«Владимир Козлов доказал, что виновата сама власть»

28.01.2015

 

28 января в пресс-центре нашего Бюро состоялась пресс-конференция, посвящённая третьей годовщине ареста 24 января 2012 года известного политического и общественного деятеля Казахстана, лидера Народной партии «Алга» Владимира Ивановича Козлова.

 

Три года и три дня после ареста Козлова вместили в себя месяцы заключения в СИЗО КНБ в Алматы и Актау, два судебных процесса с приговором к 7,5 годам лишения свободы, три железнодорожных этапа через весь Казахстан, пребывание в колониях Петропавловска и Заречного.

 

В этом исправительном учреждении в 70 км от Алматы узника не раз посещали высокопоставленные представители европейских и международных организаций; последним по времени было посещение Владимира Ивановича 20 января специальным докладчиком ООН по свободе мирных собраний и праву на создание ассоциаций Майной Киаи в ходе его визита в Казахстан.

 

Проблема свободы собраний и ассоциаций имеют самое непосредственное отношение к уголовному преследованию Владимира Козлова, которого арестовали вскоре после разгрома забастовки нефтяников Жанаозена, чьи мирные собрания разгонялись властями, а сама забастовка была в конце концов прекращена массовым расстрелом 16 декабря 2011 года. Что же до права на создание ассоциаций, то год спустя после Жанаозенского расстрела казахстанские власти со ссылкой на уже вынесенный приговор Козлову запретили и возглавляемую им партию «Алга».     

 

Обо всём этом вспомнили участники сегодняшней пресс-конференции, особо подчеркнув сугубо политическом характере уголовного преследования Козлова,

 

Пресс-конференцию открыл руководитель информационно-мониторингового центра КМБПЧиСЗ Сергей Дуванов, который охарактеризовал трёхлетнюю годовщину заточения Владимира Козлова как политически значимый, хотя и далеко не радостный, юбилей и целую эпоху в новейшей истории Казахстана.

 

Спикеров на сегодняшней пресс-конференции было пятеро: соратники Козлова по руководству закрытой ныне партией «Алга» Михаил Сизов и Марат Жанузаков, общественный деятель Жасарал Куанышалин, юрист и правозащитник Ерлан Калиев, супруга узника-юбиляра Алия Турусбекова, днём ранее видевшая своего мужа на коротком свидании.   

 

 

Воспроизводим далее фрагменты выступлений на пресс-конференции.

 

 

Жасарал КУАНЫШАЛИН:

 

– Ровно три года назад, в конце января 2012 года, наш друг и соратник Владимир Козлов был арестован органами КНБ и препровождён в следственный изолятор, началось так называемое следствие, а в сентябре того же года был так называемый суд с вынесением так называемого приговора. Я называю их так потому, что присутствовал на суде в Актау и всё это видел и слышал. Мы все пятеро, кто сейчас за этим столом сидим как спикеры, были на том процессе и остались едины в ощущении несправедливости и политического характера процесса и приговора.

Это был не суд, а судилище, на котором откровенно засудили человека, не совершавшего никаких преступлений и даже правонарушений, отличавшегося высокой законопослушностью и уважением к закону, он и других всегда призывал действовать только законными методами. Владимир Козлова осудили к семи с половиной годам заключения, тогда как он не должен был сидеть и семи с половиной суток!

 

В своих выступлениях на суде Володя убедительнейшим образом доказал не только  невиновность не только свою, но и своих товарищей по скамье подсудимых, а также всех осуждённых чуть ранее рабочих-нефтяников. Он чрезвычайно логично доказал, что во всём происшедшем в Жанаозене виновата сама власть.   

 

Находясь в тюрьме, Володя никогда не терял присутствия духа, описывая в своих письмах всё, что с ним и вокруг него происходило, живо откликался на происходящее за тюремными стенами. Его острый аналитический ум позволяет ему судить обо всём и делать самые интересные выводы и умозаключения вопреки дефициту информации о происходящем на воле.

 

Все эти годы я не устаю удивляться и восхищаться этим человеком! – воскликнул Жасарал Куанышалин и высказал пожелание, чтобы Владимир Козлов как можно скорее вышел на свободу. 

 

 

Алия ТУРУСБЕКОВА:

 

– Эти три года были очень трудными для нашей семьи и прежде всего для Володи, который по понятным причинам лишён возможности помогать нам с маленьким Аланом. Нам, конечно, легче, потому что мы всё-таки на свободе, а Володе в тюрьме гораздо тяжелее. Мало того, что он лишён свободы абсолютно несправедливо, так ещё и на какой большой срок: в его приговоре написано, что он должен выйти на свободу 23 июля 2019 года! Когда думаешь об этой дате, это наводит такую тоску…

 

Однако есть закон, есть нормы Уголовно-исполнительного кодекса, позволяющие Володе выйти на свободу несколько раньше. Ещё в июле 2014 года у него появилось право на облегчение режима, то есть на перевод в колонию-поселение. Но именно поэтому ему перед самой датой истечения одной трети срока объявляют взыскание, формально ставящее крест на облегчённом режиме. И все попытки осужденного снять этот выговор через судебный иск ничего не дали.

 

– Каким вы нашли Владимира Ивановича на вчерашнем свидании? – задали вопрос из зала.

