Ситуация со свободой мирных собраний в ряде стран ОБСЕ за последние годы серьёзно ухудшилась. И связано это, главным образом, с тем, что для авторитарных режимов митинги и демонстрации рассматриваются через призму событий в Грузии, в Украине, в Кыргызстане в ходе двух тюльпановых революций, а также революциями в ряде арабских стран.
Власти целого ряда государств рассматривают массовые акции протеста как потенциальную или реальную угрозу для их нахождения у власти и пытаются максимально снизит уровень такой опасности.
Это приводит к тому, что и так недемократическое законодательство становится ещё более репрессивным, санкции всё более жёсткими, действия полиции и органов безопасности всё более агрессивными даже по отношению участникам абсолютно мирных собраний.
Несмотря на то, что Руководящие принципы ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы по свободе собраний, третья редакция которых, сейчас находится на стадии подготовки, чётко устанавливают преимущественно уведомительный характер мирных собраний, создание благоприятных условий для донесения месседжа до целевой аудитории (прежде всего, государственных органов), презумпцию в пользу мирных собраний, возможность проведения спонтанных собраний, законодательство и правоприменительная практика целого ряда стран региона ОБСЕ, особенно Центральной Азии, России, Беларуси и Азербайджана идёт по прямо противоположному пути.
В целом ряде стран не только установился исключительно разрешительный порядок организации мирных собраний, но и ограничены места для их проведения. Так, например, в Казахстане для проведения мирных собраний в крупных городах и центрах регионов выделены по одному-два места в отдалённых от центра районах. Это делает невозможным проведение митингов возле государственных зданий, а также проведение демонстраций и шествий, которые предполагают движение от одного места к другому.
Количество разрешённых собраний в странах Центральной Азии колеблется от нуля в Туркменистане и Узбекистане, до не более 5 из ста, например, в Казахстане.
Под мирными собраниями власти понимают все виды акций, которые они рассматривают как протестные, в том числе флэш-мобы, возложение цветов, коллективную подачу петиций.
Доходит до анекдотических случаев, когда, например, в Алматы в Казахстане женщину, объявившую о проведении и провёдшую голодовку у себя дома была объявлена нарушившей закон, поскольку не получила разрешения местных властей.
Власти широко используют давление на организаторов и участников мирных собраний ещё до их проведения. Прокуратура и полиция вручают предостережения, предупреждая о возможном нарушении закона ещё до проведения собрания. В ряде случаев организаторов и участников мирных собраний, на которые власти не дали разрешения, задерживают дома ещё задолго до времени предполагаемого митинга или пикета.
Даже на разрешённых собраниях власти активно применяют «кеттлинг» оцепление, используя рамки металлоискателей, металлические заграждения, оцепления отрядами полиции и специальных войск. То есть организаторы и участники мирных собраний, даже разрешённых, подвергаются стигматизации, демонстрируя обществу их опасность.
Полиция практически всегда действует не как государственный орган помогающий гражданам реализовать своё право на мирные собрания, а как репрессивный инструмент, главная цель которого – контроль за собравшимися, жёсткие действия, задержания и доставка участников абсолютно мирных собраний в отделы полиции, если у них не было разрешения.
Недавно в Астане, столице Казахстана было задержано и помещено в полицейские автобусы несколько десятков несовершеннолетних детей, в том числе от 5 до 15 лет, которые пришли с родителями протестовать против незаконных выселений.
В целом ряде случаев власти используют провокаторов для нарушения общественного порядка, полиция провоцирует участников протестных акций, создавая таким образом основания для будущего привлечения организаторов и участников акций к ответственности, как это было в случае с событиями на Болотной площади.
Нужно прямо признать, что в целом ряде государств-членов ОБСЕ, особенно в регионе бывшего Советского Союза право на свободу мирных собраний не просто не гарантируется и не обеспечивается, а просто не существует.
Это требует особого внимания, поскольку право на свободу мирных собраний неотделимо от права на объединение и права на свободу выражения.
Это одно из наиболее нарушаемых прав в большом регионе ОБСЕ.
Спасибо за внимание.
24 сентября 2014 г.
Варшава, Польша