Сегодня в Алматы общественный деятель Мухтар Тайжан подхватил астанинскую эстафету движения «Антигептил» и провел одиночный пикет на площади Республики.
На одиночного пикетчика пришли посмотреть, уравновешивая друг друга, более десятка журналистов и столько же сотрудников полиции и акимата.
Сама акция не заняла много времени: у монумента Независимости Мухтар Тайжан – руководитель фонда им. Б.Тайжана – развернул два наглядных плаката и дал короткие комментарии журналистам. В первую очередь он еще раз подчеркнул, что череда протестов активистов движения «Антигептил» ни в коей мере не направлена против России, как таковой.
«Мы ж не гоним Россию с Байконура, мы говорим – работайте. Но пусть там работают и другие страны, на конкурентной основе. Но также как и во всех других странах нужно запретить гептил. В России гептил запрещен. В Америке гептил запрещен. Почему в Казахстане он разрешен? – недоумевает М.Тайжан. – Каждая ракета – это шестьсот тонн гептила, который в шесть раз вреднее цианида. Вот почему мы рекордсмены мира по раку…»
Сам общественный деятель рассказал, что ему довелось побывать в окрестностях полигона Капустин Яр и космодрома Байконур, где живут люди, и видел последствия использования гептила. Но помимо этого, опасное топливо – еще и сердечно-сосудистые заболевания, падение репродуктивной способности населения, напомнил он о еще двух насущных проблемах страны.
Однако помимо применения на казахстанском космодроме устаревшего ракетного топлива, членов движения волнует военное присутствие России в Казахстане:
«Мы хотим с Россией равноправных, дружественных, добрососедских отношений, что само собой не подразумевает наличие полигонов одной страны на территории другой. Шесть полигонов России – это по территории примерно равно территории Польши, и эти полигоны разбросаны по всему Казахстану. Если страна или человек дружит с кем-то, он не должен приносить вред своему другу, поэтому я обращаюсь не только к нашим властям, но и к властям России: если вы дружественная страна, то пора уже закрыть эти полигоны, потому что они убивают нас!» – призвал Тайжан.
В течение десяти минут, пока проходила акция, полицейские консультировались с верхами, так как по ухваченным словам из беседы по рации одного из стражей порядка, повинтить пикетчика прямо на месте скорей всего помешала «общественность» – так полицейский назвал работников медиа.
Уверенный в том, что его схватят на месте, как это ежедневно происходит в Астане, М.Тайжан отпустил автомобиль, так что с площади он уехал на машине одной из редакций, предварительно сообщив журналистам, что следующей акцией в Алматы станет автопробег.
В качестве ликбеза (для полиции, работников акимата, прокуратуры и судей): казахстанский Закон о мирных собраниях не предусматривает возможности для выражения своего мнения гражданами, не входящими в какие-то общественные организации. Тем самым они имеют полное право ссылаться на другие законы, где подобное упущение прописано – в первую очередь на Конституцию РК и Международный Пакт о гражданских и политических правах, имеющих в нашей стране прямое действие. Кроме того, в 2011 году Прокуратура Жамбылской области в своем письменном ответе относительно возможности проведения одиночного пикета написала: «один человек не подпадает под действие закона и даже не обязан уведомлять власти об акции протеста».