 

 


Добавить комментарий