Внимательно наблюдая за обсуждением и активно участвуя в работе над проектами Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского процессуального кодексов и Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, с сожалением вынуждены констатировать, что в настоящее время в этих документах права человека значительно ограничены и ущемлены, а обоснованные предложения гражданского общества проигнорированы.
Так, в проекте Уголовного кодекса прямо нарушается право граждан на свободу объединения. Формулировка нового понятия «лидер общественного объединения» как специального субъекта права в целях привлечения к уголовной ответственности приведет к преследованию любых членов общественных объединений, особенно их активистов, на основании произвольных предположений.
Статья проекта Уголовного кодекса «Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов» в связи с отсутствием ясного и недвусмысленного толкования понятия «незаконное вмешательство» позволит государственным органам трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране.
Использование в проекте Уголовного кодекса данных понятий и статей, направленных против общественных объединений, не соответствует международно признанным принципам международного права: принципу юридической определенности и предсказуемости и принципу недискриминации, выделяя общественные объединения как «особо опасный» вид юридических лиц, противоречит Конституции РК и будет способствовать подавлению любой критики в адрес государства.
Статья проекта КоАП «Нарушение законодательства об общественных объединениях» предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать деятельность общественного объединения и за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений.
Вопреки рекомендациям Совета по правам человека ООН, принятым Казахстаном в порядке Универсального периодического обзора, в проекте Уголовного кодекса расширены основания и ужесточена ответственность за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, в проект УК введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая наказание до десяти лет лишения свободы. Если эта новелла будет узаконена, тяжким преступлением может стать распространение мнений, взглядов и убеждений, что идет вразрез с положениями Конституции страны.
В полном противоречии с Конституцией и нормами Международного пакта о гражданских и политических правах, законодательство Казахстана безальтернативно ставит право человека исповедовать религию в зависимость от наличия нескольких десятков, сотен и даже тысяч его единоверцев, а проект Уголовного кодекса ужесточает ответственность за нарушение этого недемократического положения.
В проекте Уголовного кодекса значительно расширилась вариативность наказаний за нарушение избирательных прав, от 1-2 до 4000 МРП, что не исключает субъективность при вынесении судебных решений.
Серьезную озабоченность вызывает соблюдение права на защиту в новой редакции ГПК. Ограничение круга лиц, имеющих право быть представителями в Верховном суде, лишь аккредитованными адвокатами прямо нарушает принцип недискриминации и право на выбор защитника, а также монополизирует рынок юридических услуг, что увеличит их стоимость и в конечном итоге ударит по малоимущим гражданам.
Согласно нормам проекта Уголовно-процессуального кодекса, задержанные подозреваемые не смогут в срочном порядке беспрепятственно быть заслушанными судом по поводу законности их задержания, как того требуют международные стандарты.
В проекте остаются противоречия между правом задержанных подозреваемых на немедленное и самостоятельное оповещение близких и положением, уполномочивающим следователя самому уведомить близких задержанного; при этом допускается отсрочка оповещения до 12 часов. Надзорный орган в лице прокуратуры уведомляется о факте задержания, по-прежнему, не сразу, а в течение 12 часов с момента составления протокола задержания. Задержанный не вправе уведомить о своем задержании защитника в момент задержания. Право на защитника у задержанного подозреваемого наступает с момента ознакомления его с постановлением о признании в качестве подозреваемого, т.е. не ранее чем через 3 часа после фактического задержания.
Сообщения участников уголовного процесса о пытках расцениваются не как заявления о преступлении, а как жалобы «на действия и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование». Нет независимого механизма расследования.
В проекте Уголовно-исполнительного кодекса продолжает реализовываться существующая с советского периода репрессивная «концепция исправления» вместо «концепции сохранения», принятой в передовых уголовно-исполнительных моделях. В ряде случаев положение осужденных, в частности к лишению свободы, значительно ухудшено по сравнению с действующим уголовно-исполнительным законодательством.
Это лишь небольшая часть выявленных представителями гражданского общества недостатков предложенных проектов, их несоответствия принципам международного права в области прав человека, передовой зарубежной практике и международным тенденциям в области обеспечения и защиты прав человека.
