Таблица рекомендаций КСО ДПЧИ по итогам 2013 г.
Права |
Требуют дополнительного согласования между госорганами |
|
Свобода вероисповедания и убеждения |
|
|
Право на жизнь; |
|
|
Право на свободу от пыток; |
|
|
Право на свободу от рабства; |
|
|
Право на свободу и личную неприкосновенность; |
|
|
Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение и уважение достоинства; |
1. Оказание психологической помощи жертвам несправедливого правосудия с активным подключением института социальных работников и т.д. |
|
Право на свободу передвижения; |
|
|
право на признание правосубъектности |
1. определить момент, не позднее которого в ходе уголовного судопроизводства участвующие в деле лица получают процессуальный статус подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и т.д. |
|
Право на справедливое судебное разбирательство; |
1. В целях обеспечения гарантии защиты прав и свобод лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства в проект УПК необходимо ввести норму, обязывающую при осуществлении уголовного преследования и судебным разбирательстве выполнять по данному вопросу требования Конституции РК и международных договоров РК. 2. Предусмотреть вынесение постановлении, означающих начало и завершение уголовного преследования, и их вручение лицам, интересов которых они касаются, чтобы они имели возможность обжаловать его в судебном порядке (право на судебную защиту); 3. санкционирование всех процессуальных и следственных действии затрагивающих права и свободы человека передать следственному судье (право на судебное разбирательство); 4. принятие решения о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (т.е. при установлении виновности лица в совершении уголовного правонарушения) передать исключительно судам (право быть выслушанным в суде); 5. Разработать процессуальный порядок применения в уголовном судопроизводстве применения медиации (право на применение) |
1. Восстановить доверие населения к судам. Сложившееся на сегодняшний день ситуация когда люди выступают массами против решении суда, опасна. Суд не исполняет предназначенную ему роль «право восстановителя» , что может привести к катаклизмам . 2. Проведение тренингов для судей и прокуроров по международной практики и международным обязательством в области защиты прав человека; 3. Гарантировать справедливое судебное разбирательство, так как суд это единственный институт защиты прав человека в стране; 4. Необходимо развивать альтернативные институты правосудия и разрешения споров, таких как третейские суды с целью снижения нагрузки на общие суды и повышения доверия общества.
|
Право без всякой дискриминации на равную защиту закона; |
1. провести Парламентские слушания для приведения национального законодательства и правоохранительной практики в области обеспечения прав человека в соответствие с международными обязательствами РК: 2. Снижение роли прокуроров при исполнении правосудия, а также гарантированное равенство сторон. 3. Начать работу по искоренению правовой неграмотности населения РК, в том числе путем внедрения программы ТВ шоу, передачи по судебным процессам. |
1. Включить в Административный кодекс норму о немедленном вступлении в силу постановления Суда об административных правонарушениях, что позволит гражданам РК обжаловать решение об административное аресте ( от 5 или 10 суток). 2. Уголовный кодекс должен соответствовать нормам Конституции. При этом это должно касаться как регулятивный, так и ограничительной и предупредительной ее частей. Нормы Уголовного кодекса должны предусматривать примат международных уголовно- правовых обязательств Казахстана ( с оговорками) .
|
Политические права: свобода объединений Право на свободу ассоциаций; |
1. Обеспечить дальнейшее реформирование законодательства о некоммерческих организациях. 2. Рассмотреть вопрос о расширении организационно правовых форм НПО. 3. Исключить или дать четкое разъяснение региональному статусу НПО. |
1. Структуризация, социальная ориентация НПО, создание крупных НПО и сетевых объединении в пределах страны. 2. Профессионализация НПО, улучшение качество выполнения государственного соцзаказа. 3. Повышение уровня доверия НПО к себе и информирование населения о своей деятельности. 4. Пересмотреть планы по ведению обязательного членства в НАП «Атамекен», как нарушающим свободу объединения граждан.