 

– Володя очень позитивный человек, он всегда надеется на лучшее. Старается не терять времени, учиться чему-то новому для себя. У них в колонии действует швейный колледж, он в него поступил и теперь уже окончил. Передал мне собственноручно сшитую им пижаму для нашего сына. Такие краткосрочные свидания у нас шесть раз в году.

 

 

Ерлан КАЛИЕВ:

 

– То, что Владимир Козлов вот уже три года находится за решёткой, – это не только трагедия для его близких, но и постоянная головная боль для высшей казахстанской власти. Она напрямую в ответе за арест Козлова, за его несправедливое осуждение и за предвзятое отношение к нему в местах лишения свободы, поскольку ясно, что всё это направляется сверху, из Астаны. И это лишний раз подчёркивает сугубо политический характер уголовного преследования Владимира Козлова как лидера политической партии, разогнанной властями сразу после вынесения приговора её лидеру.

 

Не забудем и о том, что статья Уголовного кодекса, по которой засудили Козлова, тоже является по сути не уголовной, а политической, особенно тот её пункт, в котором введено понятие «разжигания социальной розни». Казахстанские и международные правозащитные организации очень резко критикуют и саму эту статью УК как орудие политической борьбы власти против всех инакомыслящих, и практику её более чем расширительного применения, основанного на заказных экспертизах.

 

Владимир Козлов безусловно является политическим заключённым и узником совести, а наличие в стране таких узников и политзэков есть самое худшее для её политического имиджа. И для экономического имиджа тоже, потому что отпугивает зарубежных инвесторов из демократических стран, в которых законодательство и правоприменительная практика не допускают подобного. Любой такой инвестор теперь сто раз подумает, глядя на историю Владимира Козлова: стоит ли ему связываться со страной, которая декларирует себя как демократическую, а на деле является жёстко авторитарной.

 

И ещё продолжающееся уже три года несправедливое заточение Владимира Козлова позорит нашу судебную систему, демонстрируя её политическую ангажированность и полную зависимость от исполнительной власти. Наши суды оказались неспособны дать правовую оценку Жанаозенской трагедии, главным виновником которой назначили Владимира Козлова. Но я уверен, что правовая оценка и Жанаозена, и приговора Козлову ещё впереди.   

  

 

Михаил СИЗОВ:

 

– Буквально несколько слов о человеческих качествах Владимира Ивановича, который был для меня не только руководителем партии, но и ближайшим другом. Мы с ним делились не только политическими моментами, но и чисто эмоциональными впечатлениями. Володя очень эмоционально переживал трагедию рабочих Жанаозена, с которыми сблизился и подружился во время своих поездок в этот город в месяцы забастовки.

 

Все его выступления тех месяцев на международных форумах, куда его часто приглашали, были в защиту притесняемых властями нефтяников. И Володя понимал, что власти ему этого не простят, да он просто даже знал об этом! Во время своей последней, как оказалось, поездки в Брюссель на форум Евросоюза он получил совершенно достоверное предупреждение о готовящемся аресте.

 

Европейская известность Владимира Козлова без проблем позволила бы ему получить там политическое убежище, но он сознательно вернулся в страну, будучи морально готов разделить судьбу жанаозенцев и защищать их до последней возможности даже на собственном процессе. Это было поведение настоящего политика и настоящего мужчины.

 

Все эти три года не видя Володю Козлова вблизи, а лишь отрывочно узнавая что-либо о его жизни и борьбе за тюремными стенами, мы видим, что он и там следует своим моральным принципам. Нам же остаётся поддерживать его в этой борьбе, как только можем, и самим бороться за его освобождение – это программа-максимум, а программа-минимум пусть будет в том, чтобы добиться для начала хотя бы облегчения его режима, тем более что это предусмотрено действующим законом

 

 

Марат ЖАНУЗАКОВ:

 

– Несправедливое осуждение и пребывание в местах лишения свободы Владимира Козлова ещё раз актуализировало для нас круг вопросов о положении человека за решёткой и вообще о состоянии тюремной системы в стране.

 

Со своей стороны озабоченность этой проблемой высказал недавно и генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев, который поставил задачу выхода Казахстана из числа 50-ти стран мира с высоким процентом тюремного населения. При этом он указал как на один из ключевых пунктов на то, что тюремное начальство препятствует переводу своих подопечных на условно-досрочное освобождение. Генпрокурор привёл такую цифру: из 12 тысяч осужденных, имевших право на УДО, воспользоваться им смогли только 5 тысяч, а остальные семь остались сидеть.       

 

В эту категорию заключённых попадает и Владимир Козлов, который к тому же вообще не совершал того преступления, за которое был осуждён. Безусловно, он должен быть освобождён по реабилитирующим основаниям и оправдан, но если наш власть на это неспособна, то почему бы ей не использовать вполне законную возможность перевода Козлова на УДО? И ещё в наступившем 2015 году будет 70-летие Победы, и в честь этого юбилея можно было бы провести юбилейную амнистию, распространив её и политических узников режима.

 

Казахстанская власть просто обязана освободить Владимира Козлова, все основания для этого у неё имеются!

 

Материал подготовил Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ

 

 


Добавить комментарий