В этой связи, мы, представители гражданского общества, исходя из международных обязательств Казахстана в отношении гражданских и политических прав и свобод человека, исходя из положений Конституции Казахстана,
ЗАЯВЛЯЕМ:
Своды законов, регламентирующие жизнь казахстанского общества в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном, гражданском и административном порядке, должны полностью соответствовать международным демократическим стандартам, для чего:
-
До голосования в Мажилисе Парламента проекты названных кодексов должны пройти международную экспертизу на предмет соответствия ратифицированным Казахстаном международным договорам, в соответствии со ст. 4 Конституции страны;
-
До голосования в Мажилисе Парламента проекты названных кодексов должны пройти национальную общественную экспертизу с тем, чтобы исключить из них нормы, продиктованные ведомственными, корпоративными и сиюминутными интересами;
-
Необходимо организовать широкое общественное обсуждение соблюдения политических прав и гражданских свобод человека в проектах УК, УПК, УИК, ГПК и КоАП.
Подписи:
1. Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз»
2. Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
3. Общественный фонд «Хартия за права человека»
4. Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива»
5. Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»
6. Общественный Фонд «Аман-Саулык»
7. Центр исследования правовой политики
8. Ассоциация религиозных объединений Казахстана
9. ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана»
10. Общественное Объединение «Эхо»
11. Международный центр некоммерческого права
12. Общественный фонд «Правовой медиа-центр»
13. Центр исследований «Сандж»
14. Общественный Фонд «Улагатты Жануя»
15. ОО «Экоцентр», Курмашова Меруерт
16. ОО ПЦЖИ «Сана Сезім»
17. Неправительственное учреждение «Эко Мангистау»
18. РОО «Шаңырақ», Махамбет Абжан (поддерживаю с оговоркой заявление о необходимости общественной экспертизы проекта изменений в УК и Др.кодексы, не поддерживаю требования международной экспертизы)
19. ОО «Центр поддержки женщин»
20. Фонд «Тілші», Аскар Актлеуов
21. Редакция журнала «ADAM bol»
22. Фонд «Журналисты в беде», Рамазан Есергепов, председатель правления
23. Фонд «Журналисты в беде», Розлана Таукина,
главный редактор газеты «Слово народа»
24. Движение пенсионеров «Поколение», Ирина Савостина, председатель
25. Движение «Женщины Казахстана», Даметкен Аленова, лидер движения
26. Республиканское Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»
27. ЧУ «Диалог плюс», Караганда, Валентина Махотина, директор
28. ОО «Ару ана»
29. ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас», Рауф Сабитов,
30. ОФ «Дети Чернобыля Арала», Исаева Куралай
31. Международный центр журналистики MediaNet
32. ОО «АСРИВ»
33. ОО «Гражданская Оборона», Дмитрий Тихонов, заместитель председателя
34. ОО «Центр реабилитации Северо-Казахстанской области», Марина Нистолий, председатель
35. НПО «Арлан», Макс Бокаев, председатель
36. ОФ «Центр электоральной культуры», Эдуард Пак
37. ОФ «Институт Национальных и Международных Инициатив Развития», Светлана Ушакова, директор
38. ОО «Общественный комитет по правам человека», Игорь Колов, председатель
39. ОФ «Прометей», Олжас Сыздыков, председатель
40. Гражданская инициатива «Баста!» (Blogbasta.kz), Адиль Нурмаков
41. Общественный фонд защиты прав человека и борьбы с туберкулёзом «Луч надежды»
42. Газета «Новая», г. Степногорск, Максим Пономарев, гл. редактор
43. ОО «Ассоциация социальных работников, инвалидов и волонтеров», Гульнур Хакимжанова, президент
44. ОО «Союз детских общественных организаций “Жулдыз”», Елена Дмитриенко, Президент
45. НПО «Инфо Плюс», Тараз, Лариса Полихраниди,
46. ОО «Лига женщин творческой инициативы»
47. ОО «Талмас», ЦК профсоюза «Жанарту», Айнур Курманов, председатель и зам.председателя
48. ОФ «Центр мониторинга прав человека», ОО «Координационный совет ОНК»
49. ОФ «ЭлитАгро», Марина Цыганкова, директор фонда
50. «Центр поддержки детей, подростков и женщин (ЦПДПЖ) «Томирис»
51. ОФ «Ты не один», Александр Пак, директор
52. ОФ «Врачи против наркотиков», Сергей Молчанов, директор
53. ОФ «Феминистская Лига»
54. Общественный фонд «Куретамыр», А. Кадырбаева, президент.