|
Свобода мирных собраний; |
|
|
Право на участие в управлении делами государства; |
6. Поощрять и поддерживать политические дискуссии, политические дебаты в обществе. 7. Важно, чтобы парламентские партии при обсуждении актуальных вопросов общества выходили на встречу с гражданским сектором, для обсуждении и дискуссии. 8. Провести в Казахстане парламентские слушания: «О реализации права граждан на участие в управлении делами государства», в котором рассмотреть политическое участие гражданского сектора. 9. Центральной избирательной комиссии совместно с общественностью и другими заинтересованными сторонами, разработать и воплотить в жизнь комплекс мероприятии по повышению профессионального уровня членов избирательных комиссии. 10. Центральной избирательной комиссии совместно с общественностью и другими заинтересованными сторонами разработать инструкцию для членов избирательных комиссии, разъясняющих порядок действии в различных спорных ситуации в ходе процесса голосования и подсчета голосов. 11. Центральной избирательной комиссии совместно с общественностью и другими заинтересованными сторонами проработать вопрос усиления ответственности членов избирательных комиссии за нарушение процедуры проведения выборов и подсчета голосов. 12. Свести к минимуму влияние акимов на избирательный процесс, отстранить их от формирования избирательных комиссии, подбора кандидатов и подсчета голосов. Добавить на эту ДП представителей акиматов. |
1. Прописать в законодательстве все условия, при которых могут быть назначены досрочные выборы, особенно президентские, так как в РК в новом тысячелетии практически все выборы были досрочными. 2. Избирать всех депутатов мажилиса, в том числе девять представителей от АНК, путем всеобщего народного голосования или перевести их в сенат. 3. Скорректировать концепцию развития местного самоуправления с учетом формирования органов местного самоуправления самими гражданами и наделение их правом выбирать на прямую все органы местного самоуправления
|
Социальные, экономические права: |
1. Создать третью рабочую группу по вопросам социальной политики РК для подготовки плана законопроектных работ в указанной сфере на рассмотрение Правительства и Парламента. |
1. Создать на платформе Министерства Труда и Социальной защиты рабочую группу с участием НПО, инициировавших альтернативный доклад в 2010 году, и представители министерства с целью провести обзор реализации Казахстаном рекомендации Комитета по экономическим , социально- культурным правам по исполнению нашей страной международного пакта ( это позволить , во-первых, провести внутреннюю подготовительную работу и внутреннее согласование, а также лучше подготовиться к очередному отчету правительства по пакту)
|
Трудовые права; |
|
|
Право частной собственности; |
|
1. Усилить меры по обеспечению верховенства закона и неприкосновенности частной собственности.
|
Право на жилище; |
1. Создать вторую рабочую группу, возможно в Парламенте, по заключительным замечанием Специального докладчика ООН по вопросам достаточного жилища в РК с участием НПО, депутатов а также Агентства по жилищным делам (ЖКХ). |
|
Охрана окружающей среды |
|
|
Право на здоровье |
|
|
Свобода слова |
1. Целесообразно, чтобы МИД РК проявляло больше активности в том, чтобы аккредитованные при нем зарубежные СМИ освещали электоральные компании в стране не в виде сухих комментарии, а в виде живых, глубинных интервью участников избирательного процесса, избирательных комиссии. 2. Способствовать продвижению в СМИ толерантности и запретить кадры, вызывающую рознь на религиозной почве и религиозную нетерпимость. |
1. Прекратить практику закрытия и запрещения деятельности средств массовой информации и инициировать вопрос о создании подлинно общественного телевидения .
|
Свобода мысли, совести и религии |
1. Запустить дебаты в РК по недостаткам действующего религиозного законодательства и рассмотреть целесообразность возвращения к учетной регистрации |
|
Права женщин |
|
|
Права инвалидов |
|
|
Права ребенка |
1. Включить в образовательные программы школ, курс по международному праву и международным обязательствам Казахстана |
|
Одобренные рекомендации
13. Сделать процедуру госзаказа более прозрачной и продолжить совершенствовать систему его финансирования.
21/7 Пересмотреть постановления КС от 18 мая 2006 года касательно ст.54, п.7 Конституции РК:
26/12 Одно из повесток следующей встречи КСО поставить вопрос соблюдения РК рекомендации УПО.
27/13 Привлечь большее число НПО к обсуждению проектов уголовного кодекса и уголовно-процессуального кодекса в рабочих группах Парламента.
28/14 Предусмотреть тренинги для служащих правоохранительных органах РК и, возможно, других государственных служащих во вопросам международного права, и международных обязательств РК.
30/1 На практике создать национальный превентивный механизм, который бы соответствовал всем требованиям факультативного протокола.
Требуют дополнительного согласования между госорганами
1. Выработать государственную политику направленную на стимулирование создания и деятельности политических партии, для чего привести законодательство в области правового регулирования создания и деятельности, а также приостановления политических пи роспуска партии в соответствие с международными стандартами.
2. Парламентские партии должны полноценно работать в стенах Парламента и именно там осуществлять свою политическую деятельность. Там должна быть создана площадка, на которую могли бы приходить представители гражданского общества и обсуждать проблемные вопросы, лоббировать свои и общественные интересы с каждой отдельной партией.
3. Предоставить Парламенту независимо от других субъектов право законодательной инициативы
19/6 Создать рабочую группу совместно с правозащитными организациями, желающими провести полномасштабный анализ с точки зрения соблюдения в национальном законодательстве РК принципов международного права, прописанных в международных документах.
20/7 Разработать предложения о закреплении в законодательстве РК основных принципов международного права. Эти принципы должны существовать в законодательстве и быть четко закреплены, возможно в форме декларации.
22/9 Провести реформу прокуратуры Республики Казахстан с целью устранения конфликта интересов.
23/10 Расширить полномочия Конституционного совета.
24/1 Клевета и оскорбление должны быть декриминализованы. Ни при каких обстоятельствах положения о посягательствах на честь и достоинство не должны предусматривать особые средства защиты для представителей власти, независимо от их звания или служебного положения. Право на тайну личной жизни не должно приниматься во внимание при наличии более существенного интереса.