55. Общественное объединение «Жаса, Азаттык!», Жасарал Куанышалин, председатель
56. Общественное объединение «Заман»
57. ОО «Демос»
58. ОО «Мегаполис»
59. ОО «Аялы орта»
60. Общественный фонд «Айкап», Улан Шамшет,
61. ОФ «Гражданская экспертиза», Данил Бектурганов, президент
62. Общественное объединение «The Last Hope», г.Петропавловск, Руслан Асаубаев председатель
63. Общественное объединение «Общественный комитет по правам человека СКО», Сергей Измайлов, председатель
64. ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана», Маргарита Ускембаева, президент
65. Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана, Шолпан Жаксыбаева, исполнительный директор
66. ОО «Ассоциация Казакстан Эйелдерi»
67. АФ РОО «Шанырак», Ж. Балгабаева
68. Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана
69. Общественное обьединение «Наше право», г.Кокшетау, В.Шуль
70. ОО «ДОМ», М. Абенова
71. ОФ «Казахская Социальная Академия», Асия Касенова
72. ОО «Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека», Светлана Ковлягина
73. ТОО «Твой шанс» (издатель газет «Наша Газета», «Твой шанс» и сайта www.ng.kz), Сергей Миролюбов, генеральный директор
74. Общественный культурно-исторический фонд «Кенесары Хан»,Уалихан Кайсаров, президент
75. Академия системной аналитики и моделирования, Валерий Цой, директор
76. ОО «Наше право»
77. ОО «Формирование налоговой культуры», Наталья Янцен, директор
78. ОФ «Общественная позиция», Асия Калиева, президент
79. ОО «Оставим народу жилье!», Есенбек Уктешбаев, председатель
80. ОО «Центр творчества детей и молодежи «Исток», г. Семей, Людмила Михайлова
81. МОО Эколого-туристского центра «ТЭК», Наталья Блох, директор
82. ОО «Ұлағат Асыл Айна», Руслан Кассым, председатель
83. Общество молодых профессионалов Казахстана
84. Движение «За справедливость»
85. Kaznet-Freedom
86. ОО «АРД»
87. Профсоюз работников образования г.Алматы
88. Общественный фонд «Оркен», президент Нура Эсенниязова
89. ОО «КМПА», президент ВК филиала ОО, член Правления, секретарь ОО «КМПА», Сауле Кабылова
90. ОО «ДЕМОС», г.Атырау, Тогжан Кизатова
91. Общественный Фонд «Центр по внедрению новых экологически безопасных технологий», директор Дана Ермолёнок
92. ОФ «Женский луч»
93. Норвежский Хельсинкский Комитет
94. Негосударственное некоммерческое учреждение Internews–Kazakhstan
95. Фонд «Открытый Диалог», Польша, Людмила Козловская,
96. Центр по правам человека по Согдийской области, Таджикистан, Татьяна Хатюхина, региональный директор
97. Amnesty International
98. British Council в Казахстане, Анар Нурбаева, заместитель директора
99. Общественное объединение «Журналисты», Кыргызская Республика, Марат Токоев, председатель правления
100. Татьяна Чернобиль, независимый эксперт по международному праву в области прав человека
101. Барлык Альмагамбетов
102. Наталья Сильванович, корреспондент газеты «Темиртауский рабочий»
103. Ирина Абрамова, журналист «7 канала» (собкор по ЮКО), член ОО «Правовой Медица-сервис»
104. Зауре Жумалиева
105. Сергей Соляник, консультант Crude Accountability
106. Сергей Чайка, юрист, журналист
107. Жанна Байтелова, журналист, Фонд «Адил соз»
108. Дулат Исахайдар
109. Аскар Шайгумаров, г Уральск
110. Тамара Симахина, юрист редакции газеты «Central Asia Monitor»
111. Асель Нургазиева
112. Айдос Садыков
113. Оксана Макушина, журналист
114. Алия Дуганова, независимый эксперт по правам человека
115. Елибай Джикибаев, собственный корреспондент республиканской газеты «Караван» по Кызылординской области
116. Нургельды Дюсенов, веб-редактор сайта ng.kz («Наша Газета», Костанай)
117. Бахтияр Галимжанов, юрист
118. Халида Сабитова, менеджер
119. Ирина Тришина, инженер в электроэнергетической отрасли
Подлинность подписей подтверждаю
Акылбекова Р.М.,
координатор Коалиции НПО Казахстана против пыток,
директор Казахстанского международного бюро
по правам человека и соблюдению законности,
член Координационного Совета НПМ при Уполномоченном по правам человека